рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Category:

Вообще, если у кого имеются вопросы, связанные с иудаизмом - пишите, я отвечу, буде это возможно.

Вот uniq спросил: "Интересно было бы узнать побольше и поглубже о том, как с точки зрения иудаизма объясняется множественное число Бога, Элохим. Если это некоторое "качество" (имя) одного Бога (нечто вроде множественности в единстве, свидетельствующее о особенности и величии его "безграничного" существа), то каким образом и в каких случаях это имя применимо и применяется в писании (в частности, например, по отношению к человеку в начале "Бытия")?

Первая строка Пятикнижия: "В начале сотворил Б-г небо и землю" -"Б'решит бара Элохим эт ха-шамаим в'эт ха-арец" בראשית ברא אל ה ים את השמים ואת הארץЗдесь использовано Имя Элохим, с точки зрения грамматики - множественного числа.
Каждое из Б-жественных имен обозначает определенное Его свойство, определенную сторону, которой Он проявляет Себя в мире. "Там, где употребляется Чертырехбуквенное Имя, речь идет о его свойстве Милосердия,…, там, где имя Элохим - о свойстве Суда" (Сифри на Дварим, 3:24). То есть тут Создатель проявляется в мире как строгий судья, воздающий своим творениям строго по заслугам. В начале Б-г хотел основать мир только на принципе воздаяния, поэтому в рассказе о творении употребляется только это имя, однако затем получилось, что лишь на Имени Элохим, только на свойстве, суда мир устоять не может, он должен бы быть разрушен - и В-севышний проявил свое Четырехбуквенное Имя (йод-хей-вав-хей), ввел в мир свойство милосердия. Появление этого имени - когда грешник не получает наказания сразу, ему дается возможность раскается, он получает то, что не заслужил своими деяниями. Однако, страдания праведника в этом мире, страдания, которые не были заслужены человеком (смерть детей, например) - тоже проявления этого типа управления миром, следствие Свойства милосердия, т.е. отсутствия строгого суда.

Кроме того, имя Элохим обозначает Б-га как правителя этого мира, направляющего и объединяющего в единое целое различные действующие в нём силы и сущности. "Элохим" можно рассматривать как множественное число от слова "эл" אל - "сила", или как множественное от слова "эле" אלה - "эти". Единство же Создателя утверждается в тексте тем, что относящийся к нему глагол "бара" ברא -"сотворил" стоит в единственном числе.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments