рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Categories:

«Ворота в Рай» в реке времени. История Хеврона. Часть 1

«Ворота в Рай» в реке времени. История Хеврона.

Часть первая

Хеврон – столица Иудеи. Город расположен в Иудейских горах, в 32-х км к югу от Иерусалима. Максимальная высота – 987 метров над уровнем моря. Хеврон –один из древнейших постоянно населенных городов мира.
Хеврон находится в географическом центре Иудейских гор. На протяжении большей части истории он служил административным и экономическим центром этого района. Район Хеврона исключительно удобен для поселения благодаря достаточному для земледелия количеству осадков. Кроме того, его горные долины не подвержены опасности затопления в период зимних дождей. В древности долины и холмы Хеврона были покрыты лесом.
l
В Хевроне расположена Меарат а-Махпела («Двойная пещера») – место захоронения праотцев и праматерей еврейского народа (Авраама, Сары, Ицхака, Ривки, Яакова, Леи). Это второе по значению, после Храмовой горы в Иерусалиме, святое место в иудаизме. Расположенное над Меарат а-Махпела монументальное строение построено более двух тысяч лет назад и является вторым по древности (после египетских пирамид) полностью сохранившимся зданием в мире и самым древним зданием на территории Эрец Исраель.Это также самое древнее сооружение в мире, которое используется для тех же целей, для которых они и было построено.
В Танахе Хеврон называется также Кирьят Арба, Кирьят ха-Арба и Мамре.
Хеврон встречается также как имя собственное. В Пятикнихии упомянут Хеврон, третий сын Кегата, сына Леви, сына Яакова – родоначальника семейства Левитов (Шмот 6:18; Бамидбар 3:19; Диврей Ха-Ямим Алеф 2:43; 5:28; 6:3; 15:9; 23:12; 23:19). Корах был сыном Хеврона(Диврей Ха-Ямим Алеф 2:43). Это также имя Калева, прародителя четырех родов в колене Йеуды. В Российской империи и в СССР имя Хеврон встречалось, как личное имя, у горских евреев. В современном государстве Израиль оно относится к числу редких.
Согласно археологическим данным, древний Хеврон возник и существовал в течение бронзового и железного веков на холме, расположенном к юго-западу от Меарат а-Махпела и носящем ныне название Тель Хеврон, или Тель Румейда, рядом с мощным источником воды. Этот источник действует и в настоящее время, ныне он носит имя Эйн Джудейда или же Мааян Сара.

Хеврон – единственный город, точная дата основания которого приводится в Пятикнижие. В книге Бамидбар (13; 12) говорится: «Хеврон построен за семь лет до города Цоан Египетский». Согласно современной датировке, Цоан – столица Египта периода гиксосов, был основан в 1720-м году до новой эры. Однако речь здесь все же идет, по-видимому, об укреплении Хеврона или о превращении его в административный центр, возможно, после очередного завоевания, так как раскопки показывают, что начало поселения в Тель Хеврон, на месте современного Хеврона, относится к раннему бронзовому периоду. По современной израильской археологической классификации это около 3 тысяч лет до н.э. На это время приходится первая волна заселения Хеврона и Иудейских гор, когда образовалось около 25-ти поселений, включая Хеврон, и имелось также незначительное кочевое население. К сожалению, археологический слой, относящийся к этому периоду, еще не раскопан.

«И двинул Авраам шатер, и пришел, и поселился в дубравах Мамре, что в Хевроне, и построил там жертвенник Господу» (Берешит. 13, 2, 5—18) – рассказывает Пятикнижие. Хеврон явился конечной точкой путешествия Авраама, начатого после его ухода из родного города Ур Касдим (халдейского) в Месопотамии, и первым постоянным местом пребывания в Эрец Исраэль. Авраам прожил в Хевроне 25 лет. Согласно Танаху, именно здесь Господь заключил с Авраамом союз. Союз этот касался трех ключевых моментов: во-первых, что именно на Ицхака и его потомство распространяются все обещания, сделанные Б-гом Аврааму (Берешит 17:19); во-вторых, что Эрец Исраэль передается в вечное владение потомству Авраама (Берешит 15:18); а также о повелении делать обрезание всем потомкам, как знак этого союза (Берешит 17:10-14).
Судя по картине, которую рисует нам Танах, Авраам не являлся оседлым жителем, он продолжал проживать в шатрах, и принадлежал к кочевому полуоседлому населению. О существовании такого населения нам известно из данных археологии. Согласно Танаху, Авраам фактически являлся главой федерации полукочевых племен в районе Хеврона. Возможно, они держали под своим контролем все Хевронское нагорье.

Во время войны с четырьмя царями (Берешит 14: 1-16), живший в то время в Хевроне Авраам выставил 318 вооруженных воинов (Берешит 14:14) – довольно значительное по тем временам число. Впрочем, и Мидраш, и Иосиф Флавий (Иудейская война 5, 9, 4) говорят, что это количество включает в себя лишь начальников отрядов, то есть общее количество сил было, возможно, больше.
Из союзников Авраама, живших в районе Хеврона, Танах упоминает Анера, Эшколя и Мамре (Берешит 14:24).

Согласно археологическим данным, Хеврон являлся культовым центром для окружающего населения. В городе раскопано святилище с многочисленными останками жертвенных животных. Согласно Танаху, местные жители (хетты) обращаются к Аврааму со словами: «Князь Б-жий ты среди нас» (Берешит 23:6). Возможно, именно поэтому Авраам, распространитель новой веры в Единого Б-га, и поселился именно в Хевроне, в связи с религиозным значением города.

Сара умерла в Хевроне (Берешит 23:2) и Авраам похоронил ее в Меарат а-Махпела (Двойной пещере), которая находилась «напротив Мамре, он же Хеврон», (Берешит 23:19) , т.е. на некотором расстоянии от города. С этим согласуется и картина погребальных обычаев тогдашнего населения района Хеврона, известная по археологическим данным.
Пещера вместе с полем, на котором она располагалась, была специально куплена у Эфрона-хиттийца (Хетта).

Согласно Агаде, Авраам стремился приобрести именно это место, поскольку там были похоронены Адам и Хава. Книга Зогар (Зогар Хадаш, Ноах, 27а) в свою очередь утверждает, что Адам похоронен там, поскольку Меарат а-Махпела – это место наиболее «близкое» к саду Эден (Рай), что это «ворота в Рай», «вход в сад Эден». Там же был похоронен и сам Авраам (Берешит 25:9-11) и затем его сын Ицхаак и жена Ицхака Ривка, а также жена Яакова, Лея. Яаков специально просил своих сыновей не хоронить его в Египте, а привезти в Хеврон (Берешит 49:29-32), что и было исполнено (Берешит 50:13). Согласно талмудической агаде (тр. Сота 13а) в Меарат а-Махпела покоится также голова Эсава, которую отрубил сын Дана Хушим, в ходе ссоры, возникшей во время похорон Яакова из-за притязаний Эсава на владение пещерой.

Ицхак также некоторое время жил в Хевроне. (Берешит. 35:27).

Согласно археологическим данным, в поздний бронзовый период (1550-1200 гг. до н.э.) Хеврон значительно опустел, также уменьшилось и кочевое население в районе города. Этим данным соответствует и картина, рисуемая в Танахе. В кн. Берешит 26:1 сказано: «И был голод в стране… и пошел Ицхак к Авимелеху, царю Пелиштимскому, в Грар».
Яаков жил в Хевроне около 30 лет (Берешит 37:14), и отсюда же начались странствия Йосефа (там же). В период патриархов в Хевроне жили аммореи и хетты (Берешит 14:13; 23:3). Разведчики, посланные Моше в Эрец Исраэль, в первую очередь пришли в Хеврон, что свидетельствует о большом значении города в то время. Согласно талмудической Агаде, Калев, бывший одним из разведчиков, молился там на могилах Праотцов.

Ко времени завоевания земли Кнаан евреями под руководством Йеошуа бин Нуна Хеврон был населен эморреями и являлся столицей независимого царства. Царь Хеврона Хохам упоминается среди ханаанейских царей, которые под руководством царя Иерусалима Адни-Цедека воевали с жителями города Гивона и евреями (Кн. Йеошуа 10:3-5).
После завоевания страны Хеврон был передан в качестве надела Калеву бен Йефуне (Йеош.уа 15:13-14, Шофтим 1:10-11).
Хеврон был назначен одним из трех городов-убежищ в западной части Эрец Исраэль. Сам город был передан во владение колену левитов, а род Калева (из колена Йеуды) контролировал предместья и окрестности (Йеошуа 21:10-12).
В надписи египетского фараона Шишонка 1 (945-924 г. до н.э.) на стенах храма в г. Карнаке, перечисляются завоеванные им города, упоминается место под названием «Поле Авраама», по-видимому, это и есть Хеврон.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments