рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

"Остров": Время войне и время миру.
Идея о том, что материальное зло, сделанное тобою в этом мире, можно искупить, - а зло, которое хотят сделать другие - остановить, путем ФИЗИЧЕСКОГО НЕДЕЛАНИЯ в нашем материальном мире, в том мире, в котором зло было произведено, исправить путем перевода сюжета в мир "духовный"= "невидимый"= "несуществующий" - всегда популярна среди людей. Ибо, положа руку на сердце, каждый понимает, что стоять в молитве и посте 24 часа напролет на холодном полу все же приятнее, чем, подорвавшись на мине во время атаки, четверть часа проваляться в пыли, истекая кровью из оторванных ног.

Но бывают эпохи, повторяются они в жизни каждого народа и страны, когда общество напоминает - иногда и навязывает - своим чадам активную модель жизни и борьбы. А бывают времена, когда никакой общепринятой идеологии не витает в атмосфере вообще. А еще бывают времена, когда именно пассивная модель, идеал неучастия, недеяния - подается малым сим как идеал и императив, как единственно возможный вариант поведения. Сдается мне, что именно это, третье время наступает сейчас в России, именно эту простую и приятную модель реагирования хочет внушить своим членам современный официальный российский социум.

Один из его симптомов - всемерная раскрутка и официальная популярность фильма "Остров" (Напомню, фильм получил чуть ли не все мыслимые официальные награды: в 2006-м — лучший фильм на кинофестивале «Московская премьера», в 2007-м - шесть премий на пятой национальной кинематографической премии "Золотой орел" - "Лучший фильм года", "Лучшая мужская роль второго плана", "Лучшая мужская роль", "Лучший режиссер", "Лучший сценарий", "Лучшая операторская работа").

Но в наш глобалисткий век общественные идеи и настроения свободно перетекают из одного угла мира в другой, средняя температура по миру имеет тенденцию выравниваться во всех уголках планеты - и феномен "Острова" представляет интерес не только для россиянина и не только для православного христианина…

Основной сюжет фильма таков: молодой парень попадает на войне в плен, смертельно испугавшись немцев, он ползает перед ними на коленях, вымаливая жизнь, и даже выдает им собственного командира, и сам же его расстреливает. Остаток жизни он проводит в монастыре на далеком северном острове, на коленях вымаливая прощение и жизнь, но… уже у Бога (жизнь, понятное дело, вечную). В конце концов, вымолил…

* * *
В современном мире религия, в том числе в головах профессиональных священнослужителей, кормящихся с руки государства, представляется чем-то сладким и пресным. "Учение о мире и согласии, о гармоничном сосуществовании всего со всем".

Тогда как религия - это есть руководство о том, что считать злом, как отличить зло от добра, выявить его, и как воевать со злом до полного его истребления - воевать во всех существующих мирах, в том числе ив физическом, физическими методами.


* * *

Но современные пастыри стремятся перевести эту борьбу исключительно в область метафизики

Не обошло это поветрие и иудаизм. "Задрав полы" бежит официальный ортодоксальный иудаизм , стараясь опередить прочих (псевдо) братьев по авраамическому цеху по дороге политкорректной "мира и добра". "братья", впрочем, тоже не отстают

Так что это "третье время" наступает (собственно, уже и наступило) не только в России, но и в Западной Европе, и в Израиле.

Но вот в каком времени живут классические священные тексты?


* * *
Кроме всем известных праздников и памятных дней, у евреев есть еще целая серия дат, которые, как следствие забвенья галута, большинство евреев перестало отмечать. Однако они никуда не делись. Сведены эти даты в книге под названием "Мегиллат Таанит".

"Мегиллат Таанит" (переводится как "Свиток постов" - точнее, "Свиток [дней, запрещенных для] поста", "пост" - имеется ввиду не сообщение в Живом Журнале, а день, когда не едят и не пьют), трактат, написанный незадолго до разрушения Второго храма, во всяком случае, — не позднее восстания Бар-Кохбы (крупнейшее антиримское восстание в Иудее в 132–135 гг. н. э.). Мегиллат Таанит включает в себя список 36 дней, ознаменованных благоприятными для евреев историческими событиями и победами над врагом, и потому запрещенных для поста. В числе прочих дат, например, 3 число месяца кислев - удаление изображений римского императора из Храма в прокуратуру Понтия Пилата. Согласно Талмуду (Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат, 13б), Мегиллат Таанит составили мудрец Ханания бен Хизкия бен Гарон и его ученики, однако в добавлении к Мегиллат Таанит составителем назван также сын Ханании Элиэзер, известный как один из лидеров антиримского восстания (о нем упоминает и Иосиф Флавий, Иудейская Война. 2:409). В талмудический и раннесредневековый периоды в Свиток Постов были включены добавления о событиях соответствующих эпох.

Один из праздников, о которых говорит Мегиллат Таанит, именуется День Горы Гризим (Согласно Вавилонскому Талмуду (трактат Йома, 69а) он отмечается 25 числа месяца Тевет, согласно Мегиллат Таанит - 21 числа месяца кислев).

Гризим - это гора в Самарии, (у города Шхем) где, согласно Библии (Дварим (Второзаконие) 11:29; 27:2–13 и книга Иехошуа бин Нун( Иисуса Навина) 8:30–35) был после перехода через Иордан подтвержден Завет, заключенный между Б-гом и Народом Израиля.

И именно в этом святом месте после разрушения Первого Храма самаритяне поставили свой лже-храм, который должен был служить противовесом Иерусалимскому Храму.

Мегиллат Таанит (Гл..9) и Талмуд (Трактат Йома) рассказывают:

Когда Александр Македонский вошел в пределы Земли Израиля, то самаритяне отправили к нему посольство. Самаритяне возвели клевету на евреев, и добилось того, что Александр повелел разрушить Храм в Иерусалиме. Об этом стало известно Шимону Праведному, тогдашнему Первосвященнику и одному из величайших мудрецов и законоучителей, из последних мужей Великого Собрания (Ему повсящена 50-я глава Книги Бен Сиры - Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова). Известен сей муж был не только огромной ученостью и праведностью, но и кротостью, любовью и к Б-гу и к людям. Кроме прочего, ему принадлежит максима из талмудического трактата Пиркей Авот (1:2): «На трех основаниях держится мир: на Торе, на Храмовых жертвоприношениях и на добрых делах». Узнав о страшном у указе великого царя, облачился Шимон Праведный в священные одежды, в которых Первосвященник совершает службу в Храме и отправился на встречу Александру (собственно, из-за этого факта весь рассказ и приводит Талмуд. Эпизод появляется в ходе обсуждения вопроса об облачениях священников. По галахе - религиозному закону, когенам (священникам) разрешено надевать их только территории Храмовой горы, обладающей особой святостью, и нигде больше – и возникает вопрос, на каком основании Шимон одел их, отправляясь к Александру).

С ним отправились тысяча знатнейших людей Иерусалима, облаченные в белые одежды, молодые священники, несли золотые священные храмовые сосуды, и шли они в свете факелов всю ночь, а навстречу им по дороге на Иерусалим двигался Александр. На утренней заре они встретились. Когда Александру увидел Шимона Праведного, он сошел со своей колесницы и распростерся ниц перед Первосвященником. Сопровождавшие удивились: «Ты, такой великий и падаешь ниц перед этим евреем?!», Александр ответил: «Образ этого человека появляется передо мной всякий раз перед началом битвы и помогает побеждать». Царь отменил указ о разрушении Храма, а насчет самаритян сказал Шимону «Вы можете делать с ними что захотите».

Первосвященник поступил так, что, живи он сейчас, сидеть бы ему в тюрьме за военные преступления. Причем даже не гаагской тюрьме - немедленно занялась бы им родная израильская прокуратура

В пятках самаритян по повелению проделали дырки, в дырки продели веревки, да и привязали к хвостам лошадей. Так и так протащили до Горы Гризим (несколько десятков км.), а лже-храм самаритян разрушили, место это вспахали и засеяли – сделали с ними то, что они хотели сделать с Домом В-севышнего.

Через некоторое время самаритянам, впрочем, удалось восстановить свое святилище. А окончательно его ликвидировал царь-первосвященник Иоханан Гиркан I (правил в 134–104 г. до н. э.), сын Шимона Маккавея, предводителя восстания Маккавеев - восстания против эллинистической власти, годовщину которого евреи празднуют в Хануку. (Кроме прочих дел он, завоевав Эдом (Идумея), принудил эдомитов принять иудаизм, что привело к их слиянию с евреями).

Сейчас праздник победы Маккавеев - праздник Хануки, как минимум в диаспоре - просто какой-то праздник поликорректности. Главный его ритуал - зажигание Хануккии, особого восьмисвечника. Известен он в современном мире всем - ибо зажигают хануккальный светильник где только возможно и кто только возможно - и в Кремле и в Ватикане, и в президент РФ и Президент Америки, и звезды Голливуда. Хотя по галахе, что бы действо имело религиозный смысл, зажигать огонь должен только еврей. И - главное - это праздник освобождения народа Израиля. Освобождения и от физической зависимости, но в первую очередь – от зависимости духовной, освобождение от пут чужой культуры. Какой уж тут Ватикан и Голливуд?!…

А вот что рассказывается в Свитке Постов про события праздника Хануки:

Маккавеи, оказавшись в захваченном ими Храме, обнаружили, что храмовая Менора (Священный светильник) осквернена и испорчена, зажигать ее нельзя. Но Менора –необходимая часть храмового ритуала, без нее Служба неполна, восстановить Храм нельзя. А сделана она была из чистого золота, с большим искусством и красотой. Однако ни необходимого количества золота, ни времени для изготовления из него Меноры не было – война еще шла, да и вообще Храм нужно было освятить как можно скорее. И Маккавеи сделали новую Менору из подручных средств, которую и поставили во вновь освященный Храм. Как рассказывает Мегиллат Таанит, Хасмонеи изготовили эту Менору из семи "шипудим ", в которые было налито и зажжено оливковое масло, пригодное для ритуальных целей. Сейчас под словом "шипуд" понимают железный вертел, заостренную железную палку. Но, по мнению историков, «шипуд» в эллинистическую эпоху представлял собой колющее оружие, тип копья, а рукоятка копья была полой изнутри и имела, по-видимому, форму чаши, именно в эту чашу и налили оливковое масло.

Чудо Хануки, которое отмечается в праздник, произошло именно с этим светильником, То есть первая Менора обновленного Храма, зажжение которой отмечается в праздник Ханука – один из главных праздников иудаизма, была сделана из оружия недавнего боя, с которого только что смыли кровь.

Увы, мало кто сейчас помнит об этом. Острова горние не располагают к такой памяти.
Tags: Мои тексты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments