рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Абхазские евреи — забытая община

Абхазские евреи — забытая община

03.10.2012

«Меня зовут Иосиф Ашкинази. Ашкинази, а не Ашкенадзе». Казалось бы, измени одну-две буквы — и получится типичная грузинская фамилия. Но 70-летний Иосиф Ашкинази — не грузин, а ашкеназский еврей, один из немногих, кто остался жить на территории непризнанной международным сообществом Абхазии.

Абхазию признали всего несколько государств в мире, в том числе Россия. Грузия продолжает считать эту землю своей. В результате межэтнических конфликтов 1991-1992 годов более 200 тысяч жителей покинули республику, в их числе было и большинство представителей местной еврейской общины.

Тем не менее на улице Инал-Ипа в Сухуме все еще действует синагога. Как отмечает обозреватель американского издания Forward Максим Эдвардс, еще в 2004 году средний возраст местных евреев составлял 72 года, и с тех пор община вряд ли помолодела. В 1989 году в одном только Сухуме насчитывалось 1300 евреев, а сейчас — не более 200 во всей республике.

В 1993 году «Сохнут» организованно вывез из охваченной войной республики евреев, но многие не захотели покидать свой дом. Интересно, что уехали главным образом грузинские евреи, а среди оставшихся преобладают ашкеназы.

Здание синагоги выглядит полуразрушенным, оно очень сильно пострадало в годы военного противостояния грузин и абхазов. В синагогальном дворе можно без труда отыскать микву и уже лет 50 не использовавшуюся по назначению печь для мацы.

Еврейскую общину Абхазии возглавляет 38-летний Игорь Черняк, выпускник московской иешивы и президент Абхазского еврейского конгресса. На субботнюю службу, которую Черняк ведет в синагоге, приходят человек 15 пенсионеров, заполняющих не более пятой части молельного зала.

— По крайней мере, с дискриминацией местное еврейское население не сталкивается, — говорит Черняк. — Абхазы вообще не знают, что такое антисемитизм. Определенные проблемы были, пожалуй, у грузинских евреев, но, скорее, из-за их «грузинства», а не по причине еврейства.

Единственными организациями, которые оказывают благотворительную помощь еврейской общине Абхазии, являются ростовский филиал международного гуманитарного фонда «Джойнт» и еврейская община Сочи.

В 2004 году состоялся первый официальный визит представителя израильского МИДа в непризнанную республику. Это событие положительно повлияло на отношение к евреям со стороны абхазского населения. С теплыми словами к Ривке Коэн (послу Израиля в Грузии и Армении) обратились члены правительства Абхазии и лидеры еврейской общины.

Ашкинази показывает Эдвардсу старый фотоальбом, в котором запечатлены знаменательные вехи в истории еврейской общины. Черно-белые советские фотографии демонстрируют процветающую, благополучную по советским меркам жизнь времен Хрущева и Брежнева. Здесь даже публично отмечались бар-мицвы, что в других регионах СССР было редкостью.

«Мы были рады познакомиться с еврейской общиной Сухуми, особенно с молодежью. Нас обрадовало, что евреи здесь могут сохранять верность своей религии. Хотелось бы, чтобы у местной еврейской общины все было хорошо». Такую надпись на английском языке в 1970 году сделали в альбоме общины туристы из США Джонатан Бернштейн, Джой Зильбер и Мириам Вайнбергер.

Да, жизнь сухумских евреев сегодня и в самом деле нелегка. Но, как говорит Иосиф Ашкинази, их девизом является высказывание Фазиля Искандера, который, хотя и пишет по-русски, считается истинным выразителем абхазского национального характера: «Я полагаю, чтобы овладеть хорошим юмором, надо дойти до крайнего пессимизма, заглянуть в мрачную бездну, убедиться, что и там ничего нет, и потихоньку возвращаться обратно. След, оставляемый этим обратным путем, и будет настоящим юмором».
Материал подготовил Роберт Берг
Tags: Абхазия, Евреи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments