рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

"Кавказ может отпасть от России"

"Кавказ может отпасть от России"
"Это станет следствием хаоса, признаки которого можно видеть повсеместно"



Как это ни странно, русские все еще являются одним из самых многочисленных народов Северного Кавказа. Но определенно самым «тихим» народом в смысле вступлений протеста, количества и активности общественных организаций, представляющих русских, внимания СМИ и Федеральной власти к их проблемам… Одной из немногих заметных организаций, выступающих от имени русского населения, является Союз славян республики Адыгея. Хотя и он действует только в переделах своей республики. Ничего подобного Союзу Славян Северного Кавказа нет и в помине.

Мой собеседник – Владимир Иванович Каратаев, Председатель исполкома «Союза славян Адыгеи», редактор газеты «Закубанье».

Авраам Шмулевич - В русском обществе все более настойчиво звучат призывы к «уходу с Кавказа». Что Вы по этому поводу думаете?

Владимир Каратаев - Русское общество устало от войны на Кавказе и от кавказских криминальных группировок, активно осваивающих просторы России. Поэтому за 20 лет у людей и сложилось мнение, что лучше уйти, чем оплачивать беспредел. Плюс – беженцы из республик, которые не желают видеть рядом с собой тех, кто лишил их нормальной жизни.

Лично я убежден, что вот так - взять и уйти с Кавказа, России невозможно. Но и дальше сохранять такую гибельную для государства политику также невозможно.

Что делать - это вопрос к федеральной власти, нашим мнением она никогда не интересовалась. Кроме того, проблема Кавказа не существует сама по себе. Она вытекает из проблем общегосударственных - коррупция, отсутствие вменяемой национальной политики, разрушение экономики и сельского хозяйства.


Авраам Шмулевич - Русские в Адыгее, составляя большинство населения, оказались в роли политического меньшинства. Примерно такая же ситуация сложилась во всех национальных республиках и РФ и СНГ. В чем причина? Не проявляется ли тут некоторое базовое свойство русской нации - неумение жить вне «зонтика» мощного государства?

Владимир Каратаев - Это как посмотреть. С точки зрения народа – «зонтик» это необходимый для нормальной жизни уровень социальной защиты, достигнутый после многих лет лишений и титанического труда. С точки зрения тех, кто народ ограбил - это некое неестественное образование, якобы мешающее людям в самостоятельной жизни.

Мне представляется, что в лучшие времена Россия развивалась благодаря не рабам, а людям свободным, имевшим возможность самостоятельно строить свою жизнь: поморы, казаки, купцы и промышленники, свободные крестьяне. За годы большевистского террора уничтожен цвет русской нации. Самые лучшие из нового, уже советского поколения погибли на фронтах Великой Отечественной. А по тем, что выросли после войны, стальным катком проехала «перестройка». Русский народ очень давно не жил «для себя» и не решал «для себя». У других народов, тех же адыгов, какая-никакая, но своя национальная власть к моменту распада Союза была. У русских ничего этого давно уже не было. Если помните, попытку создать такую структуру после войны Сталин пресек в корне. В итоге народы, которые имели республики и автономии, или те, которые уже при Советах имели опыт криминального рынка, оказались в более выгодной ситуации.

Неумение жить вне «зонтика» мощного государства – это, как мне представляется, естественное свойство государствообразующего народа, давно переросшего такие консолидирующие механизмы как родо-племенные традиции. Отсутствие «зонтика» - трагедия народа утратившего контроль над государством. Но этот народ может стать колоссальной созидательной силой в том случае, если государства изменится.

Авраам Шмулевич - Кого представляет «Союз Славян Адыгеи»?

Владимир Каратаев - Проводившиеся нами съезды, собиравшие более 1000 человек делегатов практически от всех населенных пунктов Адыгеи, говорят сами за себя. Другое дело, что центральные СМИ с большим энтузиазмом показывали съезды Конфедерации горских народов, на которых выдвигались ультиматумы России и игнорировали все, что исходило от русских из республик, требовавших соблюдения своих гражданских прав.

Авраам Шмулевич - Расскажите о Вашей организации и о себе лично.

Вообще-то, часть активистов Союза славян занялась общественной деятельностью ещё в клубе «Гражданин». Созданный в 80-е годы, он объединял немало людей разных национальностей, понимавших необходимость демократических преобразований в государстве, управление которым было доведено верхушкой КПСС до маразма. Искренне верили речам Горбачева, позднее многие из нас верили и в раннего Ельцина. Жизнь показала, что «перестройщики» - всего лишь воры, вознамерившиеся нагреть руки на очередной трагедии народа

А вот партхозноменклатура, в отличие от нас, никакими иллюзиями не страдала, и умело использовала имеющийся ресурс КПСС в собственных интересах, подкрепив его риторикой о национальном самоопределении. Это было время «глотания суверенитетов» автономными областями и республиками. Активная сепаратистская деятельность части адыгейской национальной элиты, поддерживаемая руководством Адыгеи, публикации идеологов «Великой Черкесии», - все это не давало нам никаких иллюзий относительно намерений лидеров нового «государства» в государстве.

Почему именно «Союз славян»? Казачья организация в Адыгее к тому времени уже существовала. Но в среде казачества сразу же начались споры – «казаки-народ, или часть народа русского?» Немало их впало в иллюзию, что казаки, пережившие массовое истребление в годы большевистского террора, могут рассчитывать на реабилитацию. Другая часть, на мой взгляд, трезвомыслящая, понимала, что судьба казаков неотделима от судьбы всех русских в России. Этот внутренний конфликт не способствовал тому, чтобы казачество стало ядром для консолидации русского, если хотите славянского населения Адыгеи в борьбе за свои гражданские права.

Поэтому в результате переговоров тогдашних руководителей казаков, клуба «Гражданин» и регионального отделения «Демократической партии России» (Травкина) и было решено создать «Союз славян Адыгеи». Согласно устава, организация призвана отстаивать интересы того самого «нетитульного населения», составлявшего в то время 68% общей численности жителей Адыгеи.

Что касается меня лично, то до распада Союза я работал начальником гидрологической станции. Много личного времени посвящал общественной работе, вел туркружок, вместе с супругой организовывали для школьников летние эколагеря. Был одним из основателей отделения «Социально- экологического Союза» и его сопредседателем.

Политикой заняться жизнь заставила. Возможно от отца - участника Отечественной войны, я унаследовал непримиримость ко всему несправедливому, вот и несу свой рок. Получать деньги от государства я прекратил в 1999 году, когда мои представления о государственном интересе вошли в противоречие с политикой проводимой руководством Росгидромета в регионах. С тех пор редактирую газету нашей организации «Закубанье».

Авраам Шмулевич - От некоторых черкесских активистов мне приходилось слышать мнение, что этот Союз - выразитель интересов оттертой от власти номенклатуры. Какова ваша общественная и административная поддержка?

Владимир Каратаев - Если говорить о русской партхозноменклатуре, оставшейся в наследство от КПСС, на мой взгляд, в большинстве своём это конформисты, лишенные всякого чувства не только национального, но и просто человеческого достоинства. Те из них, которые могли как-то повлиять на ситуацию, не были «оттерты от власти», а, наоборот, были обласканы руководством нового «государства» и получили свою долю от «суверенитета». Бывало, что некоторые из них, лишившись должности, или столкнувшись с какой-то проблемой во взаимоотношениях с руководством Республики Адыгея, обращались в Союз славян, но никогда не оказывали никакого влияния на нашу работу, хотя такие попытки неоднократно делались.

В составе правления Союза славян есть госчиновники, учителя, врачи, предприниматели, рабочие, пенсионеры. Наша общественная поддержки - простой народ, причем не только русские. Ведь, отстаивая права граждан, мы не делим их по национальностям.

Что касается административной поддержки, её за исключением 1-2 случаев, в частности, когда решался вопрос с выделением нам помещения под офис, не было, и нет. Да мы никогда на неё и не рассчитываем.

Всё что нам удается делать - это вклад наших активистов и результат поддержки простых людей, также вносящих свой посильный вклад в работу организации.


Авраам Шмулевич - Ваше отношение к созданию СКФО? И в том числе, к тому, что в состав округа не включена Республика Адыгея?

Владимир Каратаев - Как и все, что в последнее время делается федеральной властью на Кавказе, создание СКФО для меня не понятно. Оказавшись неспособными навести конституционный порядок в Чечне, Кремль осыпал её деньгами в обмен на видимость стабильности. Сдается, что территория, где будет поддерживаться такая «стабильность», с созданием СКФО значительно расширяется. В этом смысле я считаю, что Адыгее очень повезло. А в целом я глубоко убежден, что существование этих округов не имеет смысла.


Авраам Шмулевич - Как вы относитесь к идее административной ликвидации Республики Адыгея? В последнее время некоторые службы и ведомства были выведены из ведения республиканской администрации и переданы в подчинение Краснодарскому краю.

Владимир Каратаев - Очень положительно. Сохранить традиции, язык и культуру возможно и в составе края. К тому же уровень жизни и общественно-политическая стабильность при объединении явно поднимутся. Три президента Адыгеи имели все возможности сделать из республики «конфетку». Но для этого у них не хватило того самого чувства долга, которым они якобы руководствовались, проводя здесь «государственное строительство». Всё свелось к личным интересам или интересам окружения.

Я имел опыт работы в федеральной службе и знаю, что интересы местной власти и общегосударственные не всегда совпадают. Что касается таких структур, как ФСБ, МВД, Наркоконтроль, таможня, пограничная служба, и т. п., то здесь должен быть подход не административно-территориальный, а основанный на задачах службы. Ну зачем , например, в Адыгее отдельная структура наркоконтроля, если она внутри края? Или ФСБ? Разве что для того, чтобы обеспечить рабочее место ещё одному генералу. К тому же административно-территориальное деление таких служб нередко ведёт руководителей их подразделений к зависимости от местных князьков: квартиры, дачки, работа для жён, учеба для детей и т.д. В итоге, федеральная служба становится карманной. Мы в Адыгее это неоднократно наблюдали. Должна быть разумная достаточность и общегосударственный интерес.

Другое дело, что высокая степень коррупции делает эти службы мало эффективными, в каких бы границах они не существовали. В этой связи борьба за «свою» федеральную структуру может быть всего лишь борьбой за кормушку для очередного родственника и не более того. Взять ту же Адыгейскую таможню, которую закрыли из-за высокой коррумпированности (кажется даже кого-то осудили).

Но, если конечно разговор идёт о создании суверенного государства, то да, тогда следует обязательно требовать наличия здесь подразделений всех федеральных служб, вплоть до Генштаба и Центра управления космическими полетами.


Авраам Шмулевич - Черкесские общественные организации выдвигают требование об объединении всех черкесов РФ в единый субъект Федерации. Ваше мнение – насколько это желательно и насколько реально? Будете ли вы способствовать или препятствовать процессу создания такой «единой Черкессии», если он начнется?

Владимир Каратаев - Опять же здесь следует уточнить ситуацию. Если черкесы стремятся к созданию собственного государства, то всё правильно. Но в этом случае и русские вправе требовать того же, и карачаевцы, и балкарцы, и т.д. А далее - это уже вопрос урегулирования интересов черкесов и других народов, живущих на этой территории. Думаю, что идея эта сегодня абсурдна.

Вся проблема - в маразматическом федерализме РФ. Если он территориальный – следует упразднить республики, отделив те, что не желают жить по общим законам. Если он – национальный - то у меня опять вопрос - где русское национальное государство, в котором я чувствовал себя на своей земле?


Авраам Шмулевич - Ваше отношение к вопросу «признания геноцида черкесов»?

Владимир Каратаев - Я не могу рассуждать об этой теме достаточно компетентно. Могу сказать одно - этот вопрос не должен быть поводом для политических спекуляций. К сожалению, это уже имеет место быть. В вопросе этом нет единого мнения, а в школах и институтах Адыгеи уже во всю преподают историю геноцида. При таком подходе истина, по большому счету, уже и не нужна. С другой стороны меня возмущает позиция опять же федералов - их двусмысленное молчание. Вопрос очень серьезный, чтобы позволять себе отмалчиваться. Кстати, недавно Андрей Епифанцев написал книгу, в которой, на мой взгляд, дал достаточно взвешенный взгляд на эту проблему. Вот такого всестороннего подхода к рассмотрению фактов местным историкам явно не хватает.


Авраам Шмулевич - Что из себя представляет казачество Северного Кавказа, Адыгеи в честности?

Владимир Каратаев - Сегодня это остатки тех казаков, которые искренне поверили в сказки Ельцина, а потом Путина о «реабилитации казачества». Никакой реабилитации они, естественно, не получили. А право, записавшись в «реестр», поддерживать общественный порядок наравне с милицией – это не реабилитация. Надеюсь, Вы понимаете, что не только в милиции, но и в любом роде войск, можно учредить «казачьи бригады». Гораздо труднее вернуть казакам земли и станичное самоуправление, то есть то, что и составляло суть их жизненного уклада. Из этого ничего не сделано. Может быть, будут новые обещания перед выборами президента?

Авраам Шмулевич - Каково положение русских в других северо-кавказских республиках? Есть ли там организации подобные вашей?

Владимир Каратаев - Лет десять назад у нас были контакты с русскими организациями в этих республиках. Сегодня активно работающие организации нам не известны. Казачьи (реестровые) структуры, где-то ещё работают, но в целом ситуации с русскими это не меняет – русские уходят или уже ушли.

Авраам Шмулевич - Ваша организация имеет репутацию антисемитской. В органе ССА газете "Закубанье", главным редактором который Вы являетесь, довольно часто публикуются статьи, которые евреи однозначно воспринимают как антисемитские. Было даже открыто уголовное дело из-за стихов "Будь русским!", строчка о пришлецах, «что свой Талмуд мусоля,// Две тыщи лет нас к пропасти вели», признана экспертизой антисемитской. ( Дело по ст. 282 ч. 2 п. УК РФ возбуждено в сентябре 2008 г., в декабре 2009 года прекращено «за отсутствием состава преступления, поскольку стихотворение «Будь русским!» момент его публикации в газете «Закубанье» не было признано экстремистским материалом»). Почему «еврейский вопрос» так сильно и в таком именно виде стучит в сердца славян Адыгеи?

Владимир Каратаев - На мой взгляд, «борцы с антисемитизмом» нередко пытаются подменить антисемитизмом, вернее антиеврейством, неприятие большинством людей установок талмудистов. А это далеко не одно и тоже. Думаю, что Вам известны не только русские, но и евреи, граждане Израиля, которые не приемлют талмудизм и открыто об этом говорят. И, заметьте, в Израиле их никто не пытается обвинить в экстремизме. Что касается стихотворения, то другие, неангажированные спецслужбами специалисты, в т.ч. и евреи ничего экстремистского в нем не обнаружили. «Антисемитизм» стихотворения - это повод для расправы со мною, совсем за иные публикации. По поводу статей, которые «евреи воспринимают как антисемитские». Наверное, это о публикациях, где мы обращали внимание читателей на непомерное влияние на российскую власть бывшего гражданина Америки Берл Лазара, регулярно встречающегося с президентом РФ. Кстати, та же информация давалась и в центральных СМИ. Но это не «еврейский вопрос», а «русский вопрос». В свое время, имея на руках 20 тыс. подписей жителей Адыгеи под обращением к Путину по вопросу объединения с краем, мы добивались встречи с ним. Так и не сподобились! А у Берл Лазара с этим нет никаких проблем.

Авраам Шмулевич - Мне говорили, жители Адыгеи, что Нина Николаевна Коновалова, председатель Союза Славян Адыгеи, по национальности еврейка, что  девичья Коноваловой – Азарова. Так ли это? И если да, то не смущает ли данный факт славян Адыгеи, которых она возглавляет?

Владимир Каратаев - Не смущает, поскольку дедушка Коноваловой - Азаров был казак из рода атамана станицы Асиновской. Но наши «друзья» в листовках писали, что его фамилия Азерман, чтобы версия с национальным подлогом выглядела более убедительно. И это не единственные слухи, активно о нас распространявшиеся в ходе выборных кампаний. Были и более экзотичные. То, что такие слухи распространяются, говорит о полном отсутствии логики у наших оппонентов. Могли бы выбрать что-нибудь одно: либо антисемиты, либо семиты.

Авраам Шмулевич - Отличаются ли отношения русской и черкесской молодежи от отношений между людьми более старшего поколения? Куда в этом смысле движется Адыгея?

Владимир Каратаев - На уровне людей старшего возраста, могут быть споры и даже враждебность, но сохраняется возможность диалога. Все-таки, мы росли в одном государстве, учились в одних школах и жизненные ценности у нас во многом общие. С молодежью сложнее. Разделение на «наших» и «не наших» видно уже в средней школе. Чтобы это понять, достаточно поговорить со школьниками. Впрочем, есть ещё школы, где такого нет, наверное, это зависит от директора. В целом же думаю, что Адыгея движется тем же путем, что и другие республики, хотя некоторый оптимизм придает то, что мы все-таки внутри края.


Авраам Шмулевич - Какие еще межнациональные проблемы имеются в Республике Адыгея?

Владимир Каратаев - Конечно, главное, это кадровая политика, имеющая гипертрофированное этническое выражение. Можно говорить и о периодически возникающих этнических конфликтах на бытовой почве. Но это все, на мой взгляд, вторично. Главное сейчас - растущее недоверие населения к власти, как местной, так и федеральной и процесс распада всех структур управления. При этом - отсутствие того самого гражданского общества способного этому что-то противопоставить. Кавказ может отпасть от России не потому, что большинство его жителей этого желают, или потому, что того хотят русские. Это станет следствием хаоса, признаки которого можно видеть повсеместно.

Авраам Шмулевич - Одна из «горячих» проблем - «проблема поклонных крестов». Эти кресты устанавливают в различных значимых точках республики, видимо, русские активисты. А другие активисты, предположительно адыги, их регулярно уничтожают и оскверняют. В феврале 2010 свое возмущение "продолжающимися акциями вандализма в отношении поклонных крестов, установленных на территории Адыгеи" выразил Правозащитный центр Всемирного русского народного собора. В свою очередь, установка поклонных православных крестов в Адыгее вызывает недовольство у представителей адыгской общественности республики. Так, глава "Черкесского конгресса" Мурат Берзегов считает возведение в республике поклонных крестов провокацией. А общественное движение "Адыгэ Хасэ" выступает против появления христианских религиозных символов вдоль автомобильных дорог и при въезде в населенные пункты Адыгеи, считая, что размещение крестов в таких местах воспринимается представителями других религий как пропаганда религиозного превосходства. В Майкопской и адыгейской епархии Русской православной церкви, в свою очередь, убеждены, что ущемлением прав верующих других конфессий установка поклонных крестов не является - равно как звучащая 5 раз в день из громкоговорителей городских мечетей молитва, сопровождающая намаз.

Владимир Каратаев - Возня вокруг крестов, на мой взгляд, не интересует 99% населения республики. Если бы Черкесский конгресс искусственно не обострял эту тему, и кресты бы стояли на месте, и никто бы никому в этой области не противостоял. В самом деле, насколько мне известно, никому из православных не пришло в голову требовать прекратить пятикратные молитвы по громкоговорителю во время намазов, как унижающие их чувства или ставить кресты у аулов. Что касается установки крестов в горах, то я тоже отношусь к этому критично. Там, где шли бои - это вполне уместно, на иных вершинах - нет. Природа не нуждается ни в каких символах. Впрочем, рядом с крестами, если уж они поставлены, можно установить и иные знаки, чтобы никому не было обидно.

Авраам Шмулевич - Ваше отношение к эмиграции Мурата Берзегова, руководителя Черкесского Конгресса Адыгеи? Напомню, что он попросил политического убежища в США после попытки поджога его дома и серии избиений. Арестов и даже одного убийства адыгских активистов в других республиках.

Владимир Каратаев - Я слышал, что он воссоединился с семьей. Что касается поджогов и серии избиений - об этом ни мне, ни кому из моих знакомых не известно. В любом случае плохо, что человек уехал. Насколько я знаю активистов этой организации, среди них большинство люди идейные и искренние, хотя, как и все мы, в чем-то и заблуждающиеся. Ничего хорошего в том нет, если он станет предъявлять претензии к России теперь уже из Америки.


Авраам Шмулевич - Ваш прогноз: Каким будет Северный Кавказ через 5-10-15 лет?

Владимир Каратаев - Вы знаете, прогнозы, которые я давал относительно Адыгеи 18 лет назад, когда провозгласили республику, в основном сбылись. Не хочу играть роль Кассандры. Но для оптимизма оснований пока не вижу.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment