рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Мир приближается к точке перехода

Мир приближается к точке перехода

Знаменитое высказывание Уинстона Черчилля: “Политик думает о следующих выборах, государственный деятель - о следующем поколении” остается недосягаемым идеалом для современной политики. Даже политические и финансовые аналитики, не говоря уж о самих политиках и финансистах, привыкли думать в категориях даже не лет - недель и месяцев.

На принцип Черчилля ориентируются немногие лучшие. Но ведь “следующее поколение” для истории - краткий миг. Исторический процесс измеряется много более продолжительными отрезками времени - но именно от таких глубинных, тектонических процессов в конечном счете зависит та социальная и экономическая реальность, в которой живет конкретное поколение. Без учета этой тектоники ни политик, ни политический мыслитель не только оказываются неспособными понять окружающую действительность, они не способны даже хоть как-то ее изменить.

Большинство кризисных процессов в современной политике и экономике связаны с тем, что мы приближаемся к моменту смены экономико-политической формации в мировом масштабе, смены цивилизационно-экономической парадигмы, которая будет сопровождаться перемещением центров концентрации капитала из одной географической точки в другую. Неожиданного и принципиально нового, впрочем, в этом ничего нет - такие смены происходят в мировой истории регулярно. Можно сказать, что это историческая закономерность. Мы не в состоянии вскрыть причины этой закономерности, но, наблюдая за ходом истории, мы можем прийти к выводу, что она действительно существует.

Если взглянуть на историю западного полушария с “высоты птичьего полета”, то мы увидим (естественно, следует учитывать крайнюю схематичность и неизбежные упрощения изложения), такую динамику: две тысячи лет назад ведущий цивилизационно-экономический центр мира находился в Римской империи. Одновременно существовали центры в Индии и Китае. Связь между всеми ими была очень слаба. Затем центр переместился в Византийскую империю, затем в Арабский халифат. Одно время на роль такого всемирного центра претендовала цивилизация кочевых государственных образований центральной Евразии. Русский исследователь Владимирцев назвал присущий ей строй “кочевым феодализмом” [Б.Я. Владимирцов. Общественный строй монголов. - Л., 1934.]. Термин этот нельзя признать совершенно точным и удачным, но для нашего рассмотрения сейчас главным является то, что им обозначен особый тип организации социальной и экономической жизни, присущий этому миру. Этот центр начал формироваться в великом Тюркском каганате, затем Хазарском каганате - достигнув своей высшей точки в империи Чингисхана - в Золотой Орде - крупнейшем государственном образовании в истории человечества. Золотая Орда соединила впервые западный и восточные экономические центры Западной ойкумены (западного полушария) - от Китая до западной Европы (глобализационные процессы - отнюдь не только прерогатива современной эпохи, но об этом чуть ниже). Однако из-за драматических изменений природной среды - усыхания степей - жизнь центрально-евразийского цивилизационно-экономического центра была недолгой. Также начался процесс прогрессирующего отставания Индии и Китая от западных регионов.

Потом была Оттоманская империя, и постепенно цивилизационно-экономический центр стал перемещаться в Западную Европу. Дальнейшие географические подвижки происходили уже в пределах этого региона. Пиренейский полуостров, Испанская и Португальская империи, затем торговые республики Северной Италии, потом центр стал перемещаться на север, сначала в Антверпен, Голландию, затем в Англию, и, наконец, в последние сто лет происходит процесс становления Соединенных штатов Америки как ведущей мировой силы. После Второй мировой войны и центр деловой экономической деятельности окончательно переместился в США. Впрочем, более точно говорить о едином американо-западноевропейском центре при ведущей роли США и сохранении значимой роли Великобритании.

Каждой смене центра экономической активности соответствует и смена цивилизационной и религиозной парадигмы. Мы имеем дело не только с теми или иными экономическими изменениями, но и с изменениями типа цивилизации и мировых религий. Каждому из этих центров была присуща своя собственная господствующая религиозно-культурная модель. Современному этапу соответствует либеральный тип религиозности, сложившийся в Новое Время, - отделение религии от политики. В споре о том, кто главнее - религия или государство, последнее окончательно берет верх, служители культа из закрытой, экономически автономной и развивающейся по своим законам касты хранителей традиции превращаются в наемных работников и т.д.

Однако нет никаких оснований предполагать, что ход исторического процесса остановился - ибо конец истории наступит лишь в момент воскрешения мертвых в “конце дней”. Более того, процесс географического перемещения цивилизационно-экономического центра и, соответственно, смены религиозно-культурной парадигмы идет и сейчас, только процесс этот проходит с намного большей скоростью, чем в предыдущие эпохи. Если раньше центр находился в одной точке как минимум на протяжении нескольких столетий, то сейчас все процессы ускорились. Речь идет уже об изменениях в пределах менее, чем сто лет.

Другое принципиальное отличие современного состояния связано с тем, что любая точка мира теперь находится практически рядом с нами. Византийская империя перед началом арабских завоеваний не только не имела ни малейшего представления о том, что назревает рядом с ее границами, на Аравийском полуострове, но если бы даже и имела, - не могла бы ни отследить ход самого процесса, ни предпринять действий, которые бы блокировали возникновение ислама. Ситуация сейчас явно иная. Соответствующие структуры, аналитики, силовые ведомства могут отследить событие с самого момента его возникновения, при наличии адекватного понимания происходящего они могут распознать и спрогнозировать дальнейший ход процесса и предпринять эффективные меры по его блокировке.

Естественно, Западный мир менее всего заинтересован в потере своей ведущей роли. Речь идет не просто о судьбе тех или иных международных корпораций, не только об увеличении или уменьшении уровня доллара - но о полной перемене исторической участи.

Поэтому можно предположить, что сознательные усилия по корректировке исторического процесса станут в ближайшем будущем (или стали уже сейчас) такой же реальностью, как и корректировка процессов природных.

Речь идет о типе современной цивилизации. В случае перемещения центра капиталов речь идет о смене парадигмы и те люди, которые стоят за этой парадигмой относятся к этому серьезно и будут отстаивать ее сохранение всеми возможными способами. Именно эта борьба и будет составлять (точнее, уже составляет) суть идущих сейчас политико-экономических процессов.

Одним из следствий такого положения - гуманитарные знания и гуманитарные технологии неизбежно станут (если еще не стали) столь же охраняемыми и закрытыми, что и знания в области ядерной физики, культурология - такой же военной наукой, что и баллистика.

О том, насколько эффективными могут быть попытки остановить этот географический “дрейф” цивилизационно-экономического центра мира, когда и как именно они проводились и на основе каких существующих незападных религиозно-культурных моделей возможно его становление - мы поговорим в следующей статье.
Subscribe

  • Свободный человек

    В замечательном курсе "Психология политики" который читает Леонид Гозман в Московском Свободном университете был задан вопрос: Пример свободного…

  • "Лейзер, Литва уже сгорела?.."

    "Лейзер, Литва уже сгорела?.." Очень неполиткорректная беседа с Лейзером Броером: Авраам Шмулевич Лейзер Броер - "талмид хахам" (знаток Торы), один…

  • Даже воды расступятся

    Даже воды расступятся Обращение Международного Гиперсионистского Движения "Беад Арцейну" ("За Родину!") Секретариат Движения. 7-й день Песаха 5781…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments