рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Category:

«Русская религия» и еврейская каббала. Отрывок 2

«Русская религия» и еврейская каббала. Отрывок 2
Авраам Шмулевич

Одной из исторических манифестаций лурианского комплекса идей является хасидизм Бешта (Исраель бен Элиезер Баал Шем Тов, ("Баал Шем Тов" - "Господин благого Имени) Окуп?, на границе Польши и Валахии – 1760, Меджибож, ныне Хмельницкая область Украины). Начав свое распространение со второй половины 30-х гг. XVIII в., хасидизм феноменально быстро стал одним из ведущих течений в еврействе Восточной Европы, современных Венгрии, Румынии, Польши, Белоруссии, Молдавии, Украины и Литвы.
Одним из ключевых концептов лурианской каббалы (хасидизм акцентировал на нем особое внимание), является понятие снисхождения Шехины, концепции "снисхождения В-севыщнего в мир", "строительство для В-севышнего жилища в нижних мирах". Важнейшее место также занимает учение о Праведнике (на иврите "цаддик"). "Праведник – основа мира" ("Цаддик – йесод олам") – этот стих из кн. Притч (10:25) хасидизм трактует буквально. Именно через Праведника-Цаддика приходит в мир вся жизненность, именно ради заслуг праведника В-севышний не уничтожает этот мир, даже когда он погряз в грехе (как явствует из истории Праотца Авраама и Содома, когда Б-г был готов пощадить земное воплощение греха, если бы в нем жили десять праведников). А, поскольку жизненность, все духовные и материальные блага спускаются в этом мир ради цадика, т.е. через цаддика – то цаддик-праведник может и контролировать и перераспределять этот поток. Праведник выступает в роли Кормильца мира. Б-г также советуется с праведником при управлении миром, прислушивается к его словам. Мнение праведника имеет вес в Высших мирах. Таким образом, праведник как бы участвует в управлении миром, является сотрудником В-севышнего, стоит ближе к Б-гу, чем стоят даже ангелы, и те должны получать и выполнять распоряжения праведника. [Последняя идея, основанная на книге Зогар, например, обосновывается в книге Рабби Нахмана из Брацлава "Ликутей Могаран", 2:1. Литература о концепции цадика очень обширна, она проходит красной нитью через писания всех учителей хасидизма, из научной лит-ры стоит особо отметить: Dresner S. The Zaddik. New York, 1960.; Nigal G. Tsadik ve-eda. Deot vemashalim breshit ha-hasidut. Jerusalem. 1962]. Если через призму этих идей посмотреть, например, на рассказ об основателе духоборчества Иларионе Побирохине: "Однажды, пришедши в собрание духоборцев, Уклеин (основатель молоканства – А.Ш.) услышал от них, что кормилец (т.е. Побирохин – А.Ш.) будет судить всю вселенную" [Исторические сведения, с.46], то это свидетельство будет выглядеть несколько по другому, чем оно представлялся передавшему данное молоканское предание церковному деятелю.
По-иному будет выглядеть и титул "кормилец", которым именовали "сектанты" своих духовных лидеров, и учение Поберохина, о том, что "Бога в собственном существе нет, а пребывает он в роде праведных, и, основываясь на таком понятии о боге, он называл себя, как праведника, сыном божиим". [Исторические сведения, с.44]
В иудаизме данные идеи были доведены до логического предела в учении секты элокистов в хасидизме Хабад (см. ниже) о том, что Любавический Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон "сам и есть Б–г, поставивший себя в тело”. На внешнем уровне это представление выглядит абсолютно тождественным идеям "русских сектантов".
Речь идет именно о схожести идейного ряда. Естественно, возникает вопрос, каким образом возникла эта схожесть.
Tags: Мои тексты, Субботники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments