рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Авраам Шмулевич

Моя родословная

Сентенции о том, что Россия — страна многонациональная, что русской культуры характерна какая-то «удивительная этническая терпимость», которая « позволила создать невиданную в истории империю», что «у русских есть умение понимать и принимать другие народы» — заполнили последнее время все российские СМИ (приведенные выше цитаты — из последней статьи Виктора Алксниса "Прощай, Империя... (накануне русской России)" на АПН.

Думаю, тут за действительное выдается желаемое. Иначе и быть не может. В стране, где до сих пор не прояснен «национальный вопрос» крупнейшей, системообразующей русской нации (о чем, собственно, Алкснис и пишет), где до сих пор идут яростные споры, среди самих русских в первую очередь, на тему «кто (что) есть русский» — национальные отношения «мирными» быть не могут. Непроговоренность ведет к напряженности. Ну а уж еврейский вопрос известен своей жгучестью» со времен сотворения мира.

Я в последнее время почувствовал это сполна на своей шкуре. Видимо, в связи с моими последними статьями, в которых я резко критикую Кремль вообще и еврейский отдел Администрации Президента (то есть Федерацию еврейских общин России (ФЕОР), главный раввин в которой Берл Лазар), в частности, а также в связи с Русским маршем (а я много писал и по проблемам пробуждения национализма в России), и с явной подачи «сверху», Интернет и печатные СМИ заполнили какие-то дикие инсинуации насчет моей биографии и моего этнического происхождения в особенности. Причем на меня набросились «цепные сардельки режима» (ТМ Владимира Прибыловского) со всех сторон — присяжные «антифа» тут соревнуются с присяжными «фа».

Так, совершенно беспрецедентно антисемитский текст от Единой России был опубликован на Сайте Молодой Гвардии — молодежного крыла ЕдРа:

"Гиперсионист" Авром Шмулевич — прямой подчиненный скрывающегося в Израиле от российского правосудия Невзлина. Лидер "Движения ПНИ" Саша Поткин. Родом из Еврейского Автономного округа. Родители — правоверные иудеи. С детства мечтает об эмиграции в Израиль. Либеральная истеричка Альбац. "Другоросс" Стас Белковский. Верный служака Ходорковского. Вот список персон, которые сегодня пытаются организовать в центре столицы бойню под названием "Русский марш". Открыто призывают к неповиновению действующей власти и милиции. Не интересуясь мнением Президента, "увольняют" сотрудников его администрации. Пытаются назначить "приемника", будучи даже не в курсе, как пишется это слово.

Накануне Дня народного единства — 4 ноября — этих ребят занесло слишком далеко! Грубо эксплуатируя русскую идею, национальную гордость россиян, они хотят крови. И запасаются краской, чтобы оперативно окрасить ее в оранжевый цвет.»


В других текстах анонимные авторы в совершенно нацистском стиле пишут о том, что я «смешанного происхождения» и т.п., то ли еврей ненастоящий, то ли настоящий казак.

Я-то ладно. Но тут затронута честь моего Рода. Я горжусь своими предками бы и поэтому бы внести, так сказать, ясность, в этот вопрос.

***

Итак: я — раввин Авраам Шмулевич, Председатель Междуународного Гиперсионистского Движения «Беад Арцейну» («За Родину!»).
Происхождение. Род.

Моя мать — чистокровная еврейка. С одной стороны наш род происходит из Испании, затем мои предки бежали от инквизиции в Голландию, дальше в Польшу и на Волынь, входившую тогда в состав Речи Посполитой (сейчас это Украина).

Наш род упоминается там с 1517 года, фамилия в документах писалась несколько по разному — и Шмойлович, и Шмулевич.

Первым в документах упоминается от 1517 года Абрам Шмойлович, крупный арендатор на Волыни. В 1595–1599 гг., в тех же местах, тоже крупный арендатор и тоже Абрам Шмойлович, потомок предыдущего. (И.Прыжов. "Истории кабаков в России"):


"В 1517 году князь Александр .Пронский и жена его милости княжна Федора Сангушковна выдали арендное условие благородному пану Бурлацкому и славному пану Абрамку Шмойловичу, жиду Турийскому, по которому они получили в аренду город и замок Локачи (в повете Владимирском) на три года за 12 000 злотых со всеми доходами, со всеми людьми тяглыми и нетяглыми, со всеми жидами и получаемыми от них доходами, с корчмами и с продажею всяких напитков, с правом судить крестьян и наказывать виновных и непокорных по мере вины, даже смертью".

Шмойлович Авраам — крупный арендатор конца XVI и начала XVII в., уроженец волынского местечка Турийск. В 1595 г. «славный пань» Шмойлович арендоваль у князя Григория Сангушко-Кошерскаго рядь деревень, местечекь с «чиншами денежными, мельницами, корчмами, шинками и данью медовой» и прочими принадлежностями. В 1601 г. Шмойлович вместе с турчинским евреем «паном Герцом Перцовичем» арендовал город Борохов и другие местности луцкого повета. В контрактах арендаторам предоставлено было право было судить подданных и наказывать даже смертной казнью, без аппеляции к владельцам. (Еврейская энциклопедия, Т. XVI, с. 52. СПб., 1912 г.) Вот тут текст договора об аренде и некоторые дополнительные подробности:

«Я, Григорій Сангушко Кошерський, і Софія з Головчина Сангушкова Кошерська ознаймуєм тим нашим арендовним листом, що дня 10 апріля року 1594 арендовали єсмо добра наші нижчепойменовані славетному пану Абраму Шмойловичу, і жонє його Риклі Юдинні, і потемкам його: містечко Кошар з селами Кошур Старий, Кругель, Краснодуб'я, Городелець, двір Мизів і село Мизову, селище Борзова Черемшанка, з чиншами грошовими, з корчмами, шинками всякого напою, з данню медовою, а боярами і зо всіма людьми тяглими і нетяглими, з їх ріллями, роботами, підводами, в тих перелічених містах і селах мешкаючими, з бортним деревом, з ставами, млинами і їх вимелками, коториє тепер в тих пойменованих містах і селах суть і потім збудовані будуть, з озерами, з гонами бобровими, з полями, сіножатями, борами, лісами, гаями, дібровами, з фільварками, з гумнами, збіжжям всіляким на полі засіянім, зо всіма пожитками як пойменованими, так і не пойменованими, нічого собі не зоставуючи, на п'ять літ повних, до 10 апріля 1599 року за п'ять тисяч золотих польських… Он (Шмойлович) ведлуг сего листу арендовного, от нас йому под печатми і с подписами власних рук наших даного, (має право) держати, і вживати, і вшелякіє пожитки на себе брати, а також всіх підданих наших судити, радити, винних і непослушних подлуг виступків їх винами і горлом карати» [72]. Містечко Кошар — нині місто Камінь-Каширський, райцентр Волинської області. В історії міст і сіл УРСР про нього сказано: «У 1595 році Г.Сангушко віддав Камінь-Каширський в оренду А.Шмойловичу на 5 років за 5 тис. злотих. Орендар нещадно пригноблював селян, примушував їх виконувати значно більші повинності» [73]. Тому ж «славетному пану Абрамові Шмойловичеві, жидові Турійському і потемкам їх» князь Олександр Пронський передав ув оренду «место і замок Локач з селянами, і фольварками, і зо всіма пожитками, до нього належачими, на три лєта зупелниє, за 12 тисяч золотих польських». Договір також уступав новому власникові право «подданих судити, винних і непослушних водлуг виступков їх без апеляцій до нас карати, би теж і горлом» [74]. (72 Памятники, изданные Киевскою комиссиею для разбора древних актов, т.1, изд.2-е, К.,1898 с. 157-158. 73 Історія міст і сіл УРСР. Волинська область, К.,1970, с. 247. 74 Памятники, изданные Киевскою комиссиею, т.1, с. 164-165.) Луцк, 1552 год.

***

Мой прадед, тоже Авраам, был кантонистом, в семилетнем возрасте был схвачен и продан в солдаты. При Николае I, как известно из истории, была введена рекрутская повинность, и евреев забирали в армию на 25 лет, при этом забирали не только взрослых, но и маленьких детей. Детей сначала отдавали в особые кантонистские школы, школы, где они находились до 18 лет и потом еще должны были служить 25 лет. Вся эта система была сделана для того, чтобы заставить евреев креститься. В процентном отношении евреев брали в армию в три с лишним раза больше, чем русских. Квота призыва для еврейских общин составляла десять рекрутов с одной тысячи мужчин ежегодно (для христиан — семь с одной тысячи через год). И начальство получало поощрение, знаки отличия в зависимости от количества евреев, которые крестились. Бабушка рассказывала, что мой прадед (ему, как я уже сказал, было семь лет, когда его схватили и украли), как и подвергался страшным истязаниям. Например, детей кормили соленой рыбой, давали пить, потом гнали в баню. Они просили пить, есть, их ставили с расставленными руками и ногами на двух кроватях и били и т.д. — но не изменил своей вере.

После смерти Николая I, когда он освободился из армии после почти двадцати пяти лет службы он вместе с моей прабабушкой Саррой Абрамовной Шмулевич занялся торговлей текстилем и готовой одеждой. Они смогли стать купцами первой гильдии. Прадедушка умер довольно рано, и занимался в основном изучением Торы, дела вела моя прабабушка. Ей удалось построить настоящую торговую империю. К концу жизни отделения нашей фирмы имелись в Париже и Лондоне. Жили они в городе Бежецк, Тверской губернии (до революции это был богатый торговый город — центр торговли текстилем в России), где мою прабабушку и застала революция. Подругой линии мои предки жили в Финляндии, принадлежали к еврейской общине, которая сформировалась там еще в конце XVIII – начале XIX века.

***

Мой отец — русский. Фамилия его — Дёмин. Это известная казачья фамилия, и эту фамилию я получил при рождении. Назвали родители меня Никита. По отцу я смешанного дворянско-казацкого происхождения. Отец моего отца, мой дед, был донской казак. Мать отца, моя бабушка была дворянка. Причем казацкий род — древний и знатный, по преданию происходит от Чингиз-Хана, от принявшего православие тюрского царевича-чингизида. Бабушка (дворянка) рассказывала, что когда она вышла замуж за деда-казака, то ее свекровь, моя прабабка-казачка, была всячески против этого брака и ее шпыняла, потому как считала, что для сына это мезальянс. Дворянский род немецкий, строго говоря. Бабушка была наполовину немка, четверть русская и четверть итальянка, все дворянских кровей. Ее отец, мой прадед, был предводителем дворянства в городе Козлове Тамбовской Губернии (ныне Мичуринск).

Однако я себя очень четко, с раннего детства, ощущал евреем, вопросов самоидентификации просто не было. Авраам (уменьшительное Авром) я с начала 1980-х, точнее — с 1981 года, когда стал соблюдать законы иудаизма, я взял это имя, когда в соответствии с галахой был обрезан. Был активистом еврейского религиозного, сионистского и правозащитного движения. Как об Авроме Дёмине про меня в середине 1980-х писали и советские газеты — «Правда Востока», орган ЦК Компартии Узбекистана, «Ленинградская Правда», «Комсомольская правда» и др. — разоблачительные статьи «против сионизма». Как Аврому Дёмину мне, как активисту нелегального еврейского движения в СССР, специальным решением Кнессета было присвоено в 1984 голу почетное гражданство государства Израиль. По приезде в Израиль я сменил фамилию на Шмулевич.

Так что, что касается моего рода, то тут мне есть чем гордиться. Надеюсь, по прошествии моем жизни, и мои предки и мои потомки смогут гордиться мною.
Tags: Био, Мои тексты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments