рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Categories:

Вагнер и газовые камеры - с развитием биологии нацистская идеология может снова стать востребованной

Вагнер и газовые камеры в Берлине - , с развитием современной биологии нацистская идеология может снова стать востребованной.

В Берлине произошел скандал во время премьеры оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге» в постановке Буркхарда Косминского. Зрителей шокировало новое прочтение немецкого классика, ведь вместо традиционного классического варианта с Тангейзером, богиней Венерой, нимфами и пажами режиссер представил публике историю нацизма, показанную вплоть до убийств в газовых камерах и расстрелов.

Зрители забили тревогу уже на премьере: некоторые кричали, возмущаясь жестокостью сцен, другие вызывали докторов. Дюссельдорфский театр оперы и балета на Рейне, стремясь обелить свою репутацию, быстро снял с себя ответственность за постановку. Он заменил версию Косминского концертным вариантом: теперь хор просто сидит на сцене и исполняет партии. Кроме того, театр выпустил официальное заявление, сообщив о своем недовольстве режиссерскими находками, которое было высказано Косминскому еще до премьеры, и отказе режиссера смягчить сцены оперы.

Скандал вокруг оригинальной и провокативной режиссерской находки вызвал новую волну обсуждения Вагнера и нацизма. Краеугольным камнем традиционно стал общепризнанный факт: известно, что композитор придерживался антисемитских взглядов и именно его музыку в концлагерях включали во время массовых убийств.

Каким бы Вагнер ни был великим композитором, его работы теперь навсегда запятнаны нацизмом. Это не первый раз, когда в связи с именем Вагнера кого-либо обвиняют в излишней жестокости. Например, только год назад русский певец Евгений Никитин потерял главную роль в опере Вагнера, поскольку в татуировке на его теле обнаружили символы, которые могут интерпретироваться как нацистские. Кроме того, музыка Вагнера неофициально запрещена в Израиле. Известны случаи, когда деятели культуры пытались играть его музыку на израильской земле, но каждый раз сталкивались с непреодолимыми препятствиями (например, неожиданными отказами в аренде площадок) и в результате терпели крупные убытки.

При этом, однако, музыкальные обозреватели всего мира встают на защиту работ композитора. По признанию музыкального критика Клеменси Бертон-Хилл, Вагнер изменил перспективу развития искусства, что удавалось лишь немногим — Баху, Бетховену, Шенбергу. 10 мая многие страны мира праздновали 200-летие со дня рождения композитора, ведь его творчество, с новациями в гармонии и лейтмотивах, во многом определило дальнейшее развитие европейской музыки.

Вопрос о Вагнере остается открытым, в том числе потому, что его музыка вызывает у слушателей двойственные ощущения. Умиротворение, легкость, понятность — эти качества определенно не присущи его творчеству. Наоборот, в музыке прослеживается сильное напряжение, и, возможно, это одна из причин того, что у нее сложная судьба.

Мнения.ру спросили экспертов, насколько важно в понимании того или иного культурного события учитывать историю и правомерно ли расценивать музыку Вагнера с позиции поиска в ней нацистских идей.

Авром Шмулевич

Мнение высказывает Авром Шмулевич, израильский мистик, раввин, политический деятель и религиозный философ13 Мая 2013, 16:34:02

Дело в том, что вопрос с нацизмом до сих пор не закрыт. Музыка Вагнера стала символом нацистского прошлого и идеологии. Любое явление культуры существует в контексте истории, но в случае с Вагнером рассматривать его вне истории невозможно.

Вопрос нацизма не закрыт, потому что непонятны причины, которые привели к возникновению этого страшного феномена. Вероятность повторения все еще есть, потому что нацистская идеология еще не стала достояние истории как рабовладельческий строй в Древнем Риме. Музыка Вагнера и его роль в возникновении нацистской идеологии — не история, которая сдана в музеи. Речь идет не о Вагнере, а о современном мире. Вагнер стал один из символов для борьбы с идеологией нацизма.

Вопрос заключается в отношении государства к Вагнеру. Если картины или книги Гитлера сделают обязательными для изучения в школах — это будет определенный политический акт. То же самое и по отношению к Вагнеру или, например, свастики. Поддержка или неодобрение Вагнера уже не исходят из любви или нелюбви к его искусству — любая позиция становится политической. Запрет на исполнение Вагнера на государственных концертах тоже определенный акт, который показывает отношение к идеологии и опасения в его возрождении.

Нацизм — далеко не мертвая идеология, более того, в современном мире существует много предпосылок для его возникновения. Главная суть нацизма заключается даже не антисемитизме или захвате мирового господства, а в отношении к человеку как к биологическому существу. Гитлер относился к уничтожению евреев так же, как сейчас относятся к убийству свиней или кур. Соответственно, с развитием современной биологии нацистская идеология может снова стать востребованной.


Специально для Мнений.ру




Tags: Мировые тенденции, Мои интервью, Мои тексты, Нацизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments