рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Обязанность отказаться выполнять преступный приказ в свете продажи Йосефа

Обязанность отказаться выполнять преступный приказ в свете продажи Йосефа

“Я Йосеф, брат ваш, которого вы продали в Египет” (Берешит 45:4) - обращается Йосеф к своим братьям после того, как открылся им.

Иерусалимский Талмуд (Санэдрин 1:1) так комментирует эту ситуацию:
“Рабби Меир сказал: когда говорится в Псалмах: “присвоитель хвалится, хулит
Г-спода” (Тегилим 10:3) -וּבֹצֵעַ בֵּרֵךְ, נִאֵץ יְהוָה , то имеются в виду братья Йосефа, ведь сказано про них: “И сказал Иегуда братьям своим: что прибыли нам, если мы убьем брата нашего и скроем его кровь?” (Берешит 37:26)”.
מה בצע כי נהרג את אחינו וכסינו את דמו (בראשית לז כו)

(Такой вывод делается, поскольку в обоих стихах используется корень бэца בצע -. Корень בצע обозначает прибыль, богатство, особенно добытое неправедным путем - и он используется в обоих стихах, в первом “боцеа” בֹצֵעַ - присвоитель, во втором “бэца” בצע - выгода).

Современный исследователь Иерусалимского Талмуда, рав Авраам Ха-Коен Балас, руководитель “Института по изучению Иерусалимского Талмуда - “Талмуд Эрец Исраель”, действующий при Ешиве Йерихо, в своей книге “Оцрот ха-Иерушалми” 33, אוצרות הירושלמי הרב אברהם הכהן בל”ס спрашивает: “Почему Йосеф возлагает на всех братьев ответственность за это преступление, за свою продажу?” Ведь, логично было бы сказать, что ответственность должна лежать именно и только на Иегуде, руководителе и инициаторе продажи Йосефа. Сказано: “И сели они есть хлеб, и взглянули, и увидели: вот, караван Ишмаэльтян приходит из Гилада, и верблюды их несут пряности, бальзам и лот; идут они, чтобы свезти в Египет. И сказал Иегуда братьям своим: что выгоды (בצע) нам, если мы убьем брата нашего и скроем его кровь? Пойдем, продадим его Ишмаэльтянам, а рука наша да не будет на нем, ибо он брат наш, плоть наша. И послушались его братья. И когда проходили мимо люди Мидьянские, купцы, они (купцы) вытащили и подняли Йосэфа из ямы, и продали Йосефа Ишмэльтянам за двадцать сребреников; а те отвели Йосефа в Египет”. (Берешит. 37:25-28). Казалось бы, остальные братья в данном случае бездействовали. Они, конечно, виновны в том, что бросили своего брата в яму, но никак не в продаже, т.к. в ней они активно не участвовали. На момент предложения Иеугды, Йосеф уже был в яме, вытащили его оттуда купцы-мидьяниты, братья лишь выслушали предложение продать Йосефа, согласились с ним, пассивно присутствовали, но никаких действий к осуществлению преступления не предприняли.

Даже если принять мнение комментаторов, считающих, что именно сами братья вытащили Йосефа из ямы и продали его проходившим купцам - все равно вина Иегуды, казалось бы, должна быть наиболее тяжелой.
И действительно, Вавилонский Талмуд выделяет именно Иегуду как наиболее виновного. В трактате Санхедрин (6б), обсуждая продажу Йосефа, вавилонский Талмуд утверждает, что “каждый, кто восхваляет Иегуду (за идею продать Йосефа) - кощунствует”.
רבי מאיר אומר לא נאמר בוצע אלא כנגד יהודה שנאמר ויאמר יהודה אל אחיו מה בצע כי נהרוג את אחינו וכל המברך את יהודה הרי זה מנאץ ועל זה נאמר ובוצע ברך נאץ ה'
Однако Иерусалимский Талмуд возлагает на всех братьев равную вину в продаже Йосефа. Не только инициатор и исполнитель преступления (Иегуда), но и каждый из тех, кто не предпринял действий для предотвращения преступления, а лишь пассивно присутствовал при нём - виновен не менее, чем тот, кто лично задумал и осуществил продажу.

На этом взгляде Иерусалимского Талмуда, очевидно, основывается и известное мнение, что “Десять мучеников” (точнее “Десять убиенных властями”, асара харугей малхут עֲשָׂרָה הֲרוּגֵי מַלְכוּת,)
- духовные и политические руководители еврейского народа периода Великого Восстания (Иудейской войны, когда был разрушен Первый Храм) и восстания Бар-Кохбы, зверски замученные римлянами, были убиты в искупление за грех продажи Йосефа. Эта причина приводится в Мидраше Мишлей
מדרש משלי, פרשא א, סט-ע. המהדורה של שלמה באבער, ווילנא, בדפוס והוצאות האלמנא והאחים ראָם בשנת חמשת אלפים ושש מאות והמשיס ושלש, ע. כג
“Сказал рабби Йехошуа бен Леви: десять мучеников были наказаны именно за грех продажи Йосефа”. Более того, далее приводиться мнение рабби Авина: “В каждом и каждом поколении этот грех взыскивается с десятерых, и доныне он еще не искуплен”!
אמר יהושע בן לוי לא נשכו עשרה הרוגי מלכות אלא בחטא מכירתו של יוסף, א״ר אבן הוי אומר נפרעו עשרה מכל דור ודור ועדיין אותו ההטא קיים

Однако ведь в самой продаже участвовали лишь девять братьев из двенадцати! Биньямин был еще маленьким мальчиком и вообще находился дома, он никак не может быть виновен в этом грехе. В число десяти братьев, несущих ответственность за преступление, включается Реувен, хотя во время самой продажи он вообще не был в Шхеме. В тот злополучный день он ушел к отцу в Хеврон. Более того, само Писание свидетельствует (Берешит 37:22), что Реувен намеревался освободить Йосефа и именно с этой целью подал идею посадить его в яму. При обсуждении идеи продажи брата он лишь молча присутствовал, внутренне протестуя, но не выражая открыто своего несогласия. Но (об этом пишет Раббейну Бахья бен Ашер) и этого пассивного присутствия, оказалось достаточным для того, чтобы быть замешанным в страшном грехе, вина за который искупается муками каждого поколения!

Иерусалимский Талмуд подчеркивает важную моральную норму: когда руководитель отдает преступный приказ, или выступает с преступным предложением - Закон Торы требует от каждого, кого этот приказ касается, активно отказаться от соучастия в преступлении. Преступно не только само соучастие, но и пассивное присутствие при его исполнении, необходим протест во всеуслышание.
Tags: Иудаизм, Мои тексты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments