рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Categories:

День Победы. Попытка апологетической реконструкции

Последнее время у меня один за другим пошли тексты про Свободу. Вот ещё:


В последнее время сайт "Назлобу" предпринял попытку критического разбора мифа "Дня Победы". Это, безусловно, нужное и важное дело. День Победы является центральным, одним из смыслообразующих праздников как пост-хрущовского Советского Союза, так и ельцинской и путинской Российской Федерации. Поэтому неизбежны некоторые перехлёсты в критике этого праздника. Это естественное для всякого нормального человека - критическое отношение к определённым существенным сторонам режимов естественно переноситься и на их главный праздник. Однако важно соблюдать пропорции и не переходить на тенденциозную пропаганду. При любом обсуждении это важно. А когда мы касаемся Дня Победы – это еще и просто вопрос элементарного уважения к самим себе – как к потомкам участников той жесточайшей войны.

День Победы как народное достояние

Конечно, верно пишет Вадим Штепа: "поскольку сейчас мы вновь переживаем "консервативный этап" ("прогресс" для властей РФ связывается лишь со скоростью перемещения углеводородов по трубам), неудивительно новое обращение официоза к теме "Великой Победы". Только она может еще придавать смысл существования "правопреемнице СССР"".

Как верно и его историческое наблюдение: "Великой Отечественной войны" возник в СССР лишь в 1965 году – именно тогда "День Победы" стал официальным праздником. Отменив хрущевское "построение коммунизма" (над этим можно смеяться – но это все же была ориентация в будущее), деятели "эпохи застоя" опрокинули советское мышление в прошлое. КПСС фактически сказала "советскому народу": когда мы построим "светлое будущее", неизвестно. И неизвестно, построим ли вообще. Но главное, что "мы победили в войне", и это теперь навеки становится основой государственной идеологии…

Именно в брежневские годы было сооружено неизмеримо большее количество памятников и прочих артефактов (книг, фильмов, песен) на тему той войны, чем за всю хрущевскую "оттепель" - когда скорее мечтали о будущем, о космосе и зачитывались фантастикой. Характерное культурное отличие "консервативных" и "прогрессивных" этапов…".

Штепа тут совершенно прав. Хотя День Победы отмечается с 1946 года, однако нерабочим, выходным этот день стал только на 20-летний юбилей разгрома Германии в 1965 году, когда был издан первый указ, подписанный Леонидом Брежневым, сводивший воедино всю систему советских праздников и памятных дней.

Однако было бы большим упрощением сводить этот день лишь к пропагандистским усилиям официоза. Они, конечно, имели место, но День Победы был воспринят народом. Он стал не официальным, а именно живым, народным праздником - вошел, если говорить языком той эпохи, в народную душу. Напомню, что в СССР было три "настоящих" праздника, которые отмечали не в силу государственно-партийного приказа, а искренне, "по-человечески": Новый Год, 8 марта и 9 Мая.

И сегодня этот праздник – День Победы - отмечается и на государственном и на личном уровне жителями стран-участниц Второй Мировой (а также в Государстве Израиль, в Сербии и в Сербской Боснии) отнюдь не в из-за "руки Москвы". Брежнев и Путин уж тут-то явно не причем. Как не из-за Путина и российских углеводородов этот праздник, был включен в новые календари и отмечается в теперь уже независимых государствах СНГ:

9 мая – праздничный день в Армении, Беларуси, Грузии, Молдове, Украине, Кыргызстане, Сербии и Сербской Боснии.

8 мая (напомню: капитуляция была подписана 8 мая в 22:35 по среднеевропейскому времени, но 9 мая в 0:35 по Московскому времени – отсюда и разница дат), этот праздник отмечают в Туркменистане, Норвегии. Польше, Чехии, Франции

22 ноября 2004 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 8 и 9 мая днями памяти и примирения. Признавая, право государств на свои дни победы и освобождения и ООН предложила неправительственным организациям и частным лицам ежегодно соответствующим образом отмечать один из этих дней (или оба) как "дань памяти всем жертвам Второй Мировой войны".

При этом во всех празднующих государствах День Победы отмечается и воспринимается именно как:
1) день массового героизма народа;
2) день воинской славы всей нации;
3) день, когда была защищена национальная независимость.

Пользуясь формулировкой Лукашенко, День Победы должен оцениваться как "символ национальной гордости, воинской славы и доблести". Причем все это воспринимается как достижения именно НАРОДА - именно НАРОД в новых государствах СНГ, в Европе и в Израиле является главным субъектом Праздника.

Мне кажется, акцент именно на этом – особенно актуален сейчас. По крайней мере для тех, кто видит тенденцию насильственногго превращения народа в РФ из субъекта истории в объект.

Повторюсь: крайне важно воспринимать День Победы как праздник ИМЕННО народа. Режимы приходят и уходят, но народ – остаётся. Страна – это не только и не столько руководитель, это, в первую очередь, миллионы "людей". Именно эти люди делают историю. В ходе войны это проявляется особенно ярко. Народ во время великой войны берёт свою судьбу в свои руки – в окопе или в атаке не Сталин-Хрущев-Брежнев-Путин, а именно "я" - каждый человек сам по себе - оказывается перед лицом жизни и смерти. Именно "я" должен сделать выбор – как себя повести. Именно от суммы этих выборов и зависит судьба Отечества.

Битва – это время актуализации Свободы

Война была испытанием не только для государственной системы – но и для каждого конкретного человека. Каждый должен был сделать свой выбор. Кто-то предпочёл отсидеться в тылу, так как считал, что это вообще не его война. Кто-то – добыл бронь на военном заводе. Кто-то - добыв ту же бронь, но, устроившись на работу в НКВД (зеков охранять_. Кто-то добровольцем пошел на фронт, или ушёл на войну по призыву.

На фронте тоже был выбор. Кто-то пускал себе пулю в лоб, чтобы не попасть в плен. Но и в плену были варианты: Генерал Карбышев предпочёл мученическую смерть, генерал Власов – предпочел перейти на службу к немцам. Русские эмигранты за рубежом, тоже имели возможность выбирать – сражаться в Сопротивлении ("оборонцы") или воевать в составе частей СС и Вермахта ("пораженцы").

Кроме того. 9 мая – это День Памяти. Личной памяти каждого человека, у которого погибли в эту Войну родственники и близкие. И памяти жертв всей нации - день, когда весь народ объединяется вокруг памяти своих погибших.

В статье Древняя Греция и "культ Великой Победы" Сергей Корнев сравнивает культ Великой Отечественной войны в СССР – России и культ Троянской войны в античном мире.

В своём остроумном анализе автор правильно пишет, что "Гомер перевел восприятие этой войны из модуса "наших бьют!" в модус глубинного исследования человеческой природы со всеми ее достоинствами и недостатками". Но он упускает еще один важный момент. Деяния героев войны (а "ровное" отношение Гомера и к эллинам и к троянцам облегчалось тем, что Троянская война для античного мира не была войной идеологий) стали для людей античного мира мерилом их личного поведения во время испытаний. Воины, сражавшиеся под стенами Трои и скиталец-Одиссей учили греков и римлян "как жить". Великая Отечественная война также является для потомков примером того, как каждому конкретному человеку надо (или не надо) поступать перед лицом испытаний. Для нас такое отношение ещё более естественно, чем для древних греков. Гомера отделяло от покоренья Трои 700 лет – у нас же воевали отцы-деды-прадеды. "Уроки войны" – это, если спросить себя: "А что бы я делал на месте деда?" или "А что бы он сделал на моем месте?"

…Брежневский День Победы, действительно, оказался как бы днём остановки истории. За ним нет ничего. Ничего не говорилось о том, что же там - ЗА ПОБЕДОЙ. В Советской и в ельцинско-путинской интерпретации Праздник Победы выглядит уже как "праздник КОНЕЧНОЙ остановки".

Во многих других странах главные национальные праздники также строились по военным датам:
День Независимости Израиля - это день начала Войны за Независимость;
День штурма казарм Монкада на Кубе;
День взятия Бастилии во Франции

Правда, во Франции эта дата всегда подавалась как отправная точка строительства нового общества, начала новой социальной жизни (хранить которую и призывал этот праздник сограждан).

В годы "застоя - и тем более в годы "разложения"! - этот мессидж, естественно, не мог прозвучать. Но что мешает гражданам Новой России сделать с Днем Победы то же, что сделали граждане новых государств СНГ – воспринимать этот дату как день, когда их отцы и деды отстояли свою страну. И если для того, чтобы это восприятие действительно шло от сердца - придётся, наконец, создать общество, которое реально захочется защищать – тем лучше.

То есть День Победы ни в коем случае нельзя отдавать официозу! День Победы должен быть Днем Жизни Нации, Днём Освобождения от попытки порабощения.

Сохранение памяти об этом дне должно служить гарантией того, что попытки порабощения народа и впредь будут отбиты – как со стороны внешнего врага, так и со стороны правящего режима (если режим решит служить не интересам народа, но кучки эксплуататоров).

День Победы: мировой опыт

Интересно и поучительно посмотреть: что же конкретно празднуют в тех государствах, где решили (по своим соображениям, независимо от СССР-РФ) отмечать День Победы:

9 мая в Армении отмечают как День Победы и мира.

"Армянский народ чтит память сотен тысяч своих сыновей, которые в годы второй мировой войны сражались против фашизма в рядах вооруженных сил Советского Союза и союзников".

Кроме того, в Армении 9 мая фактически совмещен с праздником 8 мая - когда параллельно с победой над фашистской Германией в Армении отмечают День основания национальной освободительной армии и День освобождения города Шуши. Называется этот праздник День "Еркрапа" ("Еркрапа" - Союз добровольцев) и освобождения Шуши.

Как заявил заместитель министра обороны Армении, председатель Союза добровольцев "Еркрапа", генерал-лейтенант Манвел Григорян: "Роль "Еркрапа" в Армении и сегодня очень велика. Праздник посвящен участникам освобождения Шуши, членам "Еркрапа", ветеранам Великой Отечественной войны. "Еркрап" имеет в жизни армян большую роль, каждый, кто готов защищать, служить и работать на благо своей семьи и страны, тот для нас уже член "Еркрапа".

Белоруссия. Цитирую поздравление Президента Беларуси с Днем Победы от 9 мая 2005 года:

"Уважаемые соотечественники! Дорогие ветераны! Поздравляю вас с великим праздником - Днем Победы.

Бесконечно дорог он белорусскому народу, который вместе с миллионами советских людей отстоял в Великой Отечественной войне суверенитет своей страны, внес решающий вклад в освобождение Европы и всей планеты от фашистского порабощения.

Именно белорусы, первыми принявшие на себя удар гитлеровской Германии, как никто другой, испытали всю тяжесть прошедшей войны. Истерзанная, но непокоренная Беларусь, благодаря исключительному мужеству и самоотверженности всего населения, превратилась для захватчиков в неприступную крепость и вошла в мировую историю как республика–партизанка.

Белорусский народ не склонил головы перед оккупантами и вместе с другими братскими народами Советского Союза стал победителем в этой самой жестокой и кровопролитной войне XX века.

Дорогой ценой была завоевана свобода. Только наша республика в битве с фашизмом потеряла каждого третьего своего жителя.

Вечная память павшим за независимость Родины! Низкий поклон тем, кто остался в живых, кто восстановил из пепла народное хозяйство.

Победа в Великой Отечественной войне стала неиссякаемым источником духовной силы белорусского народа, основой его авторитета в мировом сообществе.

Сегодня мы выражаем искреннюю благодарность ветеранам Великой Отечественной войны за неустанную работу по патриотическому воспитанию молодежи, за поддержку в строительстве сильной и процветающей Беларуси.

Проходят десятилетия, сменяются поколения, но Великая Победа - символ национальной гордости, воинской славы и доблести - навечно вписана в героическую летопись страны.

Дорогие соотечественники! В день всенародного праздника желаю вам крепкого здоровья, счастья, благополучия, успехов в трудовой и ратной деятельности во имя мирного и светлого будущего нашего Отечества".

В Киргизии День Победы 9 мая установлен Трудовым кодексом Кыргызской Республики.

Обычно главные праздничные мероприятия страны проходят в Бишкеке - у Вечного огня на площади Победы, где выставляется почетный караул, войска Бишкекского гарнизона и отдельный военный показательный оркестр.

Утром 9 мая в Бишкеке в 10 часов начинается возложение венков и корзин с цветами к Вечному огню. Затем объявляется минута молчания, на исходе которой рота почетного караула производит салют трехкратным залпом.

На митинге выступают Президент Кыргызской Республики и ветераны Великой Отечественной войны. После прохождения торжественным маршем войск Бишкекского гарнизона ветераны и гости приглашается к столам солдатской кухни "На привале".

Торжества по случаю Дня Победы завершаются праздничным концертом и салютом.

В Сербии 9 мая отмечалось на протяжении всей истории Социалистической Федеративной Республики Югославия как общеюгославский государственный праздник – День Победы. Примечательно, что после развала Югославии от него отказались все государства, кроме населенных сербами - он отмечается собственно в Сербии и в Республике Сербской в составе Боснии и Герцеговины.

При попытке разработать единый закон Боснии и Герцеговины о праздниках, представители хорватской и мусульманской общины не были формально против, однако старались именовать 9 мая Днем Европы или даже Днем ЕС, поскольку именно в этот день в 1950 г. была выдвинута идея создания "Европейского сообщества угля и стали", впоследствии превратившегося в сегодняшний Европейский Союз.

В Туркмении 8 мая отмечают День поминовения погибших в Великой Отечественной войне. Он был учрежден в 2000 году указом президента Туркменистана Сапармурата Ниязова.

По официальным данным советского периода, за время войны более 300 тысяч жителей Туркмении ушли на фронт, почти треть из них не вернулись. Туркменские историки сегодня называют другую цифру - 740 тысяч погибших.

8 мая в Туркменистане по всей стране проходят массовые поминальные мероприятия, посвященные памяти отца Сапармурата Ниязова - Атамурада Ниязова, предположительно погибшего на фронте.

В Польше День Победы отмечают 8 мая. Он является рабочим днем.

Проходят военные парады к Могиле неизвестного солдата в Варшаве. возлагаются венки.

До 1989 года День Победы отмечался 9 мая и был выходным.

В Чехии 8 мая празднуют День освобождения от фашизма.

Проводятся торжественные собрания, смотры исторической военной техники, реконструкция некоторых битв. Возлагаются венки и цветы к могиле погибших в боях за освобождение Праги. Минутой молчания чтят их память.

Во Франции 8 мая празднуют как День победы над общим врагом – фашизмом.

Этот день объявлен государственным выходным. Перед каждой торжественной церемонией комитет Вечного огня до мелочей выверяет с Елисейским дворцом детали протокола. Как правило, главы государств просто возлагают венок к могиле Неизвестного солдата. Но президент Жак Ширак решил добавить к этой церемонии обряд возжигания Вечного огня вместе с юными лицеистами, чего не делали ранее другие президенты.

На церемонию съезжаются оставшиеся в живых ветераны. С каждым из них президент обменивается рукопожатием. В этот день фотографии и интервью "паулю", как называли фронтовиков в годы войны, украшают страницы ведущих французских газет. Они становятся героями телепрограмм.

В Израиле День Победы отмечается 9 мая. В национальном комплексе памяти жертв нацизма "Яд ва-Шем" в Иерусалиме проходит государственная церемония - торжественное заседание, посвященное победе над фашистской Германией. В дополнение в Иерусалиме, в Хайфе, и в Сдероте проходит традиционный парад ветеранов Второй мировой войны. В Сдероте он проходит в первый раз – и это особо символично - ведь этот расположенный рядом с сектором Газы город подвергается постоянным арабским ракетным обстрелам - жители его гибнут так же, как гибли жители бомбардируемых немцами советских и европейских городов.

Однако основным днём памяти о Второй Мировой Войне является День Катастрофы и Героизма (ИОМ А-ШОА В-А-ГВУРА), 27-го числа весеннего месяца Нисан, который отмечается в день начала восстания в Варшавском Гетто – крупнейшего из множества восстаний евреев в гетто и концлагерях.

Это Национальный День Траура, установленный Кнессетом. Официальная церемония проводится в Яд ва-Шем. Утром в этот день по всей стране звучит сирена, во время которой замирает вся страна: останавливаются машины на дорогах, люди застывают там, где застала их сирена, и стоят неподвижно в течении минуты...


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments