рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Jб ангелах

Jб ангелах
Р-н Лейзер Гурков (Перевод С. Жильцова).

В Торе, в начале главы "Вайишлах", рассказывается, как Яков отправил посланников к своему брату Эсаву. При отправке сообщений мы обычно сосредотачиваемся на самом сообщении, а не посланцах, но это эссе написано именно о них. В Мидраше приводится дискуссия о том, что за послов отправил Яков. Один мудрец считает, что он послал обычных людей, другие же говорят, что Яков послал ангелов.

Близкое знакомство Якова с ангелами и его власть над ними, безусловно, вызывают восхищение. Много ли вы знаете людей, которые были бы в состоянии отправить ангелов для выполнения своих поручений? Но на самом деле, в этом смысле Яков не уникален. Мы все на это способны.

Вызов ангела

Наши мудрецы учат, что каждое слово молитвы призывает ангела, который собирает, очищает и совершенствует его, и затем преподносит его Б-гу. Если слово не было ясно выговорено, ангел придаёт ему новую, правильную форму. Если слово было сказано без надлежащего сосредоточения, или ещё хуже, если ему сопутствовали неуместным мысли, ангел удаляет побочную мысль и представляет молитву Б-гу в чистой форме. Если молитва была произнесена не на иврите, а на другом языке, ангел переводит её и преподносит ее Б-гу на Святом Языке.

Осознание того, что каждое слово нашей молитвы проверяется ангелом на грамматику и правильность концентрации должно служить повышению нашей сосредоточенности во время молитвы и вдохновлять нас быть более внимательными к словам и молиться с полной преданностью.

Сотворение ангелов

Наши молитвы не только призывают ангелов, но на самом деле также творят новых. Наши мудрецы учат, что каждое человеческое деяние создает ангела. Добрые дела создают ангелов, которые заступаются за нас на Небесах, плохие поступки создают ангелов-обвинителей1. Рабби Исраэль Бааль Шем Тов учил, что не только наши дела, но и произносимые слова создают ангелов. Слова нашей молитвы не только призывают ангелов, они творят ангелов. Эти ангелы являются не только носителями наших слов, их сущность и есть наши слова.

Отсюда следует, что ангелы отражают характер слов, которые их породили. Ангелы, порожденные сосредоточенной, пламенной молитвой, сильны и полны трепета. Ангелы, созданные механическим чтением молитвы, – безжизненные и вялые. Состояние этих ангелов автоматически передаёт характер наших молитв. Если ангелы безжизненны, то на Небесах знают, что мы просто талдычили молитву наизусть, если же они полны энергии, – значит мы молились с благоговением2.

Сопровождение

Ангелы, созданные нашими делами и словами, сопровождают нас по жизни и своим присутствием сигнализируют о наших поступках. Обычный человек не чувствует присутствие множества ангелов, которые сопровождают каждого, но цадики (праведники) свободно это ощущают. Когда мы попадаем в присутствие цадика, он чувствует ангелов, которые сопровождают нас, и может четко различить "ангелов-защитников" и "ангелов-обвинителей".

Известна история о человеке, который пренебрежительно отозвался о рабби Исраэле Бааль Шем Тове. На следующий день рабби Исраэль повстречался с этим человеко лицом к лицу и сразу же осведомился о причинах навета. Человек потрясенно вопросил: "Кто же вам мог об этом рассказать?!" "Ангел поведал мне", – ответил рабби Исраэль. "Ангел бы вам этого не сказал, – возразил тот, – ангелы доносительством не занимаются". "А этот занимается – промолвил Бааль Шем Тов, – это был ангел, созданный твоей клеветой. Одним своим присутствием он сообщил мне о том, как был создан".

Защита

Конечно, мы не единственные, кто отправляет ангелов на задание. Б-г это делает тоже.

Один маленький мальчик из Бруклина однажды споткнулся на крыльце своего дома и скатился по ступеням вниз. Его мать, беременная женщина, кинулась за ним, чтобы поднять и убедится, что он в порядке. Любавичский Ребе, который проходил мимо в тот момент, обратил внимание на происходящее. В тот же день Ребе подошел к отцу мальчика и попросил его передать своей жене просьбу быть осторожной в ее нынешнем положении и не метаться необдуманно", "Пусть она знает, – сказал Ребе, – что, когда маленькие дети спотыкаются, Б-г подкладывает подушечку, чтобы смягчить их падение"3.

Каждому из нас доводилось быть на один шаг от катастрофы и удавалось едва избежать трагедии. Мы думали, что это просто удача, но на самом деле это ангелы, созданные нашими добрыми делами, следят за нами и защищают нас. Они уводят нас от греха подальше и подкладывают подушки, смягчая наши падения. Маленькие чудеса, которые они творят, происходят на каждом шагу, но мы их мало замечаем, а между тем, внимание к такого рода чудесам может укрепить нашу связь с Творцом. Ведь даже просто само знание о существовании этих чудес усиливает нашу благодарность Б-гу, а размышления о них порождает постоянное осознание присутствия Всевышнего, Который посылает ангелов следить за нашей безопасностью и защищать нас от вреда.

Перевод С. Жильцова

8 комментариев

Сноски
1. Талмуд, трактат Авот, 4:11; см. комментарии рабби Овадьи из Бертиноро и "Ликутей Тора", гл. Бамидбар, 11а.
2. "Биурим Лепиркей Авот", с. 205.
3. Существует видеозапись рассказа об этом самой матери, сделанная Jewish Educational Media (JEM).
Tags: Иудаизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments