рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Руководителей калибра Бисмарка в Кремле не наблюдается.

Отто фон Бисмарк, создавший из отсталой, раздробленной на феодальные княжества Германии мощную индустриальную Германскую империю, когда-то сказал, что битву при Садовой (сражение с австрийцами, сыгравшее ключевую роль в объединении Германии) выиграл прусский школьный учитель. Это наблюдение великого государственного мужа столь же верно, сколь и известно. Его, например, любит цитировать В. Ю. Сурков, последний раз он вспомнил слова своего великого коллеги в конце июля на встрече с Президентом РФ В. И. Путиным, посвященной вопросам образования.

 

Развалившаяся Российская империя сейчас находится, пожалуй, в еще более плачевном состоянии, чем Германия перед превращением в империю Германскую, и хорошая система образования ей необходима как воздух.

 

Если бы в новой России удалось бы создать на развалинах советской школы успешную современную систему образования, этот опыт, несомненно, был бы не менее интересен для мира и так же вошёл бы в ученики, как и опыт немецкой школьной реформы, создавшей,  в свое время,  Германию кайзера.

 

Страна успешна тогда, когда школа способна выявить и поддержать учеников, имеющих выдающиеся способности, развить их и направить на благо всего общества.

 

Вторая, не менее важная социальная задача — школа должна способствовать выправлению социальных диспропорций, давать возможность детям из малообеспеченных социальных слоев получать хорошее образование.

 

Сейчас, как известно, в России проходит масштабная реформа образования, впрочем, реформы в этой области в России проходят с периодичностью выпадения атмосферных осадков — непрерывно на протяжении всей российской истории.

 

Сегодня главным компонентом  этой реформы является ввод ЕГЭ — Единого  Государственного Экзамена. ЕГЭ — это тестовая форма итоговой аттестации выпускников полной общеобразовательной средней школы по всем предметом. Предполагается, что в конечном итоге по результаты этого тестирование будут служить свидетельством об окончании школы, и именно и только по полученным на ЕГЭ оценкам будет проводиться зачисление во все ВУЗы России, то есть и выпускные и вступительные экзамены будут упразднены.

 

Само о себе введении ЕГЭ — удовольствие не из дешёвых. По словам министра образования Андрея Фурсенко на проведение единого экзамена только в минувшем году было затрачено 540 миллионов рублей.

 

Но эти затраты, согласно обещаниям Власти, будут оправданы. Ведение ЕГЭ постулируется как безусловное благо. Официальный «портал информационной поддержки единого государственного экзамена» приводит такие его положительные следствия:  

 

— Введение ЕГЭ обеспечит равные условия для школьников при поступлении в ВУЗы на всей территории России, так как во всех школах будут использоваться однотипные задания;

 

— Структура ЕГЭ поможет обеспечить достоверность результатов и непредвзятость оценивания, так как все задания проверяются компьютером или независимыми экспертами;

 

— Помочь абитуриентам справиться со стрессами и нагрузками, сопутствующими переходу из школы в ВУЗ, — заменив два экзамена (выпускной и вступительный) единым тестированием.

 

Однако главное его преимущество по словам «зачинателя» ЕГЭ тогдашнего министра образования Владимира Филиппова в том, что ЕГЭ вернёт возможность поступать в ведущие российские вузы талантливым юношам и девушкам из сёл и малых городов, из российской глубинки — новым Ломоносовым (цит. по статье Андрея Ларина Единый госэкзамен как национальная проблема).

 

На деле не все так солнечно.

 

Более того, школьная реформа в том виде, в котором она начала проводиться — будет лишь способствовать углублению и закреплению социального неравенства.

 

Как одно из главных преимуществ ЕЭГ его сторонники приводят то, что отныне знания всех школьников, независимо от места их проживания, будут оцениваться по абсолютно единому и точному критерию. Однако в этом как раз и проблема! Данное обстоятельство как раз и послужит закреплению социального и имущественного неравенства, будет придавливать детей из глубинки и малообеспеченных слоев к социальному дну, мешать им подняться наверх. Уровень образования в Москве и крупных центрах на порядок выше, чем в глубинке — выше доходы родителей, зарплаты учителей, возможности учеников повышать свой уровень, иная социальная среда. И, чисто количественно, знания, которые стоят за пятеркой, полученной в сельской школе, конечно, ниже, чем знания, которые стоят за пятеркой в элитной школе Москвы.

 

Однако этот факт служит своеобразным уравнительным механизмом социальных возможностей. Ученик, у которого не было денег и обстоятельств в течение десяти лет учебы покупать книги и нанимать дорогих репетиторов, просто соответствующей среды —  получив ту же оценку, что и его более счастливо родившийся сверстник, может отмобилизоваться в подготовке к вступительным экзаменам в университет: два месяца — не десять лет.

 

Кроме того, многие вузы стараются учитывать при зачислении уровень способностей и мотивации абитуриентов. ЕГЭ ориентирован на овладение только школьной программой, тогда как традиционно университеты России, дающие фундаментальное образование, ориентированны на инициативность, сверхмотивированность, заинтересованность абитуриента, что обычно выражается в более углубленных познаниях, выходящих за рамки школьной программы — что тоже даёт преимущества новым сельским Ломоносовым. Новая система не даёт проявиться этим факторам.

 

То есть ЕГЭ ставит в однозначно лучшие условия жителей столиц и детей богатых родителей. Статистика подтверждает это.

 

Так, при сдаче ЕГЭ по русскому языку только 6% московских школьников получили неудовлетворительную оценку, тогда как неудовлетворительные оценки по русскому языку, в целом по Российской Федерации, получили около 20% выпускников (статистика приведена по статье А. Ларина).

 

И сегодня детям из регионов очень проблематично поступить в вузы Москвы — причём не только из-за более низкого уровня преподавания, но потому, что приехать в Москву, да ещё и жить там длительное время — слишком дорого для них.

 

По результатам приема на биологический факультет МГУ за 2001 год (более поздние данные не опубликованы), доля поступивших из Москвы составляет 50%, из других городов, включая города Московской Области — 43,6%, из сельской местности, включая сельскую местность Московской Области, — 6,4%. Видимо, прочие регионы сведены в одной рубрике с Московской областью не случайно, — т.к. подавляющее большинство в ней составляют именно выходцы из Подмосковья. То есть и до введения ЕГЭ МГУ был практически недоступен для немосквичей.

 

Что касается второй «сверхзадачи» введения Единого Государственного Экзамена — выявления одарённых детей, то дела тут обстоят столь же плачевно.

 

Высокие интеллектуальные и креативные способности не являются гарантий успешной сдачи экзаменов по тестовой системе — часто даже наоборот. Тестовая форма экзаменов даже в наиболее совершенной своей форме — тесты на определение коэффициента IQ.

 

Один из ведущих российских психологов проф. Дружинин пишет в посвященной этому вопросу монографии, что «существует положительная корреляция IQ и школь­ной успеваемости, но для школьников с высоким уровнем интеллекта она мини­мальна». (Дружинин В. Н. Психология общих способностей, СПб.: Издательство "Питер", 1999. 368 с.).

 

То есть при тестовой системе оценок преимущество получат не максимально одарённые дети, а именно «середнячки». А также те, кому те, кого средства родителей помогут «натаскать» к экзамену.

 

Проводимая сейчас школьная реформа, в частности, введение ЕГЭ, будет очевидно иметь своим следствием создание преимуществ жителям столиц и наиболее обеспеченным слоям, закрепление сложившейся системы социальной стратификации и распределения богатств.

 

 

В начале статьи я отметил, что хорошая система образования современной России необходима как воздух. Это верно, впрочем, лишь в том случае, если Россия, точнее её правящий класс (ибо ведь именно элита определяет линию развития страны) — собирается стать мощной постиндустриальной державой, вновь выйти на позиции мирового лидера.

 

Если же целью элиты является удержание своей страны на уровне «энергетической империи», компрадорской полу-банановой полу-державы и система образования должна быть соответствующей. Появляющиеся из народных глубин свои Ломоносовы и Невтоны могут тут только помешать спокойно греться вокруг трубы.

 

 

Руководителей калибра Бисмарка в Кремле не наблюдается. Что ещё раз показывает идущая сейчас экзаменационная реформа.  

Tags: Мои тексты, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments