рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Category:

Вопрос к знающим: Нартский эпос - насколько корректна эта характеристика

Михаил Вайскоф в книге "Писатель Сталин" считает одним из субстратов, на котором вырос Сталин, и который сфрмировал его политическую философию и практику - общекавказский нартский эпос в его осетинском и грузинском вариантах.
С последним я совершенно не знаком. Вайскопф описывает его так:

"В нартском и кавказско-иберийском эпосе … почти полностью, за вычетом рассказов о происхождении и борьбе солнца и луны, отсутствует интерес к космогонии. Христианство и ислам постоянно взаимодействуют здесь с язычеством, обмениваясь с ними свойствами. Христианские персонажи выступают как злокозненные и мстительные силы, но таковы же и противостоящие им герои, зачастую побеждающие Христа и святых Конфликтующим силам в равной степени присуще коварство и хитрость, постоянные средства борьбы – яд и колдовство, обман, предательство. Клятвопреступление. Весь кавказский фольклор в немыслимых количествах изобилует темой людоедства, несопоставимой по своему объему с каким -то другим европейским фольклорным комплексом. Главные враги героев – великаны обычно занимаются каннибализмом. Но последний , вместе с иными формами изуверства, .в той или иной степени свойственен и множеству других персонажей, в том числе и самых популярных. …
Распространеннейшие северокавказские сюжеты и мотивы, вошедшие также в осетинские и прочие сказки, - братоубийственные войны, пожирание детей или братьев и сестер, отцеубийство или детоубийство, инцест, некрофилия, рассечение тел, игра в черепа – и, конечно, изощренная кровная месть. Борьба не прекращается и после истребления противников. Их рассеченные трупы пробуждаются к ново войне, черепа охотятся за живыми (либо, напротив, помогают, им), мертвецы держат в руках записку с повелением отомстить за свою гибель. Место действия – очень часто подземный мир, пещеры, загроможденные волшебными камнями и костями мстительных мертвецов. Героев обрекают на подземное заточение, но сами они совмещают в себе черты солнечных богов и громовников с приметами их хтонических антогонистов, наделяются чертами змея и прочих монстров. Нередко сами герои притворяются мертвецами, чтобы напасть на врагов – и это коварство трактуется как добродетель".

Вопрос к знающим: насколько корректна эта характеристика.
Tags: Кавказ, Литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments

Recent Posts from This Journal