рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Category:
Вопрос жизни и смерти. С какого момента человек считается умершим? (Часть первая)

Недавние события в политической жизни Израиля вновь привлекли внимание к вопросу жизни и смерти. Конечно, “грешники при жизни называются мертвыми” (Брахот, 18-6), “то есть жизнь их черпается из места смерти и нечистоты” (Танья, гл.7), но всё же, когда именно умирает человек? В какой конкретный момент душа покидает тело? Какое именно физиологическое событие свидетельствует о наступлении смерти? Вопрос это рассматривается в Вавилонском Талмуде, в трактате Йома (лист 85-а). Там разбирается ситуация, когда в некоем еврейском поселении в субботу обрушился дом, и один из жильцов оказался погребенным под завалами. (В Земле Израиля нередки землетрясения, кроме того, техника строительства во времена Талмуда была куда менее совершенна, чем сейчас). Святость субботы не то что можно - предписано нарушать ради спасения жизни. С другой стороны, хотя обеспечить умершему еврею достойное погребение - это очень важная заповедь, совершать запрещенную в шаббат работу она не предписывает. Поэтому ради того, что бы откопать труп - субботу не нарушают. Талмуд говорит, что если человека начали раскапывать с ног и, дойдя до сердца, обнаружили, что оно не бьется - раскопки все равно продолжают, т.к. остановка сердца еще не доказывает, что человек, с точки зрения Галахи, мертв. Завал продолжают разбирать до тех пор, пока не покажется голова. Если выяснилось, что человек не дышит - раскопки прекращают до окончания субботы. Когда же спасательные работы начаты со стороны головы погребенного, то, если спасатели освободили от завала голову и увидели, что человек уже не дышит - раскапывать прекращают, и нет необходимости выяснять, бьется ли сердце. Поскольку, если дыхание прекратилось - абсолютно ясно, что человек мертв.

Обосновывается это тем, что Тора определяет жизнь именно через дыхание, как сказано в книге Берешит (гл. 7, ст. 21-22, рассказ о Всемирном Потопе, недельная глава “Ноах”): “И погибла всякая плоть, движущаяся по земле, из птиц, из скота, из зверей и из всех гадов, ползающих по земле, и все люди. Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих, из всего, что на суше, - умерло”.

В соответствии с этой цитатой Гемары устанавливают закон и галахические кодексы (Рамбам, “Яд ха-хазака”, законы шаббата, 2, 19; “Шульхан Арух”, “Орах Хаим”, 329, 4). Стоит отметить, что в наше время спасательные работы не останавливают, даже если точно установлено, что дыхание уже прекратилось - поскольку современные медицинские методы позволяют “вернуть к жизни” человека, находящегося в состоянии клинической смерти.

Эта талмудическая сугия (вопрос) получила огромную актуальность в наше время, точнее, в последнюю треть двадцатого века, когда была разработана и стала широко применяться медицинская технология пересадки органов.

Дело в том, что для того, чтобы пересадка сердца и печени - этих двух важнейших органов - была успешной, они должны быть взяты у донора, у которого еще работает сердце, то есть кровоток в подлежащих пересадке органах еще не прекратился. Понятно, что с точки зрения закона и в условиях больницы единственный подходящий тип донора - это человек, мозг которого уже умер, перестал функционировать (например, в результате огнестрельного ранения или автокатастрофы), но сердце еще бьется. Однако абсолютно недопустимо жертвовать одной душой, что бы спасти другую. Что есть смерть и что есть жизнь, кого считать живым и кого мертвым - абсолютные критерии тут определяются Тем, Кто Сам есть источник Жизни - то есть В-севышним. И выражены эти критерии в Галахе, еврейском религиозном законе. Поэтому от ответа на вопрос, является ли, с точки зрения Галахи, пациент, у которого произошла смерть мозга, но бьется сердце, еще живым или уже мертвым - зависит ответ на вопрос, допустима ли пересадка печени и сердца, могут ли быть спасены жизни больных, нуждающихся в такой операции.

В прошлом практический вопрос о том, считать ли человека, у которого умер мозг, но еще бьется сердце, живым или мертвым - просто не мог возникнуть, и соответственно, не рассматривался в Галахе. Причина тут в том, что процессом дыхания управляет ствол головного мозга, и с того момента, как мозг разрушен, прекращается и дыхание, прекращается доступ кислорода к тканям, клетки умирают и начинается процесс посмертного разложения. Однако современные медицинские методы искусственного дыхания и поддержания деятельности сердца позволяют поддерживать функционирование и предотвращать разложение тела человека практически сколь угодно долго после смерти мозга, будь то смерти в результате физического повреждения или отмирания тканей. Вопрос только в том, считается ли это состояние жизнью. И ответом на него активно занимаются галахические авторитеты (поским) последних десятилетий.

На этот счет в современной Галахе существуют два основных мнения.

Согласно одним авторитетам, жизнь определяется дыханием. Этот принцип выражен в пасуках (стихах) “И создал Г-сподь Б-г человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым”. (Берешит, гл. 2, ст. 7), а также “Дыхание духа жизни в ноздрях” (Берешит, гл. 7, ст. 22). Согласно этому подходу, когда разрушен мозг, в том числе и участок мозга (он находится в стволе мозга), который ответственен за дыхание, и самостоятельное дыхание становится невозможным - наступает смерть. Поддержание работы сердца и/или кровотока в организме с помощью приборов рассматривается как искусственное, не связанное с процессом жизни - поскольку душа уже покинула тело.

Этот подход совпадает с мнением, принятым в современной медицине и выраженном в так называемых Гарвардских критериях смерти мозга (Harvard criteria) - разработанных специальной Комиссией Американского Гарвардского Университета (The Harvard ad hoc committee to examine the definition of brain death) под руководством известного анестезиолога проф. Бехера (Beecher) в 1968 году.

Это галахическое мнение основывается, в первую очередь, на приведенной выше гемаре. В рассматриваемой сугие (отрывке, рассуждении) вообще не выдвигается требование проверить сердце для определения того, жив ли еще человек. Решение вопроса зависит всецело от того, удалось ли обнаружить признаки дыхания.

Кроме того сходный вопрос, с какого момента человек считается умершим, разбирается и в Мишне, в трактате “Огалот” (глава 1, мишна 6). И эта мишна служит дополнительным основанием для данного галахического мнения. Трактат “Огалот” разбирает вопросы ритуальной чистоты и нечистоты. Как известно, мертвое тело человека является источником ритуальной нечистоты (на иврите это называется “тума”). Соприкосновение (а в некоторых случаях и нахождение под одной крышей) с трупом делает человека и некоторые категории предметов ритуально нечистыми, что имеет различные галхические последствия - в частности, контакт с трупом запрещен для священников (коэнов), такой человек не может войти на территорию Храма и т.д. В мишне рассматривается вопрос, с какого момента тело человека, у которого отсекли голову, сообщает ритуальную нечистоту. Ответ - с того самого момента, как отсечена голова. То есть, хотя сердце после этого еще продолжает некоторое время биться, а конечности - дергаться, человек уже считается мертвым. Таким образом, мы видим, что и в этом случае состояние сердца не является определяющим для решения вопроса о жизни и смерти.

Галахические авторитеты, считающие, что жизнь определяется дыханием и на основании этого разрешающие пересадку, полагают, что тот, у кого мозг разрушен в результате физического повреждения или просто умер - приравнивается к тому, у кого голова отсечена от шеи, то есть считается умершим. И, следовательно, у него можно изымать органы для пересадки. К числу придерживающихся этого мнения относятся рав Шломо Горен, рав Мордехай Элиягу, рав Авраам Шапира, рав Шауль Исраели, рав Гершуни, как сообщили ((אסיא, ז, ע.148, члены семьи рава Моше Файнштейна, рав др. Тендлер и рав Раппопорт, такого же было мнение и самого рава Файнштейна. (Этот список авторитетов приводится по книге рава Элиезера Меламеда “Пниней галаха”, изд-во “Модан”, 5755 г., т. 3. стр. 257, которая послужила одним из источников данной статьи).

Продолжение следует
Tags: Иудаизм, Мои тексты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments