рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Category:

Необходимость гиперсионистской философии

У евреев в эпоху Нового Времени своей философии, заметье, нет. Но еще более ее нет у Израиля.
Очень чёткая мысль Алексея Нилогова на АПН:

Будучи тесно связанной с языком, зарождающаяся и развивающаяся в нём, как в живой подвижной среде, философия с самого начала была этническим феноменом, слабо приспособленным к транс-лингвистической пересадке. Греческая, индийская и китайская философии, возникшие практически одновременно, стали родовым пятном на теле наиболее успешных древних этносов, божественной отметиной и знаком счастливой судьбы.

То, что теперь постфактум называется «классической древней западной философией», в действительности представляет собой эллинскую национальную общественную мысль. Её сугубо ЭТНИЧЕСКИЙ характер заметен уже по тому факту, с каким трудом она давалась даже культурно близким римлянам.

То, что теперь названо «средневековой европейской философией», является философией, выраженной на средневековой латыни, — мысль, мёртвая и школярская в своей основе вследствие искусственности средневековой западноевропейской квази-нации.

Современные нации ещё более тесно со-организованы вокруг коммуникативной культуры, чем этносы ушедших эпох, потому, что информационная составляющая общества — то, сколько каждый индивид затрачивает усилий и времени на овладение и обмен информацией, продолжает расти. Несмотря на конкуренцию невербальной (образной) составляющей коммуникации, язык удержал своё ведущее место в обществе, и политическое группируется вокруг него. Непонятно, как вне языка могут быть выявлены и обобществлены человеческие мотивации, составляющие то,что мы называем в русском языке представлениями о благе.

Новейшие философские традиции, выросшие из Средневековья вместе с новыми нациями — англоязычная, германская, французская — повторяют в этом отношении путь греческой мысли. Каждая из них претендует намаксимальную универсальность, при этом оставаясь чистым народным феноменом.

В этом смысле философия — одно из орудий национальной экспансии. И заявка на универсализм должна пониматься именно в этом ключе: как стремление к экспансии, ничем и никем не ограниченной. Без этого интеллектуального императива, без тотальности амбиций, без претензии решать всё и за всех — ум не может считаться философским.

Национальное наступление часто, хотя и не всегда, ведётся под маской универсализма. Прикрываясь универсалистской риторикой, сильнейшие национальные философии стремятся занять каждую пору языка и каждую ячейку сознания. Без такого лицедейства философия теряет свой драйв и быстро вырождается в беззубое начётничество и унылое грантостяжательство.

Tags: Беад Арцейну, Гиперсионизм, Революция, Философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments