рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Category:

«Великая Черкессия» и реальная Ингушетия

2013-04-30 Авраам Шмулевич 
Дела кавказские

Об черкесо-ингушском участке этого минного поля мы продолжаем разговор с Асланом Куазо.

Начало разговора: «Чечено-ингушская гармонь. Игра на разрыв».

Продолжение: «Ингушетия-Чечня-Осетия: история территориального спора. Взгляд с ингушской стороны».

Аслан Куазо, общественный деятель, поэт, публицист, член Союза журналистов РФ, учредитель и директор АНО Институт кавказской цивилизации, демократии и гражданского общества «Kavkasion» (Республика Ингушетия, Российская Федерация).

Авраам Шмулевич - Выдвигают ли ингуши свой территориальный проект? Если да – то какой и каковы его перспективы?

Аслан Куазо - Смотря, что понимать под термином «свой территориальный проект»…

Если под этим понимается что-нибудь вне Российской Федерации, то – нет, не выдвигают и даже не предполагают. Если имеется в виду внутри Федерации, то, конечно, ингуши уже 20 лет как добились воссоздания своего национально-государственного образования – Республики Ингушетия в статусе субъекта РФ, предполагая её полное территориальное восстановление (имеется в виду те территории, что незаконно у неё отняты сталинским режимом и продолжают находиться под юрисдикцией соседнего субъекта – Северной Осетии). Такое право ингушского народа не только продекларировано, но и закреплено законодательно сначала высшим органом власти бывшего СССР – Верховным Советом СССР, а затем и Российской Федерацией в виде Федеральных Законов, Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ. И то, что реализация этих актов пока не состоялась, это, как мне думается, только временный фактор, на который влияют различные политические обстоятельства. Но вся правовая база продолжает иметь юридическую силу и только ждёт своего времени.

Авраам Шмулевич - Ваше отношение к территориальным проектам, которые высказаны черкесами и карачаевцем (в двух моих последних статьях «Великая Черкессия: провокация и мечта» и «Кавказ в ожидании коллективного Моисея. Великая Черкессия под взглядом соседей по коммуналке»), ведь они затрагивают и территорию нынешней Республики Ингушетия?

Аслан Куазо - В постсоветское время у нас вдруг оказалось немало «великих» народов с «фантастически великим» прошлым, о которых мы до того не знали. И, притом, в прошлом они «владели», оказывается, территориями «от моря и до моря», а то и целыми континентами… А что касается Кавказа, то, оказывается, «владели» если не всем этим регионом, то, хотя бы, большей его частью… Это вам и «Великая Черкесия», и «Великая Осетия-Скифия-Сарматия-Алания», и «Великая Чечня», и «Великая Кабарда»… Даже мы, ингуши, порой стараемся не отстать в своей прошлой «великости». Как это, все наши соседи вдруг оказались «наследниками великого прошлого» своих «славных предков», а мы чем хуже, тем более, что наша история пребывания на Кавказе исчисляется тысячелетиями – намного древнее, чем следы некоторых наших «великих» в прошлом и сейчас соседей, включая даже сам русский народ? Но, при всем при этом, наши притязания на «великость» своего прошлого более скромны, нежели у соседей, даже кровно самых близких нам чеченцев.

Конечно, все эти «чудеса из прошлого» есть последствия тоталитарной советской империи, не дававшей объективному и свободному развитию исторической науки, особенно «малых» её народов, коверкая и подчиняя политической и идеологической целесообразности прошлое каждого этноса. А если у того или иного малого народа действительно корни уходили в глубь не только веков, но и тысячелетий, то на таких народов империя давила более жёстко и даже жестоко, вплоть до попыток их искоренения, если не удавалось размыть идеологически. Вот вам и примеры большевистских (сталинских) депортаций целых народов в 1940-х годах. А за столетие до этого, ещё в царскую эпоху, самые просвещённые и передовые, вроде, «либеральные» умы в России – декабристы – предлагали именно эти методы расправ над туземными народами Кавказа. И они реализовались столетие спустя, но уже в другом государстве.

Таким образом, до «горбачёвской перестройки» в СССР от нас, в основном, скрывалась наша объективная история. Она не только коверкалась, а где-то даже и запрещалась.

Теперь о проекте «Великая Черкесия».

В целом я это тоже отношу к тем постимперским «чудачествам», о которых упомянул выше. Даже есть специальные карты «Великой Черкесии», раскинутой чуть ли не от моря и до моря, занимая всё предгорное и равнинное пространство Северного Кавказа.

Да, в недалёком прошлом Черкесия на «предкавказской равнине» на самом деле была – фактически это было до закрепления России на Кавказе в XVIII-XIX веках. Но насколько долго и в каких временных пределах, на каких землях она была? И всегда ли устойчиво было её нахождение на тех территориях, особенно нарисованных на этих картах? И была ли она, по сути, настоящим государством, а если точнее – империей, как её там обозначают?

История знает периоды появления черкесских племён (или обществ) на Кавказе, знает хронологию дальнейших их расселений поСеверному Кавказу. Бесспорно, что более ранним и полным местом обитания их является бассейн реки Кубань и Причерноморье. Бесспорно и то, что впоследствии им удалось продвинуться на восток по землям, лежащим к северу от кавказского хребта. Но, до каких пределов? В какие периоды? Каким образом? Поэтому, исходя из наиболее объективных обстоятельств прошлого и настоящего, притязания апологетов «Великой Черкесии» на земли к востоку от рек Лескен, Урух, Терек – границы нынешней КБР – считаю более чем спорными. Загляните в академические издания по истории Северного Кавказа и там везде вы встретите упоминание о том, что вайнахивсегда, во всяком случае, в последнее тысячелетие, жили от Терека до Аксая. Но это только равнинная часть. В горах и в предгорьевайнахи жили и на левом берегу Терека и на правом берегу Аксая.

До появления той Черкесии, что мы видим на тех картах, тут существовали – или самостоятельно, или как части империи – владения тоТимура Хромого, то Золотой Орды, а до них несколько веков от Кубани и до Аксая была Алания, тоже своеобразная «империя», существовавшая как союз кавказских народов, одними из ключевых в котором были предки современных ингушей и чеченцев, осетин,балкарцев, карачаевцев, отчасти адыгов (черкесов) и ещё кого-то… До Алании была Хазария – огромная империя. До неё ещё что-то…

Поэтому, когда кто-то начинает громко заявлять о том, что он наследник чего-то «великого» в прошлом и на том основании претендует на «возврат» чего-то сейчас, то, на мой взгляд, следует вначале хорошенько изучить, что у него было на самом деле, как это было, когда это было во временных рамках и по хронологии, и какие имеются объективные, правовые, легитимные основания для таких притязаний?

Думаю, что никто из кавказских народов не оспаривает право черкесов наЧеркесию в пределах нынешнего Краснодарского края, а также частично современных КЧР, КБР и Ставропольского края, если, конечно, у них хватит черкесов, чтобы заселить ими везде. И не факт, что иные народы пожелают жить на своей исконной земле под властью черкесовна правах «гостей», ради удовлетворения великодержавных амбиций отдельных апологетов «Великой Черкесии».

В названные мной современные субъекты юга РФ, помимо части черкесских земель, входят значительной частью земли и других кавказских народов, на них проживавших в прошлом и проживающих поныне. Поэтому, как мне видится, менее конфликтный для них вариант – это Краснодарский край и, возможно Ставрополье, КЧР, КБР частично – если, конечно, на это пойдёт федеральная власть России, и если им удастся договориться об этом с тем населением, что проживает на этих территориях сейчас в значительном количественном превосходстве. А на земли, что восточнее от тех пределов, у черкесов нет никаких исторических или иных легитимных прав. Их временное пребывание тут, пользуясь разными историческими обстоятельствами того времени, не даёт им право на наследственность сегодня никоим образом.

Авраам Шмулевич - В своей статье по поводу территориального будущего Черкессии «Великая Черкессия: провокация и мечта» я привожу слова черкесского общественника Аслана Бешто: «Возвращаясь к территориальной реабилитации: понятно, что это трудный вопрос. Но не решаемый. В качестве примера приведу историю своего рода. Мой род проживал на территории, переданной Россией ингушам – нынешний Малгобекский район. Там у моей фамилии было одно село и два хутора. Часть фамилии ушла в глубь Кабарды, а часть осталась, где жила. Постепенно люди ассимилировались, и сталиингушами – их немало сейчас там. И как здесь быть»? - Действительно, и как тут быть?

Аслан Куазо - Ну, действительно, как тут быть? А очень просто – не нужно осложнять ничего искусственно. Всё течёт по законам жизни. И когда мы начинаем во что-то вмешиваться вопреки, чтобы это что-то изменить искусственным образом, начинаются катаклизмы, различные беды.

Ответ на данный ваш вопрос начну с того, что с Асланом Бешто мы не только тёзки по именам, но почти и родственники по фамилиям. И это в некотором смысле даже странно, что так совпало.

Я принадлежу к крупному ингушскому тейпу (роду) Коазой. То есть, я фактически Аслан Коазо, если указать в единственном числе, «й» добавляется в множественном показателе. Для облегчения неингушам в произнесении моей фамилии (в данном случае псевдонима, так как официально в документах пишусь на русифицированный вариант – Кодзоев), я вместо «о» использую «у» и получается Куазо.

Так вот, как пишет сам черкес А. Бешто, в ингушском народе действительно есть тейп (род) Бештой, а отдельного (в единственном числе) его представителя по ингушским нормам называют Бешто. Ингуши-бештой – малочисленный тейп, их всего-то несколько десяток дворов (семей), и проживают они, в основном, в Назрани, частично в других населённых пунктах Ингушетии. Но в горах, как и у всех полноценных ингушских тейпов, у них имеется свой родовой аул – Бишт. Он расположен в очень красивом, живописном месте, вЧулхойском ущелье, прямо на перевале между Джейрахско-Арамхинским и Ассинским ущельями, под сказочно фантастическими по красоте скалами и отрогами горы Цай-лоам. По-соседству с Бишт расположен мой родовой аул, точнее – его останки – Кязи, и все эти окружные земли и луга считаются нашими родовыми. В Биште до сих пор проживает одна семья, держа скот, хозяйство. А Кязи лежит в запустении, брошенный, хотя выходцев отсюда несравнимо больше, чем из Бишта. Но тут интересно то, что Бешто (основатель Бишта)считается названным братом (или побратимом) моего родоначальника – Коазо. История этого вопроса такова, что когда-то в древности у Бешто случился конфликт с представителями одного из крупных и воинственных тейпов, они его преследовали и, фактически, ему грозила расправа. А Коазо тоже имел не слабую силу и поддержку. И побратавшись с Бешто, своим соседом, он спас его от преследователей и решил их конфликт с миром. С тех пор представители наших двух фамилий считаются братьями и формально одним тейпом (родом).

То, что наш первопредок, родоначальник тейпа Коазой, вышел из древнего Таргима (ядра ингушского этноса), мы знаем, и я где-то пятнадцатый или шестнадцатый потомок от него по своей линии. А откуда пришёл Бешто, основавший Бишт, правдиво не знает практически никто.

Тех ли Бештой (фамилию) имеет в виду мой черкесский тёзка или нет, мне трудно знать, но совпадения тут интересные.

В том, что в черкесской (кабардинской) среде имеются потомки переселившихся к ним в разные времена ингушей, и в том, что вингушском народе тоже есть такие «осколки» от кабардино-черкесов, в этом ничего странного нет, это обычное для Кавказа в прошлом явление. В Кабарде немало потомков ингушских фамилий, уже считающих себя кабардинцами в поколениях. В Ингушетиитоже есть, пусть и поменьше, но фамилии, имеющие кабардинские корни. Такая же картина и с другими нашими народами-соседями.Причины таких переселений в разные времена были разные, но в основном это случалось по обстоятельствам кровной мести. Но могли быть и иные причины.

Но такие факты – не повод и не основание для каких-то территориальных притязаний друг к другу. Поэтому, отвечая на риторический вопросчеркеса Аслана Бешто, ингуш Аслан Коазо – побратим ингушу-бешто – говорит ему, что тут нет никаких причин для таких его «обременительных дум»: ингуши, ставшие кабардинцами или иными черкесами, живут в Кабарде или в иной Черкесии, считая себя кабардинцами или черкесами, а кабардинцы или иные черкесы, волею судьбы и времени ставшие ингушами, живут в Ингушетии, как полноценные и полноправные ингуши, и другими себя никак не видят, хотя о корнях некоторые из них и не забывают. Вопрос решён самой историей и реальностью времени.



Tags: Золотая Орда, Ингушетия, Интервью, История Россия, История СССР, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край, Малгобекский район, Межнациональные отношения, Мои тексты, Осетино-ингушский конфликт, Осетия, Российская политика на Кавказе, Ставропольский край, Хазария, Черкесы, Чеченцы, Чечня, Этногенез, Этнография, Этнопсихология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments