рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Categories:

Галахическое разрешение иметь любовницу и ветер перемен.

Институт семьи трансформируется. Это происходит поскольку в современном обществе кардинально меняется его экономическая основа, меняются характер экономических и социальных связей между партнерам, и меняется экономическая роль женщины.

Я уже давал ссылку на шум, поднятый в израильской прессе по поводу разрешения иметь любовницу - галахического постановления одного из ведущих галахических авторитетов Израиля председателя раввинатского суда Иерусалима раввина Элиягу Абарджиля. Разбирая некий конкретный случай, рав разрешил мужчине иметь "пилегешь". то есть постоянную любовницу. Также возможно, чтобы любовница жила в одной квартире с мужем и женой.
А принципе, в этом постановлении нет ничего принципиального нового, глалаха запрещает внебрачные связи, но раввины последних поколений по социально-этическим мативам предпочитаали не акцентировать на этом внимание.

Время от времени в религиозных кругах вопрос этот начинает обсуждаться, затем вновь заметается под ковер. Постановление рава Абарджиля - одно из немногих открыто разрешающих мнений современных авторитета, высказанное публично. Интересно однако, что само постановлением вынесено 9 лет назад, опубликовано три года назад. Возникает вопрос, почему светские СМИ, обратили на него внимание именно сейчас?

В любом случае - формы института семьи и принятые нормы сексуальных отношений в меняющемся обществе - меняются. Затрагивает это и еврейское общество. Кому-то этот процесс досавляет боль, кому-то радость. Но остановить его невозможно.

Неузнаваемо изменилась кухня. Сменились те, кто находятся на кухне. "Кирхе" в процессе этих изменений вообще грозит исчезнуть как класс. Остается надеятся. что хоть женщины в этой классической триаде будут меняться только в лучшую сторону. А главное - все же останутся с нами, а не уйдут в свободный полет.
Постановлене приводится в книге: ע. רה - רח ספר שאלות ותשובות דברות אליהו. חלק שביעי. ירושלים תשס"ט. .אליהו אברזל
Вот его текст на иврите
rav_chaim сделал его конспективный перевод:
Псак Рава Абарджиля по поводу пилегеш

Предупреждаю сразу я пишу укорочено и поэтому не привожу мелкие нюансы. А также прошу прощения за задержку - сделать конспект псака занимает время.



Начнём с случая приведённого в вопросе и на который дан псак:
1. Спрашивающий не имеет со своей женой никаких интимных отношений по алахическим причинам очень длительное время.
2. Спрашивающий ещё не исполнил заповедь плодитесь и размножайтесь и возраст его подгоняет.
3. Жена спрашивающего не хочет разводится и не готова принять гет
4. Вопрос взять пилегеш, соблюдающую Тору и заповеди, которая будет ходить в микве для того, чтобы у спрашивающего были дети.

Мои примеч.: ситуация проблематичная и особенная. Поэтому сразу видно ответ не для всех ситуаций.

Ответ:

1. Разбор вопроса каким образом человек берёт пилегеш - есть ли ктуба и нужно ли делать кидушин.

Приведён спор между Иерусалимским и Вавилонскими Талмудами. Когда из Иерусалимского вроде видно, что пилегеш берут посредством кидушин, а спор между танаим в том есть ли ктуба без условий о заботе, сохраняя денежные обязательства или ктубы вообще нет. В Вавилонском талмуде ясно видно, что для того чтобы взять пилегеш кидушин не нужно. Правда не всё так просто и гладко в Иерусамлимском Талмуде, и есть те кто считает, что нет спора между талмудами и кидушин не нужны (Рамабам), а есть те кто считает, что есть спор между талмудами - по вавилонскому не надо кидушин, а по иерусалимскому надо (Курбан аЭда на Иерусалимский Талмуд).
Раши по пониманию Рамбана - кидушин надо и для пилегеш.
Сам Рамбан - не надо.
Рав Абарджиль - и по Раши не надо, ведь он послал смотреть Сангедрин в Вавилонском Талмуде, где чётко сказано, что кидушин не надо.

2.Разбор запрещена ли пилегеш или разрешена. И если разрешена, то на каких условиях и какие ограничения.

а. Рамбам - пилегеш разрешена только царям, а простому человеку запрещена. По примичаниям Райведа можно понят, что по Рамбаму для простого человека даже для пилегеш нужны кидушин.

б. Раавад - Даже простой человек если берёт женщину, которая только с ним, а "не переходит по мужикам", то она разрешена и без кидушин и это и есть пилегеш. Т.е. и простому человеку пилегеш не запрещена.

После этого приведён псак Рэма в Эвен аЭзер, в котором сначала ША говорит, что даже если делает себе женщину особенной (как муж и жена), но без кидушин, то это запрещено. Но Рэма объясняет ША, что это только когда женщина стесняется ходить в микве (Прим. от меня это мнение Роша и Рамбана, что запрет пилегеш только из-за хашаша, что женщина не будет ходить в микве). И Рэма приводит мнение Раавада с условием, что женщина ходит в микву . и она постоянно с этим человеком (как муж и жена), то без кидушин это разрешено и это и есть пилегеш. А потом в "есть те кто говорит" приводит запрещающее брать женщину без кидушин мнение Рамбама.

Рашаш доказывает что пилегеш разрешена и алаха как Раавад и Рамбан, через гмару в Йома, говорящую о том, что мудрецы приходя в город, брали себе женщин без кидушин, для того чтобы у них была как бы жена и йецер оставил бы их, что и есть пилегеш.

в. Риваш говорит, что Раавад сказал, что нет запрета Торы в пилегеш и нет малкот, но ведь есть гзера Царя Давида и его суда, запрещающая брать пилегеш из-за того, что произошло с Амнон и Тамар. А то что у Даваида были пилагшот, объясняет, что он их взял до гзеры. В следующем ответе Риваш говорит, что пилегеш берут без кидушин, доказывая это из того, что Ахотопель посоветовал Авшалому возлечь с пилагшот его отца Давида. Если бы были кидушин, такое посоветывать нельзя из-за запрета прелюбодеяния.

г. Рамбан в ответе Рабейну Йоне - пилегеш разрешена в принципе, но нельзя чтобы народ знал это разрешение, ибо они повязнут в блуде и будут спать с нидот.
- Рав Абарджиль - по Рамбану есть разрешение брать женщину, которая будет ему особой (как муж и жена, но без кидушин - мои примеч.), только есть опасения, что не будет ходить в микве. Поэтому если ходит в микве и есть в этом уверенность нет никакого запрета.

Шу"т Мишпатей Йешарим Рава Рафаэля Бардуго - нет никаких запретов в пилегеш и нет гзерот и нельзя придумывать гзерот от себя. Поэтому привёл случай, когда человек развёлся с женой, а та вышла за другого и тот тоже развёлся с ней и теперь превый муж не может взять эту женщину как жену. Рав Бардуго разрешил взять её как пилегеш есль она ходит в микве. Хотя Радбаз запрещает пилегеш простому человеку, но в шаат адхак можно разрешить.

В Шу"т Нофет Цуф - Нет принципиального запрета пилегеш, а есть хашашот (сомнения по поводу поведения людей) у мудрецов последних поколений, что люди воспользовавшись этим разрешением будут вести себя аморально с т.з. разврата и блуда. Поэтому можно разрешить по решению бейт дина в том месте где это необходимо, с условием, что и другие законоучителя с ним согласятся и что это для заповеди.

Йавец - не принимает постановление Рамбама и говорит, что многие великие брали себе пелагшот, и даже Риваш свидетельствует, что в Испании так делали. Более того на пилагшот нети херема Рабейну Гершом. Но чтобы это разрешить нужно спросить посека на месте можно ли положится на разрешение и это только с условием, что женщина предназначена только этому мужчине и она ходит в микве. И главное, чтобы женщина была верная мужчине, а также чтобы мог обзавестись потомством в случае, когда не может это сделать с женой, и чтобы все мысли были направлены к святости.

Таалумот Лев - Нельзя разрешать пилегеш с лёгкостью, но Йавец прав. Главное, чтобы женщина ходила в микве.

Из всего этого Рав Абарджиль делает вывод, что в случае спрашивающего и на условии, что женщина которую он возьмет будет ходить в микве, можно разрешить взять пилегеш.
Tags: Женщины, Иудаизм, Постиндустриальность, Революция, Трансформации общества
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment