рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Category:

Русская религия: царь духов и вождь сионского народа. Ч.2.

Русская религия: царь духов и вождь сионского народа. К постановке проблемы о "русской духовной традиции".
Шмулевич Авраам
Статья опубликована в журнале "Религиоведение", № 1, 2010 г., с. 65-77.
Продолжение. Ч. 2.

Начало: Часть 1.Постановка проблемы. "Русская духовной традиция";
Примеры трансформаций "русской духовной традиции"; Максим Рудометкин.


Субботники. Очерк внешней история движения

Если в учении сионцев - молокан-прыгунов акцентировались экстатические моменты и моменты, связанные с прямым снисхождением и божества и общением с ним, то субботники являют собой пример иного направления развития "русской духовной традиции", при этом русская и еврейская религиозные традиции пришли в соприкосновение.

В документах и литературе встречаются несколько вариантов именования этого религиозного направления. Наиболее распространенные: субботники; жидовствующие; иудействующие; русские евреи. В источниках на иврите XIX- первой полвины XX-го веков их именовали: "митяхадим" - "иудействующие";
"ха-шовтиим" - "неработающие в субботу"; "кат шомрей шаббат" - "община ("секта") соблюдающих субботу".

Субботники выделились из "общего религиозного фонда" "русской духовной традиции" вторыми после христоверов. По-видимому, это произошло не позднее конца XVII века в южных и центральных районах России и в Поволжье, в среде крестьян, городских жителей - мещан и купцов и, возможно, казаков.
Факты, подтверждающие преемственную связь субботников с ересью жидовствующих (московско-новгородской ересью) XV в., отсутствуют.
Первые документальные сведения о субботниках относятся к началу XVIII в. Субботники (под разными названиями) упоминаются во многих, посвященных расколу, сочинениях XVIII в.: труды И. Посошкова начала 1700-х гг.; митрополит Дмитрий Ростовский "Розыск о раскольничьей брынской вере..." (написан в 1709 г., опубликован в 1745 г.); Архиепископ Феофилакт Лопатинский "Обличение неправды раскольнической", написано, по-видимому, в 1741 г., напечатано в 1745 г.; П.Ф. Богданович "Историческое известие о раскольниках" , 1787; Протоиерей Андрей Иоаннов (Журавлев Андрей Иоаннович) "Полное историческое известие о старообрядцах, их делах и разгласиях '', перв. изд. 1794 г.
О субботниках сообщалось, что они празднуют не воскресенье, а субботу и отвергают почитание икон. [17]
В середине XVIII в. основатель молоканства Семен Уклеин начал деятельность по пропаганде нового учения среди общин субботников, которые уже тогда были представлены заметным числом общин. [18[
В 1737 г. в Синод поступил донос о том, что отставной капитан-лейтенант флота, помещик Моск. Губ. Александр Возницын " оставил православие и принял иудейство". Под пытками Возницын сознался, что перешел в иудейство при участии крупного смоленского купца Бороха Лейбова. По распоряжению императрицы Анны Иоанновны Возницына и Лейбова предписано было "казнить смертью и сжечь, чтобы другие, смотря на то, невежды и богопротивники от христианского закона отступать не могли и таковые прелестники, как оный жид Борох, из христианского закона прельщать и в свои законы превращать не дерзали". 3 июля 1738 г. они были сожжены заживо на Адмиралтейском острове в Петербурге, возле нового Гостиного двора.
[19]
К 1770-м гг. относятся сообщения об открытии властями существования четырехсот субботников в Саратовской губернии, которые открыто исповедовали свое учение. [20]
Из этих свидетельств мы видим, что к середине XVIII века движение субботников уже представляло собой разветвленную религиозную общность со своим учением.
В последней трети XVIII в. отмечается дальнейшее распространение субботничества. Так, донской казак Косяков в 1797 г., находясь на службе, «принял иудейскую веру» от местного учителя — субботника Филиппа Донского и по возвращении на Дон стал распространять новое вероучение. Вместе с братом он обратился к наказному атаману Войска Донского с ходатайством о свободном исповедании своей веры.

В начале XIX в. многие жители города Александрова на Кавказской линии из купечества и мещанства по субботам уклонялись от исполнения общественных повинностей; составляя большинство населения, они добились освобождения от всяких работ в святой для них день.
Однако подобное терпимое отношение администрации к субботникам было исключением и продолжалось недолго. Когда в начале XIX в. стали открываться новые центры субботничества в губерниях, где отсутствовало значительное еврейское население (Московская, Тульская, Орловская, Рязанская, Тамбовская, Воронежская, Архангельская, Пензенская, Саратовская, Ставропольская, Область Войска Донского), власти стали применять репрессивные меры. Репрессии коснулись даже центра субботничества Александрова, где они существовали в течение десятилетий с разрешения властей: в 1837 году город был упразднен [21], а все население города было зачислено в Хоперский казачий полк [22]. В Воронежской губернии в 1806 г. была обнаружена группа субботников; большинство из них насильственно обратили в православие, а не сломленных "зачинщиков" сдали в солдаты (по официальным данным, в 1818 г. в Воронежской губернии было 503 субботника, в 1823 г. - 3771, в 1889 г. - 903).
Летом 1819 г. в Каширском уезде Тульской губ. "обнаружилась" группа субботников числом 160 душ (17 купцов и 143 крестьянина). Следствие показало, что "они родились в христианстве, были крещены и венчаны, потом стали отрицать Троицу и Мессию, даже в том смысле, в каком ожидают его Евреи, представляли будущее царствие в плотском понятии, не поклонялись иконам и прочее". Главного зачинщика, из крестьян, сослали в Сибирь, "а остальные совращенные поручены попечению местного духовенства" [23] Это полицейско-церковное попечение кончилось вскоре тем, что "трудами тогдашнего епископа Тульского Авраама (Шумилин Алексей Федорович 1761- 1844) более 150 человек "были обращены в православие". Святейший Синод "изъявил признательность" еп. Аврааму "за сей пастырский подвиг". [24] Тут примечательно и то, что тульские субботники, по сути, разработали свой вариант вероучения и организовали довольно большую общину, причем без контакта с евреями.

После того, как министр духовных дел и народного просвещения князь А.Голицын подал представление, что евреи распространяют свое учение среди местного населения Воронежской губернии, последовало утвержденное Александром I положение кабинета министров «О недержании евреями в домашнем услужении христиан». В 1823г. министр внутренних дел граф В.Кочубей представил в кабинет министров записку о "жидовствующих" (то есть субботниках) и о мерах борьбы с этой сектой, которая, по его сведениям, насчитывала около 20 тыс. человек в разных регионах России. По его предложению в 1825 г. был издан синодский указ «О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников». По этому указу всех распространителей ереси немедленно призывали в армию, а непригодных к военной службе ссылали на поселение в Сибирь; евреев изгоняли из уездов, в которых была обнаружена секта, и «впредь ни под каким предлогом пребывание их там» не дозволялось. Субботникам не выдавали паспорта, чтобы затруднить им передвижение по стране и, таким образом, общение с евреями; им запрещали молитвенные собрания и «исполнение обрядов обрезания, венчания, погребения и прочих, не имеющих сходства с православными». В результате этих преследований многие субботники формально вернулись в лоно православной церкви, продолжая, однако, тайно соблюдать обряды и обычаи своей веры.

Положение субботников ухудшилось с вступлением на престол Николая I (указ от 18 декабря 1826г. о присоединенных к православию и снова предавшихся ереси). Субботников, открыто признававших свою принадлежность к секте, переселяли (иногда целыми деревнями) в Закавказье, в Иркутскую, Тобольскую и Енисейскую губернии, а после присоединения в 1858 г. Приамурья к России и в Амурскую губернию. В 1842 г. были разработаны правила о переселении субботников на Кавказ, где им отводили земли.
На прежних местах жительства также осталось немало скрытых субботников. После воцарения Александра II многие из субботников попытались открыто вернуться к соблюдению своей веры. В Ставропольской губернии субботники открыто заявили о себе в 1866 г., сославшись на свободы, данные манифестом по случаю коронации.
В Воронежской губернии субботники вышли из подполья в 1877 г. "Около 900 душ обоего пола", "живущих как в Павловском, так и в Бобровском уездах", "начали один за другим обращаться к министру внутренних дел с просьбой о разрешении им отделиться от православной церкви, к которой, де, прежде принадлежали притворно, и стать открыто последователями "библейского моисеева вероисповедания". … Число жидовствующих насчитывает свыше 900 душ обоего пола". [25] Острогожский суд приговорил их к лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в Закавказье. Но ревизующий сенатор С. А. Мордвинов (1825 - 1900) дал благоприятный отзыв о субботниках: "Они живут замкнуто в домашнем быту и в отношениях своих к властям безупречны, усердно трудятся и исправно платят подати", ввиду чего был возбужден вопрос об отмене преследований [26].
В 1887 г. последовал указ о признании наиболее важных актов в личной жизни сектантов законными с гражданской точки зрения. Хотя манифест о свободе совести (17 апреля 1905 г.) положил конец всем законам, направленным против субботников, администрация, часто смешивая их с евреями, применяла к ним ограничения; министерство внутренних дел было вынуждено в циркулярах от 1908 г. и 1909 г. разъяснить, что иудействующие имеют одинаковые права с коренным населением. К началу XX в. общины субботников существовали в 30 губерниях Российской империи и насчитывали десятки тысяч человек (официальная статистика до манифеста о свободе совести от 17 апреля 1905г. заведомо неполна, так как сектанты, и особенно субботники которых власти считали «вредной сектой», уклонялись от регистрации). С конца 1880-х – начала 1890-х гг. в среде субботников возникло движение за переселение в Эрец-Исраэль (Землю Израиля, Палестину), где через два-три поколения они ассимилировались среди еврейского населения.
Последняя имеющаяся в нашем распоряжении общая статистика по сектантами старообрядцам в Российской Империи и СССР приведена в издании: Статистические сведения о сектантах (к 1 Января 1912 г.). Издание Департамента Духовных Дел Министерства Внутренних дел. СПб.
"Пояснительная записка к статистике сектантов" (стр. 4) разъясняет: "Составленные Департаментом Духовных Дел на 1-е января 1912 года статические сведения … Ведомость … содержит в себе сведения … о числе …общин, зарегистрированных в порядке закона 17 Октября 1906 года".
Согласно "Сведениям" на 01.01.1912 год в Российской Империи насчитывалось 29 232 субботника, которые проживали в тридцати губерниях, областях и градоначальствах.
Однако статистика занижена, так как сектанты уклонялись от регистрации.
Общее число субботников можно оценить примерно в сто тыс. чел.

Если рассматривать движение субботников в точке его максимального развития, к началу Первой Мировой войны, то картина будет следующей:

Движение это было неоднородным, и в нем выделялись несколько подгрупп:

1.Субботники, сохранившие в своей вере элементы христианства, но, вместе с тем, соблюдавшие заповеди Ветхого Завета, так, как они их понимали или так, как видели у евреев. К христианским толкам субботников относятся и субботники-молокане. Основатель молоканства, Семен Уклеин, начал деятельность по распространению своего учения именно среди субботников.
По сути, субботники-молокане представляли собой секту, промежуточную между христианством и субботничеством (иудействующими). В другом молоканском толке — прыгунов — в 1860–70-х гг. возникло движение за принятие Закона Моисеева, появились библейские имена, отмечались суббота и некоторые ветхозаветные праздники и велись споры о необходимости обрезания. Как отмечал Н. Дингельштадт, многие прыгуны «серьезно подумывают о переходе в субботники, признавая их веру более правою и согласною с Писанием». Многие из субботников-молокан и прыгунов впоследствии переходили в иудейское, нехристианское субботничество и даже становились герами (прозелитами).
2. Субботники, расставшиеся с христианством и не признающие божественность Иисуса и прочие христианские догмы. Они старались соблюдать "заповеди Ветхого Завета" по своему разумению, но не признавали Устной Торы и раввинского иудаизма - либо по причине того, что не были знакомы с ними, либо потому, что сознательно их игнорировали. По сути, это самостоятельное религиозное течение. Большинство из них продолжало эволюцию в сторону иудаизма: многие общины заимствовали элементы еврейского культа (таллит, тфиллин, соблюдение мицвот в соответствии с Галахой) и литургии (богослужение на иврите). Это процесс усилился в конце XIX в. – начале XX в.
3. Субботники, которые именовались в документации российского МВД, "субботниками иудейского вероисповедания», "субботниками-талмудистами" или "герами" (перешедшими в иудаизм). Они соблюдали заповеди Торы по еврейским законам, отождествляли себя с евреями, заключали браки с евреями и т.д. Можно рассматривать данную секту, как особую этническую группу внутри еврейского народа. Еврейские источники говорят о многочисленных случаях прозелитизма среди русских и украинцев еще в конце XVIII в. начале XIX в. Так, в жизнеописании рабби Нахмана из Брацлава «Хаей Мохаран» Натана Штернхарца (1780—1845) говорится о том, что в 1805 г. "было много случаев обращения христиан в иудаизм из-за того, что они находили противоречия в своих священных книгах". Данная подгруппа субботников стремилась к полному слиянию с евреями, поощряли браки с ними (не вступая в браки даже с субботниками), посылали детей в иешивы. В центрах их концентрации существовали в начале XX в. сионистские кружки. Так, на 1-й конференции сионистов Кавказа в Тифлисе в 1901г. был делегат от станицы Михайловской Кубанской области З.Лукьяненко, а в селе Зима (Иркутской губернии) была сионистская организация, пославшая своих представителей на состоявшийся в 1919 г. в Томске 3-й Всесибирский сионистский съезд. В 1970-х—80-х гг. они продолжали существовать в Сибири, на Дальнем Востоке, в Воронежской, Тамбовской, Астраханской областях, на Кубани, на Северном Кавказе и в Закавказье (город Севан, бывшая Еленовка в Армении, село Привольное в Азербайджане, город Сухуми и другие населенные пункты).
Официальная российская статистика обычно не отличала геров от субботников, строго соблюдавших мицвот (заповеди Торы) без формального прохождения гиюра (перехода в иудаизм). По официальным данным, эта подгруппа являлась наибольшей. По переписи 1897 г. их насчитывалось 9 232 человека. На 1.01.1912 - 12 305 человек, это более трети всех иудействующих в Российской Империи, согласно официальной статистике. Статистика эта, однако, занижена минимум в три раза.
4. Русские караимы (караимиты) - отошедшие от христианства и соблюдающие заповеди Торы по караимскому закону. Эта группа являлась наименьшей.
Возникла около 1880 г. под влиянием контактов с крымскими караимами. На 1 января 1912 г., по официальным (заниженным) данным, их насчитывалось 4092 человек. В 1905—12 гг. в русские караимы по официальным данным перешло 30 человек (в этот период, правда, со значительными оговорками, допускалось принятие христианами нехристианских вероисповеданий, с 1913 г. правила ужесточились). У караимитов была литургическая караимская литература на русском языке, специально изданная для них российскими караимами.. Проживали в Саратовской, Тамбовской и Астраханской губерниях, на Алтае и в Кубанской области. В 1960-х гг. были случаи, когда представители секты, проживавшие в Астрахани и Волгограде, записывались караимами.


Особое явление представляет эволюция субботничества в Воронежской области (где в 1920 г. субботники проживали в 27 деревнях). В 1920—21 гг. субботники из селений Озерки, Клеповка, Гвазда, Бутурлиновка, Верхняя Тишанка и др. переселились на бывшие помещичьи земли, где образовали два отдельных селения – поселок Ильинка и поселок Высокий. Изолированность проживания, сплоченность и сильное духовное руководство привели к тому, что большая их часть полностью восприняла ортодоксальный иудаизм и отождествила себя с евреями. В 1920-х гг. в Ильинке возникла сельскохозяйственная коммуна (с субботним выходным днем) под названием «Еврейский крестьянин» (так первоначально назывался и колхоз, который после укрупнения в нач. 1950-х гг. вошел в колхоз «Россия»). В 1920-е гг. туда для помощи в религиозном воспитании и налаживании религиозной жизни неоднократно приезжали евреи. Примерно в 1929 г. в Ильинку прибыл Залман Либерман, исполнявший обязанности шохета (резника скота и птицы), мохела (совершающего обряд обрезания), меламеда (учителя) и хаззана (кантора, ведущего общественную молитву). Он наладил в поселении производство ритаульных принадлежностей - цицит и таллитов (для Москвы, Ленинграда и других городов), а также поставку кашерного мяса в Воронеж и близлежащие населенные пункты. В 1937 г. Либерман был репрессирован и погиб в заключении, синагога закрыта, изъяты четыре Свитка Торы, два из которых позже были возвращены. В 1930-е гг. во время оформления документов жители этих поселков (особенно Ильинки) настаивали на записи «еврей» в актах гражданского состояния в графе «национальность» [27]. По данным исследования, проведенного в 1960-x гг. Институтом этнографии АН СССР, даже в менее ортодоксальном Высоком в 1963 г. из 247 мальчиков дошкольного возраста лишь 15 не были обрезаны, а в 1965 г. в Иом-Киппур (Судный День) в поселении никто не вышел на работу. В Ильинке обязательно обрезали всех новорожденных мальчиков [28]. Для этого ездили в Воронеж и на Кавказ. Также приглашали моелей из еврейских общин, однако после начала репатриационного движения в Израиль, власти, путем арестов и репрессий, препятствовали приезду моелей, как и вообще контактам с религиозными евреями и сионистскими активистами [29]. В Ильинке не было, практически, ни одного случая смешанного брака с не субботниками. Сами субботники устойчиво именовали себя (и были записаны в паспортах) "евреями", а не субботников - "русскими". Соблюдались суббота и еврейские религиозные праздники, большинство жителей соблюдали кашрут (как минимум, в домашних условиях) [30]. В 1975 г. началось движение за репатриацию в Израиль, включая письма протеста и забастовки, которое подавлялось властями [31]. В 1975 – 91 гг. подавляющее большинство жителей Ильинки уехали в Израиль. Репатриация субботников пос. Высокий продолжается и в настоящее время.

***

Основной импульс в сторону иудаизма, тем более, первоначальный импульс в сторону Ветхого Завета – Танаха, исходил именно от этнических русских, от субботников. Без их изначального желания никакая "еврейская пропаганда" не могла бы даже начаться. Большая часть индивидуальных историй обращения в иудаизм или "субботничество", известных нам из еврейских, "сектантских" и официальных источников, вообще не содержит упоминаний о первоначальных контактах с евреями.
В развитии движения субботников можно увидеть как бы два потока. Постоянно шла эволюция старых групп субботников, самые первые из которых возникли, как минимум, в конце XVII века. Параллельно с этим все время возникали новые очаги учения. В "субботничество" переходили и целые общины, и отдельные семьи или индивидуумы. Такое постоянное движение питалось из двух источников: "Русская религия" – глубинные архетипы русской духовной традиции, и Библия.
Религиозное развитее и трансформация практик, ритуалов, вероучительных и бытовых норм субботников продолжалось на протяжении всей истории движения, насчитывающей несколько сот лет. Не прекращалось оно и в годы советской власти, и в постсоветский период.
***
Постановка вопроса о единой "русской духовной традиции", "русской религии" позволяет объяснить многие, полагавшиеся ранее несвязанными между собой, явления русской духовной и политической истории.

Примечания
1. Исторические сведения о молоканской секте. Православный собеседник. Кн. 3. Казань, 1858. С. 45.
2. Например, одно из описаний: Н. Д. Прыгуны. (Материалы по истории обрусения Закавказского края). "Отечественные записки". - ч. 1 – 1878. Т. 240, № 10. С. 396.
3. Серебренитский К. Тилебухи. Современное хлыстовское учение, распространенное среди православной мордвы-эрзи на востоке Самарской области // Этнос и культура. (Самара) – 1997. - № 2 – 3 (цит. по интернет-версии: http://samara friends-partners.ru/infcent/etnos/2-3-1997/etnologij... html)
4. Песни русских сектантов мистиков. Ред., сост. Рождественский Т. С., Успенский М. И. — СПб. : Тип. П. П. Сойкина, 1912. — (Записки Императорского Русского Географического Общества по отделению этнографии). Т. XXXV. - - LV. С. 338.
5. Н. Д. Прыгуны. (Материалы по истории обрусения Закавказского края). "Отечественные записки". - ч. 1 – 1878. Т. 240, № 10. С. 60-62.
6. Там же. С. 66.
7. Дингельштедт Н. Закавказские сектанты в их семейном и религиозном быту. Спб., Типография М.М.Стасюлевича, 1885. С. 110.
8. Н. Д. Прыгуны. (Материалы по истории обрусения Закавказского края). "Отечественные записки". - ч. 1 – 1878. Т. 240, № 10. С. 40.
9. Дух и жизнь. Книга Солнце: Божественные изречения наставников и страдальцев за Слово Божие, Веру Иисуса и Дух Святой Религии Духовных Христиан Молокан-Прыгунов: Труды Духовного Просвещения по изволению Божию вылиты ими во свет человечеству - в темничных, тюремных заключениях и монастырских вечных заточениях. Исправленное и дополненное с Очерком Религии Второе "Дух и Жизнь" издание в Лос Анжелесе, Америка, 1928 года.; Исторические сведения о молоканской секте. Православный собеседник. Кн. 3. Казань, 1858. С.77, 300, 301; Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России. - Изд. «Наука», Москва, 1965.С. 131.; Варадинов Н.В. История Министерства внутренних дел. Восьмая дополнительная книга. История распоряжений по расколу. Издательство: Тип. М-ва вн. Дел. 1863 г. Санкт-Петербург. С. 617; и мн. др.
10. Исторические сведения о молоканской секте. Православный собеседник. Кн. 3. Казань, 1858. С. 301.
11. Дух и жизнь. Книга Солнце: Божественные изречения наставников и страдальцев за Слово Божие, Веру Иисуса и Дух Святой Религии Духовных Христиан Молокан-Прыгунов: Труды Духовного Просвещения по изволению Божию вылиты ими во свет человечеству - в темничных, тюремных заключениях и монастырских вечных заточениях. Исправленное и дополненное с Очерком Религии Второе "Дух и Жизнь" издание в Лос Анжелесе, Америка, 1928 года. - 758 с.: ил. ; Кальнев М. Служебник и требник прыгунов. Рязань. Типография Братства св. Василия. 1913. 39 стр.

12. Кальнев М. Служебник и требник прыгунов. Рязань. Типография Братства св. Василия. 1913. С. 5.
13. Н. Д. Прыгуны. (Материалы по истории обрусения Закавказского края). "Отечественные записки". - ч. 1 – 1878. Т. 240, № 10. С. 40.
14. Дух и жизнь. Книга Солнце: Божественные изречения наставников и страдальцев за Слово Божие, Веру Иисуса и Дух Святой Религии Духовных Христиан Молокан-Прыгунов: Труды Духовного Просвещения по изволению Божию вылиты ими во свет человечеству - в темничных, тюремных заключениях и монастырских вечных заточениях. Исправленное и дополненное с Очерком Религии Второе "Дух и Жизнь" издание в Лос Анжелесе, Америка, 1928 года. - 758 с.: ил. ; Кальнев М. Служебник и требник прыгунов. Рязань. Типография Братства св. Василия. 1913. С. 49.
15. Пругавин А. С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. (К вопросу о веротерпимости). Москва, "Посредник". 1905. С. 59.
16. Дух и жизнь. Книга Солнце: Божественные изречения наставников и страдальцев за Слово Божие, Веру Иисуса и Дух Святой Религии Духовных Христиан Молокан-Прыгунов: Труды Духовного Просвещения по изволению Божию вылиты ими во свет человечеству - в темничных, тюремных заключениях и монастырских вечных заточениях. Исправленное и дополненное с Очерком Религии Второе "Дух и Жизнь" издание в Лос Анжелесе, Америка, 1928 года. - 758 с.: ил. ; Кальнев М. Служебник и требник прыгунов. Рязань. Типография Братства св. Василия. 1913. С. 60.
17. Дмитрий Ростовский. Розыск о раскольничьей брынской вере … М., 1847. С. 68, 609, 625; Сборники писем И. Т. Посошкова к митрополиту Стефану Яворскому. Сообщил В. И. Срезневский. СПб.. 1900. С. 20; И. Т. Посошков. Зеркало очевидное (редакция полная), вып. 1, Казань, 1895. С. 199; (Богданович) Историческое известие о раскольниках. СПб. 1787. С. 45 – 46.
18. Исторические сведения о молоканской секте. Православный собеседник. Кн. 3. Казань, 1858. Начало. С. 44 – 80; Окончание. С. 291 – 327.
19. Дело о сожжении отставного морского флота капитан-поручика Александра Возницына за отпадение в еврейскую веру и Бороха Лейбова за совращение его (1738 г.) / С предисловием и примечаниями И. Ю. Маркона. СПб., 1910. 112 с.; Н. Н. Голицын. Законодательство об евреях, т. I. СПб. 1866, стр. 28 – 42; Первое Полное Собрание Законов Российской Империи. №7612.
20. Гессен Ю. И. История еврейского народа в России. Т.1, типография Гинзбурга, Петроград. 1916. С. 394.
21. Толстов, Василий Григорьевич. Историческая хроника Хоперского полка Кубанского казачьего войска : 1696-1896. / Сост. того же полка подъесаул В. Толстов. - Екатеринодар : тип. Кубан. обл. правл. 1896. С. 29.
22. А-егудим а-козаким бе-эрец Кавказ (Евреи-казаки в стране Кавказ. – иврит). "А-Кармель". №15, 14-е месяца Шват, 5625 год. СПб. С. 121 - 122.
23. Варадинов Н.В. История Министерства внутренних дел. Восьмая дополнительная книга. История распоряжений по расколу. Издательство: Тип. М-ва вн. Дел. 1863 г. Санкт-Петербург.. С. 93-94
24. А.В. Дубаков. Авраам (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиепископ Ярославский и Ростовский. - "Православная энциклопедия". М. Т.1. С. 157 - 158.
25. Новое время. 21.05.1877, № 439 С.5.
26. Берлин И. Жидовствующие. - Еврейская энциклопедия. - Издание Общества для научных еврейских изданий и Издательства "Брокгауз - Ефрон". 1908 - 1913. Т. 7. С. 585. В замечательную статью И. Берлина вкралась опечатка: исчез "ноль", 900 субботников превратились в 90, и за прошедшие сто лет уменьшенная в десять раз цифра успела появиться во многих публикациях. Я привожу всю эту историю по газетной публикации, Новое время. 21.05.1877, № 439 С.5, первоисточнику на настоящий момент, соответствующее архивное дело ещё не выявлено.
27. Полевые материалы автора, собранные в 1984 – 2100 гг. в Воронежской области, Москве и Израиле; Шмулевич А., Кипнис М.. Субботники (Иудействующие). Краткая Еврейская Энциклопедия. Иерусалим, 1996. Том 8. С. 635-639; Тульцева Л. А. Эволюция старого русского сектантства. "Вопросы научного атеизма", вып. 7. Изд. «Мысль», Москва. 1969. С.206 – 208;
28. Тульцева Л. А. Эволюция старого русского сектантства. "Вопросы научного атеизма", вып. 7. Изд. «Мысль», Москва. 1969. С. 214;
29. Демин Авром (Шмулевич Авраам). Крепостные времен перестройки.// "Гласность" - независимый общественно-политический журнал, № 18, Москва 1988. С. 122 – 126;
30. Тульцева Л. А. Эволюция старого русского сектантства. "Вопросы научного атеизма", вып. 7. Изд. «Мысль», Москва. 1969. С. 218- 219. Полевые материалы автора.
31. Чернобыльский Борис. Еврейская сельскохозяйственная община в деревне Ильинка.// Проблемы отказа в выезде из страны. (Журнал нелегально распространялся в Самиздате). № 3, май. 1988. С. 57 – 61; Демин Авром (Шмулевич Авраам). Крепостные времен перестройки.// "Гласность" - независимый общественно-политический журнал. (Самиздат). № 18, Москва 1988. С. 122 – 126; Не мешайте нам жить! – заявил сход граждан поселка Ильинка в ответ на притязания сионистов. //Заря. Орган Таловского районного комитета КПСС и районного совета народных депутатов. № 80 (7550). 4 июля 1987 г. С. 4; Открытое письмо ильинцев. // Там же. № 15 (7641). 4 февраля 1988 г. С. 3; А. Зарубин. Роковые шаги в неизвестное. Там же; А. Зарубин. Оградите нас от сионистов! Этого решительно требуют труженики колхоза "Россия". Там же. № 18 (7644). 11 февраля 1988 г. С. 2;
Tags: Мои тексты, Религия, Субботники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments