рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Category:

Начало завоевания Страны Израиля. “Ворота в Рай” в реке времени. История Хеврона (часть третья)

Начало завоевания Страны Израиля. “Ворота в Рай” в реке времени. История Хеврона (часть третья)

Часть 1. Начало
Часть 2. Вина эморея

Операцию по освобождению Эрец Исраель израильская армия под командованием Йегошуа начала с Йерихо [1]. Город этот занимает исключительно важное стратегическое положение. “Йерихо - засов Земли Израиля. Если будет захвачен Йерихо - сразу же будет захвачена вся земля Израиля” - так характеризует его мидраш (Танхума, Бехаалотха гл.10). Данное положение актуально и сегодня - и не случайно кампания по сдаче Земли Израиля была начата именно с Йерихо, вспомним план “Газа и Йерихо - сначала”.

Наступление было продолжено вглубь Страны в западном направлении с целью рассечь территорию пополам. Сначала в ходе упорных боёв был взят город Ай [2]. Затем на сторону евреев перешёл город Гивон, точнее, все Гивонское царство (или Гивонская аристократическая республика. Государственное устройство этого образования неясно), включая сам Гивон и еще три города [3].

Это была большая стратегическая удача - Гивон и три связанных с ним более мелких городов занимали ключевое стратегическое положение, обеспечивали контроль над центром Страны, и позволяли рассечь ее.

После начала наступления пять самых сильных местных царей, все аморреи, включая царя Хеврона, образовали военный союз. Во главе его стоял Адони-Цедек, царь Иерусалима. Было решено нанести упреждающий удар по Гивону что бы не дать израильской армии занять эту стратегически важную точку. На тот момент израильские силы были еще далеко от Гивона, в Иорданской долине в месте Гилгаль, восточнее Иерихона, где израильтяне разбили лагерь после перехода через Иордан. Заняв Гивон, можно было помешать израильтянам вступить в центральную гористую часть Страны и, таким образом, остановить наступление.

Вот как события описываются в книге Йегошуа (10:1-6):

“И было, когда услышал Адони-Цедек, царь Иерусалима, что захватил Иегошуа Ай и разгромил его, (и что) как поступил он с Йерихо и с царем его, так же поступил он с Айем и царем его, и что примирились жители Гивона с Израилем и остались среди них, Устрашились они очень, … И послал Адони-Цэдэк, царь Иерусалима, к Охаму, царю Хеврона, и к Пираму, царю Ярмута, и к Яфие, царю Лахиша, и к Двиру, царю Эглона, сказать: Поднимитесь ко мне и помогите мне, и поразим мы Гивон, за то что примирился он с Иегошуа и сынами Израиля. И собрались они, и взошли пять царей эморейских: царь Иерусалима, царь Хеврона, царь Ярмута, царь Лахиша, царь Эглона, они и все войска их, и расположились станом возле Гивона, и воевали против него. И послали жители Гивона к Иегошуа в стан, в Гилгаль, сказать: не отними руки твоей от рабов твоих; выступи к нам скорее, и спаси нас, и помоги нам, ибо собрались против нас все цари эморейские, жители гор”.

Стоит отметить, что здесь (гл.10, ст.1) впервые в ТАНАХе упоминается Иерусалим. В книге Берешит (14:18) говорится про Малки-Цедека, царя города Шалем - и согласно Таргуму на этот стих мидрашу Берешит Раба (56:14) Шалем - это Иерусалим (кроме того, в Псалмах (76:3) Шалем упоминается в одном ряду с Сионом (“И была в Шалеме сукка Его, и в Цийоне - обитель Его”), однако само название “Иерусалим” появляется впервые именно здесь. Мы еще вернёмся к этому моменту в дальнейшем.

Израильская армия форсированным маршем подошла к Гивону и в ходе одной из самых знаменитых и чудесных битв в истории, когда Г-сподь по молитве Иегошуа остановил Солнце и “бросал на них (наших врагов - А.Ш.) большие камни с неба” (Иегошуа 10: 11), коалиция была разгромлена.

Уцелевшие части хевронской армии отступили к городу и укрылись в нем.

Но еще в ходе битвы пять царей, включая царя Хеврона, “убежали и спрятались в пещере, в Маккейде” (10:16) [4]. Их местоположение было обнаружено, и далее события развивались так: “И сообщено было Иегошуа: “Нашлись пять царей, они скрываются в пещере, в Маккэйде”. И сказал Иегошуа: привалите большие камни к отверстию пещеры и приставьте к ней людей стеречь их. А вы не останавливайтесь, преследуйте врагов ваших и истребляйте их, убегающих от вас, не давайте им войти в города их, ибо предал их Г-сподь Б-г ваш, в руку вашу. И было, когда Иегошуа и сыны Израиля нанесли им очень сильное поражение, до полного их истребления, а оставшиеся из них убежали и пришли в укрепленные города, Тогда возвратился благополучно весь народ в стан к Иегошуа, в Маккейду; и никто не посмел сказать слова против сынов Израиля. И сказал Иегошуа: откройте отверстие пещеры и выведите ко мне пятерых царей этих из пещеры. И сделали они так, и вывели к нему пятерых царей этих, из пещеры: царя Иерушалаима, царя Хеврона, царя Ярмута, царя Лахиша, царя Эглона. И когда вывели царей этих к Иегошуа, призвал Иегошуа всех израильтян и сказал военачальникам, ходившим с ним: подойдите, поставьте ноги ваши на шеи этих царей. И подошли они, и поставили ноги свои на шеи их. И сказал им Иехошуа: не бойтесь и не трепещите, будьте тверды и мужественны, ибо так поступит Г-сподь со всеми врагами вашими, с которыми вы воюете. И поразил их Иегошуа после того, и умертвил их, и повесил их на пяти деревьях, и оставались они повешенными на деревьях до вечера. И было, ко времени захода солнца приказал Иегошуа, и сняли их с деревьев, и бросили их в пещеру, в которой они скрывались, и заложили большими камнями отверстие пещеры, (и так оставили) до самого сегодняшнего дня” (Иегошуа 10:17-27).

Все то - и приказ высшим офицерам израильской армии публично, в присутствии всех израильтян, поставить ноги на шеи поверженных царей, и вывешивание на всеобщее обозрение трупов врагов - не было бессмысленной жестокостью. Хевронское царство, как и остальные царства коалиции, стали главным центром сопротивления завоеванию евреями Эрец Исраель - и расправа с их царями стала образцово-показательной, призванной внушить страх всем жителям Земли Ханаан, и облегчить дальнейшее освобождение евреями Земли Израиля. Иегошуа хотел также - и это была не менее, если не более важная задача - внушить и командирам и воинам своей армии, всего лишь второму поколению после египетского рабства, только что вышедшим из пустыни, уверенность в том, что они в состоянии победить врага, вбить в их сердца уверенность в том, что “так поступит Г-сподь со всеми врагами вашими, с которыми вы воюете”.

Тот, кто серьезно относится к тексту ТАНАХа, не может не спросить: что значит выражение “до самого сегодняшнего дня” - тем более, что оно встречается в ТАНАХе неоднократно (в стихе “бросили тела царей, в том числе царя Хеврона, в пещеру, в которой они скрывались, и заложили большими камнями отверстие пещеры, и так оставили до самого сегодняшнего дня” (Иегошуа 10: 27).

Согласно мнению комментаторов, в некоторых случаях “до сего дня” означает то время, когда писалась данная книга ТАНАХа или когда были произнесены данные слова. Например в 16 главе, 10 стихе Книги Иегошуа, где сказано: “и жили ханаанеи среди эфраимлян до сего дня, и стали выполнять повинные работы”. [5]

Однако классический комментарий “Мецудат Давид” [6] на Книгу Иегошуа на гл. 4, стих 9 (это первый раз, когда выражение “до сего дня” встречается в книгах Пророков) формулирует важное правило танахической экзегезы (толкования): “до сего дня” означает “навсегда”, т.к. каждый, кто читает эти строки, в любое время, произносит “до сего дня”. И это одно из главных правил в толковании книг Пророков”. Т.е. в книгах Пророков выражение “до сего дня” [7] означает именно “до этого, сегодняшнего, дня”, имеется ввиду именно тот день, когда читатель читает данный стих - т.е. значение описываемого пророком события и его физическое влияние на происходящее в мире сохраняется вечно, даже если физических его следов уже не осталось.


Примечания:
1. יְרִיחוֹ, Йерихон в русской традиции; буквально ‘лунный’; в ТАНАХе именуется также Ир ха-Тмарим - ‘город пальм’ - Дварим 34:3; Шофтим 3:13; II Хр. 28:15. Город расположен в оазисе, образованном источником Ма’ян-Элиша и родниками, которые арабы называют Ал-Килт, Айн-Дуюх и Айн-Ну’ама. Ныне Иерихо - самый низко расположенный город в мире (250-260 м ниже уровня моря). Современный, заселённый только арабами город расположен приблизительно в 1,5 км. к юго-востоку от древнего Йерихо. В древности Йерихо и его окрестности славились виноградом, овощными культурами, финиками, растениями, из которых изготовлялись ароматические масла и благовония как в эпоху независимости, так и во времена римского владычества (Песнь Песней 1:14; Брахот 43-а; Тосефта Арахин 2:8; Флавий, Война 4:467-470).

Перед штурмом города Иегошуа послал в Иерихон разведчиков и успешное выполнение ими своей миссии как бы уравновесили преступление разведчиков, посланных в свое время Моше. Сам же город пал благодаря ниспосланному Б-гом чуду: стены рухнули от звука шофаров (рогов) и крика завоевателей. Все население Иерихона, за исключением спасшей еврейских лазутчиков блудницы Рахавы и ее семьи, было уничтожено, а захваченные сокровища посвящены Б-гу. Иегошуа бин Нун произнес над развалинами Иерихона проклятие тому, кто вознамерится восстановить Иерихон (Книга Иегошуа 6:25).

Раскопки не обнаружили следы обитания в городе в 12-11 вв. до н. э., по-видимому, вследствие упомянутого заклятия. Иерихо восстановил при царе Ахаве (874-852 до н. э. согласно приятой в современной исторической науке хронологии) Хиэль из Бет-Эля, который, в свершение заклятия поплатился за это гибелью первенца и младшего сына (I Царей 16:34). В ТАНАХе упоминаются некие “сыны пророков, которые в Иерихо” предсказали вознесение пророка Элиягу и “опочивание” его духа на пророке Элише (II Ц. 2: 4-18). Там же пророк Элиша жил некоторое время и “сделал воду здоровою… до сего дня” в городском источнике (II Ц. 2: 19-22).

Город значительно разросся в 7-6 вв. до н. э., но оставался неукрепленным. В 587 г. до н. э. Иерихо был разрушен вавилонянами. По возвращении вавилонских изгнанников Иерихо постепенно разрастался и начал играть видную роль сначала в персидской провинции Иегуд, а затем в восстановленной Иудее периода Второго храма, когда он становится вторым после Иерусалима городом страны (иерусалимский Талмуд, Таанит 4:2, 67г). Хасмонейские цари построили к западу от города зимний дворец. Раскопки 1973 г. обнаружили мозаичный пол, древнейший из найденных до сих пор в стране, купальные бассейны и несколько микв времен Хасмонеев и царя Ирода I. Вода в район Иерихона подавалась системой акведуков, завершенной при Ироде (функционирует по сей день). В конце 1 в. до н. э. Ирод построил в Иерихо великолепный зимний дворец с многочисленными покоями, бассейнами, римскими банями, террасными садами; дворец был отделан искусственным мрамором, украшен фресками и мозаиками. Рядом с дворцом находился ипподром, упоминаемый Иосифом Флавием. При начатых в 1970-х гг. Рахелью Хахлили раскопках к западу от Иерихона обнаружен обширный некрополь (площадь 10 кв. км) эпохи Второго храма. Раскрыто более 120 могил с деревянными расписными гробами и каменными оссуариями (свыше 30) с надписями на иврите и греческом языке. В некоторых случаях указано, что погребенный родился в Иерусалиме. В 1981 г. найден богатый склеп семьи Голиат - священников Иерусалимского храма.

В ходе Иудейской войны I (66-70 гг. н. э.) Иерихон был разрушен Веспасианом (68 г. н. э.). В конце 1 в. римляне построили в 2 км. к западу от развалин город по типу военного лагеря. Во время восстания Бар-Кохбы (132-135 гг. н. э.) этот город был захвачен повстанцами: ими были построены укрепления к западу и северо-востоку от него, отсюда в 132 г. отряд восставших вышел на Иерусалим (Дион Кассий “Римская история”, 69: 12-14). В византийскую эпоху Иерихо переместился на 1,5 км к востоку от руин, на свое нынешнее место. Евсевий упоминает Иерихо в “Ономастиконе”; на мозаичной карте Медвы (6 в. н. э.) Иерихон представлен как процветающий город. К этому периоду относятся остатки синагоги (6 в. н. э.): строение было ориентировано на Иерусалим и имело мозаичный пол с изображением меноры, надписью “мир Израилю” и посвятительной надписью на арамейском языке. В 7 в. в Иерихо поселились бежавшие от преследований Мухаммеда евреи племени Бану-Надир.

В 724 г. халиф Хишам начал близ Иерихо строительство огромного (площадь около 2 га) зимнего дворца с великолепной лепкой и мозаичными полами. Строительство было нарушено землетрясением и не возобновлялось. В 1099 г. Иерихо был захвачен крестоносцами; в 1187 г. Саладин без боя взял город. С этого времени вплоть до 19 в. Иерихо оставался в запустении.

В начале 19 в. на развалинах города крестоносцев вновь возникает небольшое поселение. В этом плодородном оазисе оседает несколько бедуинских кланов и, несколько позже, в конце 19 в., нубийские арабы - мусульмане, выходцы из Судана. В начале 20 в. город стал разрастаться и насчитывал около 3 тыс. жителей. В то же время в Иерихо поселилась небольшая группа евреев, которые, однако, были вынуждены покинуть его во время арабских беспорядков в 1936 г. После Войны за Независимость (1948) население Иерихо, вошедшего в состав Иордании, пополнилось беженцами, лагеря которых разместились в самом городе и его окрестностях.

Накануне Шестидневной войны население Иерихона, по оценке иорданских властей, составляло около 80 тыс. человек. Взятие города израильской армией 7 июня 1967 г. и находящихся неподалеку от него мостов через Иордан завершило бои Шестидневной войны на иорданском фронте. При приближении израильских войск большинство проживавших в Иерихо беженцев ушло в Иорданию. С 1967 г. по 1993 г. город находился под израильским контролем; в этот период проводились интенсивные археологические раскопки и реставрация исторических объектов, в том числе синагоги “Шалом аль-Исраэль”, которая стала действующей.

В 1993 г. Иерихо, согласно Норвежским соглашениям, стал первым городом, переданным в состав “Палестинской” автономии. В Иерихо властями “автономии” при финансовом участии израильских спонсоров и поддержке израильских политиков были открыты гостиница для иностранных туристов и казино, которое посещали в основном израильтяне.

С начала “интифады аль-Акса” была осквернена и разрушена древняя синагога “Шалом аль-Исраэль”, обстреливались прилегающие к Иерихо дороги и расположенное в 2 км от города еврейское поселение Веред-Иерихо. При этом здание казино использовалось террористами в качестве огневой точки.

Согласно оценке, в 2003 г. в Иерихоне жили около 20 тыс. человек, подавляющее большинство - мусульмане. (Это примечание основано на статье “Иерехон” из Краткой еврейской Энциклопедии. Иерусалим, том 2, кол. 681-684).

2. עַי, הָעַי. Ай. Расположен к северу от Иерусалима, в районе современного поселения Бейт-Эль, рядом с арабской деревней Дир- Дибуван דיר דיבוואן. Впервые город упомянут в кн. Берешит, 12:8; 13:3 в связи с передвижениями праотца Авраама по Эрец Исраель. Евреи из города Ай упомянуты также в списке вернувшихся из Вавилонского пленения (Эзра 2:28; Нехемия 7:32).

3. Гивон, גִּבְעוֹן - древний город в Земле Израиля. Расположен в 10 км. к северо-западу от Иерусалима, на территории колена Биньямина. На момент завоевания Ханаана евреями Гивон стоял во главе государственного образования, точная форма правления в котором не ясна: это была или монархия или аристократическая республика. Кроме Гивона в его состав входило ещё три города: Кфира, Беерот, Кирьят-Ие’арим (Книга Иегошуа 9:17). В тексте Хумаша жители Гивона именуются “хивим” (חוים), это название одного из ханаанских народов. Однако согласно мидрашу (Бемидбар Раба 8:4) это были эмореи (аморреи - см. предыдущую статью “Вина эморея”). Названы “хивим” они иносказательно, поскольку “поступили как змей” (хивийа - חיויא - по-арамейски “змей”). Иегошуа, пред тем как перейти Иордан, направил гивонянам, как и прочим жителям Земли Ханааанской, предложение: либо они принимают на себя обязательства выполнять заповеди Сыновей Ноаха (шева мицвот бней-Ноах), куда включается и принятие политического главенства Израиля, и тогда они могут оставаться жить в Стране в качестве “гер-тошав”. Либо они добровольно уходят из этой земли и живут, где хотят, так сделал народ гиргаши. Либо - подлежат истреблению. Пытливый читатель должен спросить: как возможно, что, направляя данное предложное. Иегошуа проигнорировал прямое предписание В-севышнего истребить все семь народов, населяющих Землю Ханааанскую (Дварим 20:16). Этот вопрос разбирают Тосафот на Гитин 46-а (ד”ה כיון שהקשו זה). Ответ: предписание об обязательном истреблении стало действовать только после вступление евреев в землю Ханааанскую. Поскольку галахические тонкости вопроса обращения гивонян хоть и весьма интересны, но явно выходят за рамки данной статьи, отмечу лишь, что их разбирает также Рамбам в Законах царей 6:5, Раавад на это место Рамбама, Раши и Рамбан на Дварим 20:10.

Но вернёмся к последовательности событий.

Гивоняне первоначально проигнорировали обращение Иегошуа и всполошились, только узнав об участи уничтоженных евреями Иерихона и Ая. Тогда жители Гивона прибегли к хитрости: их послы, прибыв в лагерь Иегошуа бин Нуна в Гилгале, просили заключить с ними союз, говоря, что они прибыли из “дальней земли” (Книга Иегошуа 9:3-15). Когда обман открылся, евреи, будучи связаны данной послам клятвой, не могли уничтожить Гивон. Его жители прошли гиюр, однако, в наказание за обман, получили особый статус “натиним” - “данников”, образовав особую группу в еврейском народе. С одной стороны, им запрещалось смешиваться с евреями, при этом, с дугой, кроме всего прочего, жители Гивона были обязаны поставлять дрова и воду для “общества и жертвенника Господня” (Книга Иегошуа 9:16-27), что являлось, скорее почетной обязанностью, а не проклятием.

Коалиция ханаанских царей, возглавляемая царем Иерусалима Адони-Цедеком, предприняла карательную экспедицию против отколовшегося от коалиции Гивона, но их войска были разбиты неподалеку от Гивона Иегошуа бин Нуном (Книга Иегошуа 10:12,13). После освобождения Эрец Исраель Гивон стал городом коэнов. Одно время он был религиозным центром еврейского народа, там находился Мишкан. Произведенные на месте Гивона раскопки показали, что в первой половине 1 тыс. до н. э. город был крупным ремесленным и торговым центром; были обнаружены высеченные в известняке колоколообразные цистерны, погреба для хранения вина, керамические сосуды. Особо примечательна древняя система водоснабжения города: очень большой водоем, ко дну которого ведут вырубленные в его стенах ступени, соединялся подземным туннелем с другой цистерной, находившейся вне городских стен и получавшей воду из естественного родника.

Во времена Давида здесь шло сражение между войсками Давида и преемника Шауля Иш-Бошета (II Шмуэля 2:12-17); в этом месте Давид одержал победу над филистимлянами (I Хр. 14:16). В Гивоне Г-сподь явился во сне царю Шломо (I Царств 3:5; II Хроник 1:7).

Город был разрушен во время вавилонского завоевания. Его жители находились среди тех, кто возвратился из плена; они отстроили свой город и участвовали в восстановлении стен Иерусалима (Нехемия 3:7; 7:25; 7:29). Сначала это было небольшое поселение, с восстановлением независимости Иудеи в период Хасмонеев город стал значительным населенным пунктом, таким же он оставался и во времена римского владычества.

Ныне севернее развалин Гивона находится арабская деревня Эль-Джиб, в названии которой сохранилось имя “Гивон” (население около 2500 человек, оценочно). Евреи там, увы, не живут. В 1977 г. в 2 км к северо-западу от исторического Гивона, на месте бывшего иорданского военного лагеря, был основан поселенческий форпост Махане-Гивон. Большинство поселенцев составляли бывшие отказники, активисты алии и узники Сиона из СССР, а также уроженцы страны - ветераны ЛЕХИ. Поселенцам не удалось добиться разрешения на основание поселения именно на данном месте, однако удалось добиться разрешение на основание поселения Гивон-ха-Хадаша, в 2 км к западу от форпоста Гивон и в 2,5 км к западу от исторического Гивона. Форпост Махане-Гивон также продолжал жить, он стал сначала де-факто, а позднее де-юре кварталом Гиват-Зеева.

4. Маккейда, - מקדה ханаанский затем израильский город из надела Иегуды, располагался в районе современного Кирьят-Гата. Точное его местоположение до сих пор не определено, есть несколько догадок, в районе имеется несколько раскопанных древних городищ. Упоминание о Маккейде встречается и в двух археологических памятниках эпохи Первого Храма. В одном хозяйственном документе упоминается название города, в другом - человек по имени Михи бен Хацлиягу из Маккейды ‘מכי בן הצליהו ממקדה’

5. Согласно одному из авторитетных новых комментариев к ТАНАХу “Даат софрим”, его автор р. Хаим-Дов Рабинович,1909 - 2001 гг., род. в Гродно, жил в России, Польше, с 1937 - в Стране Израиля.

6. Автор - р. Давид б. Арье-Лейб Альтшуллер из Праги, жил в семнадцатом веке.

7. Всего же выражение “до сего дня” только в первой книге Пророков - Сефер Иегошуа повторяется пятнадцать раз: 4:9; 5:9; 6:25; 7:26; 8:28; 8:29; 9:27; 13:13; 14:14; 15:63; 16:10; 22:3; 22:12; 23:8; 23:9.


Источники:


איסור הנתינים. מכון הלכה ברורה ובירור הלכה. סוגיות בעיון ללימוד הדף היומי. מסכת יבמות, דף עח, ב - עט, ב. סוגיה מספר 10.

אריאל יגאל (1995), עוז וענווה, עיונים ביהושע ושופטים, מדרשת הגולן, חיספין

מצודת דוד על ספר יהושע.

מקראות גדולות הכתר - ספר יהושע, ספר שופטים. נוסח המקרא על-פי “כתר ארם צובה”, תרגום יונתן על-פי כתבי יד תימניים עם הפירושים: רש”י, רד”ק, רלב”ג, ר’ יוסף קרא, ר’ ישעיה מטראני, ר’ יוסף אבן כספי. אוניברסיטת בר-אילן, רמת-גן. (1997)

חיים דב רבינוביץ. דעת סופרים. ספר יהושע

הרב רוזן ישראל (תשס”ה), אתרי סגולה בגובה חז”ל, צֹמת, גוש עציון

הרב רמר אברהם (תשנ”ה), מעבור הארץ. ספר יהושע, משפ’ רמר, בית-אל

הרב שטערן זאב (תשל”ט), פירוש תורה שבעל-פה על יהושע - שופטים, עיה”ק ירושלים תובב”א

אריאל יגאל (1995), עוז וענווה, עיונים ביהושע ושופטים, מדרשת הגולן, חיספין

אליצור יהודה, קיל יהודה (1993), אטלס דעת מקרא. אוצר ערכים גיאוגרפיי-היסטוריים, מוסד הרב קוק, ירושלים.



ArtScroll Tanach series. The Book of Yehoshua, a new translation with a commentary. (1989). Rabbi Drucker Reuven, Translation. and Commentary. Mesorah Publications, Ltd

ArtScroll Tanach series. Bereshis. Genesis, a new translation with a commentary. (1986). Rabbi Zlotomitz Meir, Translation. and Commentary. Mesorah Publications, Ltd

История древнего Востока. Седов А.В. (редактор) (2004), изд. “Восточная литература”, Москва.

Краткая Еврейская Энциклопедия. В 11 томах. Иерусалим, 1976 - 2005 гг.
Tags: История евреи, Иудаизм, Мои тексты, Хеврон
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment