рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Categories:
Противостояние Израиля и Ишмаэля.

Мордехай Шрики



Опубликовано на сайте Аналитической группы МАОФ Прочитано накануне 9 ава 5767 года в синагоге «Бейт-Рамхаль» Хар-Ноф Иерусалим</a></span></p>

 

Рав Шрики – директор Института Рамхаля.


Прежде всего, мы должны поговорить о духовных корнях, того явления, которое называется противостояние Ишмаэля и Израиля О той  части управления миром Творцом, которая осуществляется за счет силы, называемой Ишмаэль.

Прежде чем перейти к теме, нам необходимо ввести некоторые общие понятия. Итак, есть два способа, два пути, две меры управления Творцом, Благословен Он, миром, как два слоя, два этапа, которые проходит человек в познании Творца Мира.

Первый, это – управление по Мере Справедливости – управление по этой мере означает управление миром путем воздаяния награды и наказания... Начало и Основа Торы Израиля – начало Веры Израиля – это понимание того, что мир управляется мерой Б-жественной Справедливости.

Есть Мера Суда, и есть Мера Милосердия. Суд, это та добавка, которая необходима для исправления – выпрямления путей человека и мира. Путь милосердия и разума, это – путь Торы. После того, как согрешил Первый Человек - Адам – а - Ришон – большинство человечества движется путями Божественной Справедливости. За прегрешением следует наказание, удостоившимся полагается награда. Так управляется весь мир. Таковы основы Общего Управления Миром – подробно описанные в книге Рамхаля «Путь Творца».

Но есть и другой путь, о котором говорит Рамхаль. Это путь познания внутреннего управления миром, путь единства создания и управления Мира путь единства Творца и Творения, путь Израиля.

Это изучение и постижение того, что внешняя часть управления Творцом Миром - то, что представляется нам Добром и Злом, Наградой и Наказанием, Милосердием, Судом и Милостью,  функционирует единственно для того, чтобы привести нас к раскрытию ЕДИНОЙ И ЕДИНСТВЕННОЙ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ и УПРАВЛЕНИЯ Мирозданием, понимание того, что весь мир создан Творцом не просто во Благо Творению, а ради достижения Творением Полноты, Законченности и Завершенности и –таково его единственное, обращенное к нам Желание – постигаемая нами, в конце концов, Вершина, Корона Его Предвечного Замысла сотворения Мироздания. И таково истинное управление Миром, а то, что мы назвали управлением по мере Справедливости, это - внешняя часть управления миром.

Когда мы говорим, что какая то часть мироздания или управления мирозданием является внешней, мы не имеем в виду ее меньшую важность. Мы говорим лишь о понимании того, что и эта часть мироздания предназначена для того, чтобы выявить более глубинную, внутреннюю часть мироздания, - но более высокую, более близкую к Замыслу Творца, раскрыть его (Замысла) Сущность.

Соответственно то, что мы обычно называем и считаем Злом, это не просто то, что позволяет исправлять мир и исправлять человека - исправлять Творение, а то, что непосредственно ведет к раскрытию ЗАМЫСЛА Творца, единства способов управления миром, т.е. к пониманию человеком СУЩНОСТИ управления мироздания творцом и его действиям в соответствии с этим новым пониманием. Как Черная Точка, которая видится стрелку из лука, когда он прицеливается точно в центр мишени.

Эта часть управления мирозданием – раскрытие единства замысла Творца и его Творения и есть та внутренняя часть управления Творцом миром, которая предназначена для Израиля.

Мы читаем Талмуд и Мидраши, пытаясь постичь внешнюю, видимую нами часть управления миром. Ишмаэль, это наказание, расплата за прегрешения. Именно с этой точки зрения мудрецы говорят о причинах появления Ишмаэля в нашем мире, и описывают причины возникновения того галута, который назван Галут Ишмаэля.

 

Итак, Ишмаэль и его сила, это - плата за грехи Израиля. И так выглядит понимание сути изгнания. Есть грех – и есть галут. Концепция изгнаний содержится в комментариях мудрецов на видение пророком Даниэлем четырех животных. Четвертый зверь в видении пророка – четвертый галут, это не только галут Эсава, но и галут Ишмаэля. Великий комментатор Торы Ибн-Эзра говорит, что Ишмаэль -  по сути, -  часть Эсава.

 

Это животное, возникшее из нечистых оболочек, клипот – Эсав – это клипа левой стороны – стороны Ицхака, отождествляемого с гвурой, силой, судом, Ишмаэль же, это - клипа с правой стороны, со стороны Авраама, отождествляемого с милосердием, хеседом.

 

Сказав о клипот, внешних оболочках святости, мы пропустим огромную тему, одно из таинств Торы – понимание того, как у святости могут возникать внешние нечистые оболочки. В этой связи особое таинство - порождение Ишмаэля – от основы основ народа Израиля – от  высшего корня святости - праотца Авраама и его жены Сары.

 

Намек на происхождение этой духовной связи - в окончании главы «Толдот» «И увидел Эсав, насколько зло дочери Кнаана Ицхаку. И пошел Эсав к Ишмаэлю и взял в жены Махлат, дочь Ишмаэля, сына Авраама, сестру Невайота, сверх своих жен себе в жены» И из этого учат мудрецы, что Тора Ишмаэля, а происходит «не из любви Мордехая, а из ненависти Амана», из того же духовного корня, что и Амалек.

 

Это попытка Эсава взрастить, окружить стеной ненависти Якова – учит «Мидраш Плиа». Ибо близок Эсав к Ицхаку, но - по внешним признакам и нет у него духовной связи с ним, и берет он в подчинение другую внешнюю часть, называемую «Махалат, египтянка» - намек на грядущее порабощение Ишмаэлем, на грядущую слабость перед Ишмаэлем – как на слабость перед Амалеком .

 

Сборники мидрашей наших мудрецов «Тана двей Элиягу» и «Пиркей раби Ишмаэль» подчеркивают, что «после рассеяния и смешения одевается Амалек в одеяния религий народов близких по вере – Эсава и Ишмаэля», и сближаются Эсав и Ишмаэль, ненавидящие друг друга, - в ненависти к Израилю.

Это означает, что они способны использовать наше оружие. Главное оружие наше, это Тора, Заповеди и Молитвы. В самом деле, посмотрите на Ишмаэля и его религию. Есть у него все, похожее на служение Израиля – есть нечто подобное нашим заповедям – заповеданное Магометом, есть установленный порядок молитв, есть что-то подобное нашей Торе – даже что-то похожее на изучение Гемары есть – пусть и примитивной.

Раскрывая сущность проклятия злодеем Билаамом народа Израиля, рабейну Бехайе говорит, что обратился злодей Билам, проклиная Израиль, к другому богу, и это был ангел зла Сам – уэ – ль, управляющий всеми нечистыми желаниями – ангел - покровитель Ишмаэля (Глава «Балак»).

Мудрец пишет, что «есть у Ишмаэля покровитель высокий», и это Сам – уэ - ль – корень всякого зла в нашем мире - ангел-обвинитель Израиля (иногда буква шин и самех в Святом языке считаются тождественными), тот, кому даны сила и право обвинять Израиль в грехах на Небесном суде.

Таким образом, общий подход мудрецов к пониманию силы Ишмаэля в нашем мире, это – бич, орудие наказания евреев за грехи. Так говорит и РаДаК, объясняя почему Иегошуа бин Нун при завоевании Земли Израиля не изгнал плиштим, что «хотел тот оставить бич для наказания евреев, если согрешат».

 

И, конечно, известно всем, что нет у Ишмаэля силы в этом мире, когда Авраам и Ицхак идут совместно – (а соединенность их действий определяет сущность Якова, сущность Израиля) - служить Всевышнему, говоря Ишмаэлю: «Оставайся здесь с ослом (осел и материя - однокоренные слова в  иврите) – в мире материальном» - в мире материальных расчетов, геополитических игр и экономических интересов (Глава «Ваира»).

 

И это конечно замечательно – но ведь сейчас мы внизу – у нашей Стены плача, а торжествующий Ишмаэль наверху – подобно лисицам, снующим перед нашими мудрецами в Святая Святых разрушенного Иерусалимского Храма. И мы – на Святой Земле, но внутри самого тяжелого – и самого последнего галута.

 

Та часть Агады из трактата «Макот»(24 а-б), на которую намекает рав Шрики рассказывает: У Храмовой горы они (мудрецы – Ред.) увидели лисицу, выбегающую из того места, где находилась Святая Святых. Раббан Гамлиэль, рабби Элазар бен Азария и рабби Йегошуа заплакали, а рабби Акива начал смеяться. Они спросили: "Чему ты радуешься?" Он ответил вопросом: "А почему вы плачете?" Они сказали: "Об этом месте сказано: "Посторонний, который приблизится (к нему), да предан будет смерти" (Бемидбар, 1,51). А сейчас по нему бегают лисы — как же нам не плакать?" Он ответил: "Этому-то я и радуюсь. Ведь сказано в Писании: "И взял Я Себе верных свидетелей: Урию, когена, и Зехарью бен Йеверхиягу" (Йешаягу, 8,2). Но какую можно усмотреть связь между Урией и Зехарьей — ведь Урия жил во времена Первого Храма, а Зехарья — во времена Второго Храма? Дело в том, что Писание связало исполнение пророчества Зехарьи с исполнением пророчества Урии. В связи с Урией сказано: "Из-за вас как поле будет вспахан Цион, и станет руинами Иерусалим, и Храмовая гора — высотами лесистыми" (Мша, 3,12). В связи с Зехарьей сказано: "Еще будут сидеть старики и старухи на площадях Иерусалима" (Зехарья, 8,4). Пока не исполнилось пророчество Урии, я боялся, что не будет исполнено пророчество Зехарьи. Теперь, когда исполнилось пророчество Урии, я знаю, что исполнится и пророчество Зехарьи". На это остальные мудрецы сказали: "Ты утешил нас, кива! Ты утешил нас, Акива".

 

Прим. перев. Лисицы на развалинах разрушенного Храма, это весьма сложный, многогранный образ.  Лисица, - существо, у которого хвост – т.е. вообще-то внешняя, подчиненная, второстепенная  часть, - кажется важнее всех остальных частей тела – символизирует то, как выглядит управление миром в эпоху, когда разрушен Храм. В противоположность этому, например, лев, у которого голова - самая заметная часть тела, - символ того, что управление миром его Творцом происходит выпукло и зримо, что это управление гармонично и ясно.

 

Управление лисицы, это - люди, принимающие внешние, зачастую несущественные детали, за самые важные, определяющие существование мира. Люди, гоняющиеся за ложными смыслами и идеями, сменяющими одна другую – как будто пытающиеся поймать лисицу за хвост – такой манящий, вновь и вновь ускользающий от них. Это гонка за иллюзией, за мнимостью. Но каждая мнимость претендует на то, что она -  самая важная, самая большая ценность в мире.

 

Внешняя форма, главенствующая над содержанием, служанка, пренебрегающая своей госпожой, профессиональные лгуны, претендующие на роль народных глашатаев, пошляки, пробующие себя на роль духовных наставников, неучи, высмеивающие мудрецов - и много еще каких слов можно сказать, про наш мир. Только не покажутся ли они парафразом из модного романа. И это конечно тоже является признаком того, что лисы кружатся на месте нашего разрушенного Храма, что был подобен льву.

 

Часть 2

 

Сейчас же я хочу рассказать вам о том, что в свете Торы, раскрываемой нам Рамхалем, даже Ишмаэль – главный ненавистник Израиля, этот лис на  развалинах Храма, создан для того, чтобы мы могли раскрыть Величие Замысла Творца во всем его Великолепии.


Там, где даются ответы мудрецами – на самом деле, должны начинаться наши вопросы. Сказав, что Ишмаэль – бич, мы должны понять, почему Творец выбрал для нас именно такой бич – ведь в Его воле сделать бичом что угодно. Тараканы, комары – хоть желудочно-кишечные паразиты - тоже могут быть наказанием – а он выбрал для нашего наказания потомков Ишмаэля!

 

Постигаемая нами цель мироздания, это – обнаружение Единства Мироздания и Замысла Создателя, который Добр и Творит Добро. И, исходя из этого, можно показать, что Ишмаэль - это максимальное раскрытие Воли Творца служит для максимального раскрытия  и постижения Израилем его единства с Творцом. Ведь все, что создано Творцом – это лишь путь к Славе Его!

И точно так же, как все Творение создано единственно – для выявления этой связи Творения – с замыслом Творца, так и Ишмаэль необходим прежде всего нам - для внесения окончательной ясности и понимания в Замысел Творца.

Это - последняя завеса, которая отделяет нас от постижения замысла Творца, для раскрытия Величия Торы - Веры и Знания Израиля – перед окончательным раскрытием Его Воли - для приобретения Творением Полноты и Законченности, последний выбор, который нам предстоит сделать. И этот выбор подсказывает нам одолевающее нас Зло.

 

Наказание имеет цель – не просто оторвать злодея от продолжения злодеяний, а дополнить творение знанием о Творце – привести его на путь познания Творца, ведущий к совершенству и полноте Творения. Ведь если бы не уставали в наших исканиях - в наших мыслях и в наших действиях по выполнению Заповедей - прошли бы путь познания без тех страданий, которые испытали.

 

Существует распространенная ошибка – в понимании сути той силы, которая называется нашими мудрецами сатан’ом – той особой силы, которая создана Творцом для управления нашим миром. «И был день и пришли сыновья Б-жьи предстать перед Господом». (Иов 1, 6). Существует множество трактовок этого текста, одна из них, что это - ангелы народов мира – они просят у Творца своей доли – за счет Израиля – говоря «мы делаем то же что они». Но Сатан не просто обвиняет – он требует наказания для Израиля. Так трактует этот текст Зоhар.

 

Сатан, это сила, которая как бы вносит путаницу в управление миром – справедливость и воздаяние Творца распространяется – как бы, несправедливо. В этом сомнения праведника Иова – кажется, что за счет силы, именуемой сатан’ом, дается жизненность Злу.

 

В нашем мире кажется, что и злодею и праведнику достается независимо от их заслуг и прегрешений. Где же разница в воздаянии злодею и праведнику – спрашиваем мы: злодей служит Злу, праведник служит Творцу Мира. Но не видно разницы в служении злодея и праведника, нет разницы в воздаянии тому и другому.

 

Это то, что исходит от обвинителя Израиля. То что наши мудрецы называют по разному: большие уста (большой рот), змей, доносчики, сатан, лашон-а-ра – все суть одного явления которое называется обвинителем Израиля. Их цель породить сомнения.

 

Сомнения, одолевающие нас преодолеваются верой. Но Вера с точки зрения Рамхаля, это не просто то, что помогает пройти период сокрытия лика Творца. Вера, это то что раскрывает единства создания и управления Мира путь единства Творца и Творения, путь Израиля.

 

Нам дана сила использовать и этого главного нашего противника – Амалека. Потому что победа над Ишмаэлем - Амалеком – победа над ним в наших помыслах, это - выявление главного нашего различия со служением Ишмаэля. Суть нашей победы это полное отделение от Ишмаэля, суть нашей войны – это раскрытие единства Творения и Творца.

 

Это большая ошибка говорить, что у Ишмаэля есть вера. То, что есть у Ишмаэля это – не Вера вТворца, а уничтожение веры, ее противоположность, это вера Амалека.

 

Разве Ишмаэль верит в то что Творец, который Един и Единственен управляет миром? Нет он  верит в Зло, верит в колдовство, верит в силу Зла – отделенную от Творца. И что же главное зло для Ишмаэля? Это – Израиль.

 

Мы противоположность его, мы которые знаем, что в мире нет ничего, что не происходит от Творца, и нет ничего, что действует против Его воли - для Ишмаэля – порождение Зла, порождение Сатаны.

 

Та война, которую ведет Ишмаэль, это - война против Б-га Израиля, это – война Амалека. Как писал Рамбан – не имея возможность уничтожить Б-га Израиля, пытаются уничтожить сам Израиль.

 

И как же выступает против этого зла народ, «умудренный мудростью» Творца мира? Где же эта мудрость – которой нет ни у кого в мире? Где же наша Тора – Свет народам, которую мы учим?

 

Разве всегда с пониманием внутреннего смысла и самопожертвованием выполняем мы заповеди Творца мира, а не как рутину и привычный обряд, или ради гордыни – то, как выполняет заповеди Магомета Ишмаэль. Разве изучая Тору, стараемся мы постоянно выявить связь заповедей и законов с замыслом Творца Мира.

 

Есть те, кто не делает и этого минимума – речь сейчас не о них. Но, надо знать, что, выполняя заповеди так, как Ишмаэль мы увеличиваем его силу, мы отсрочиваем освобождение – в этом суть проклятия злодея Билама.

 

Пишет Рамхаль в книге «138 врат Премудрости», что у каждой вещи в святости есть ее отражение – ее порождение с нечистой стороны (ситра – ахра): есть Шабат – есть со стороны ситра – ахра день шестой ( или день первый – у кого как), есть коэн - есть с той стороны коэн, есть шляпа – есть и у них шляпы.

 

Но есть то, что отнимает силу у украденных – обманом взятых у нас вещей находящихся во владении нечистоты.

 

И это - Тора которая оставлена нам рабби Шимоном, Ари и Гаоном из Вильно. Это та Тора раби Акивы, которая поднимается на уровень Короны Торы Моше рабейну. Эта Тора о единстве Замысла Сотворения мира и Единства управления Творением, об их внутренней сути, оставленная нам Рамхалем. Это – истинное различие служения и знания Израиля и Ишмаэля. Вникнем в слова Рамхаля – и одержим победу над Ишмаэлем.

 

Вновь Агада, трактат Менахот 30 лист:  Когда Моше Рабейну поднялся на Небо, он застал Всевышнего приписывающего к буквам Торы короны.- Кто мешает Тебе (дать Тору без корон)? - спросил Моше Рабейну. - В будущем, в конце многих поколений, - ответил ему Всевышний, - появится человек по имени Акива бен Йосеф, который будет трактовать галахот из корон на буквах Торы. Покажи мне его, - попросил Моше.- Вернись, - сказал Творец. Вернулся Моше Рабейну на землю и, оказавшись в иешиве раби Акивы, сел в конце восьмого ряда. Не понял о о чем там говорили и почувствовал себя неловко. Совсем, отчаялся понять о чем говорят, как вдруг один из учеников спрашивает: Каков источник такой-то ѓалахи?- Этот закон получил Моше Рабейну на горе Синай, - отвечает раби Акива. Моше воспрял духом и вернулся на Небо, и задал Всевышнему вопрос:- Если есть такой человек, зачем именно через меня Ты даровал Тору?- Замолчи! - приказал Моше Всевышний. – Это решение поднялось ко Мне. Какая же награда за его знания Торы? – спросил Моше. Повернись и повернулся Моше и увидел: вот лежитна рыночной площади растерзанная железными гребнями плоть раби Акивы. И это – Тора и это плата за нее?! - воскликнул Моше, представ перед Творцом. Замолчи! - ответил Создатель. – Это решение поднялось ко Мне.

 

Прим. перев. Как и у первой приведенной Агады и у этой - моей любимой - очень много смыслов. Но один из них – самопожертвование, подвижничество раби Акивы( и его учеников) -  раскрывает смыслы Торы – которые не мог раскрыть Моше рабейну – подобно новым – восстановленным из забытья - смыслам Торы, раскрытым Рут. И в этом суть праздника Шавуот – времени Дарования Нашей Торы.

Я специально оставил в некоторых местах корявости перевода – чтобы напомнить о том, что и при Сотворении мира нечто поднялось к Создателю – после чего он добавил в мир милосердие. Впрочем, подробности учения Рамхаля о строении мира будет описано в книге «Властитель Мира», которая готовится к выходу на русском языке).

Перевод Арона Цыпина
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments