рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

India

Старый тигр готовится к прыжку.
Часть 2

Продолжение. Началоздесь

Интервью с sandrinaИриной Козыревой

- ...Индия столь обширна – целый субконтинент! Можно ли говорить о единой индийской цивилизации?

История миграции народов, захватнических войн и постоянно необходимости адаптироваться под очередных пришельцев здесь уходит в такие глубины веков, когда говорить о цивилизации еще попросту не имело смысла. Все это абсорбировалось, перемалывалось с появлением последующих изящных и менее изящных форм и образов, однако масса традиций, обычаев и веяний превратила страну в подобие лоскутного одеяла.


Как ни парадоксально, но вплоть до появления европейцев это одеяло вышивалось по единой канве. Хотя многое из привнесенного, к примеру, мусульманскими династиями было поначалу совершенно отдельным узором. С течением веков, правда, и он оказался частью местного религиозно-философского орнамента. Да, конечно, в современной Индии можно найти почти все земные верования. Вплоть до учений в стиле модерн, которыми залетные гуру щедро потчуют тоскующих по не совсем понятной, но вожделенной "истине в последней инстанции". И, тем не менее, большая часть населения страны - индусы. А значит, для них и Будда, и Джина Махавира, и Аллах, и Иисус, и гуру Нанак и еще кто бы смог перечислить кто - очередные воплощения все той же неизменной троицы Брахма-Вишну-Шива.

Творение-жизнь-смерть. Цикличность ощущений, повторяемость времен, неизменность этих повторений и их неизбежность - это то, что сформировало основные черты индийского национального характера. Это понимание разлито здесь в воздухе, проявляясь в быту и на службе, не требуя от человека сознательных усилий. Религиозность, как составная часть мировоззрения и бытования. Очень органичная его часть. Это нормально для страны, которая до сих пор на 80 % состоит из наиболее твердой в традициях крестьянской общины.

Двадцатый век, конечно, внес свои коррективы. Некоторые из них были диаметрально противоположными этим отработанным веками механизмам социальной регуляции и выстраивания системы жизненных приоритетов. Почти кризисными можно назвать последние два десятилетия ХХ века, когда распространение средств массовой информации привело к распространению западных представлений. Выстроенный в духе классической восточной пирамиды экономический прогресс начал диктовать новые стандарты жизни. Однако... Индийское общество все еще остается традиционным, несмотря на то, что Индия уже давно считается державой регионального уровня.

- Из каких основных лоскутов состоит "индийское одеяло"?


Климатические зоны почти полностью совпадают с этнографическими, хотя они достаточно условны. Если обобщить результаты поездок и начитанную за время индологической карьеры литературу, то можно говорить о трех основных культурно-исторических зонах. В первую очередь это - Северо-Запад страны. Совершенно уникальное сочетание мусульманской и индусской культур, причем каждой - в наиболее догматической ее форме. С другой стороны, именно на стыке этих двух традиций родилось то, что получило название "индо-мусульманский синтез", широко представленный в многочисленных памятниках архитектуры.

Естественно, эта зона не однородна - здесь есть прелюбопытнейшие районы, культура которых самобытна и оригинальна вплоть до отрицания общей модели. Пенджаб с его воинственными сикхами. Цыганствующий на верблюдах Раджастхан. Или Гуджарат с его джайнскими храмами. Знаменитое индийское "противление злу ненасилием" во многом восходит именно к заповедям джайнских тиртханкаров о недопустимости насилия - даже случайного - по отношению к любому живому существу... Вы помните, возможно, святых с колокольчиками, отгонявшими мошек.

Не менее своеобразен Кашмир - известный большинству как застарелая "горячая точка", население которой на 80% состоит из мусульман. Однако мало кто знает, что Кашмир еще и колыбель одной из наиболее популярных философско-мистических учений индуизма - учения Шанкары. Кроме того, этот штат просто потрясающе красив. А у меня есть с чем сравнивать.

Вторая этногеографическая зона - это, разумеется, Юг. Как утверждают знатоки индийских древностей, первоначально этот регион был заселен представителями австролоидно-негроидной расы, расселившимися несколько десятков тысяч лет назад по всему экваториальному поясу планеты. Остатки аборигенов - племена мунда - сразу вызывают в памяти "черный континент" своей характерной внешностью. Не исключено, что именно эти племена вошли в классическую индийскую литературу как "дасы" (дословно "рабы"), безбожно и без правил боровшиеся с вторжением арьев-индоевропейцев.

Правда, другие исследователи утверждают, что "дасами"- противниками "светловолосых и голубоглазых арийцев" (не удивляйтесь - где-то в Гималая до сих пор проживает племя дардов, светловолосых и голубоглазых, которые являются прямыми потомками индоевропейцев, мигрировавших по всему континенту) выступали дравиды - потомки южных европеоидов, которые первыми оккупировали плодородные равнины Пятиречья на стыке современных Индии и Пакистана. По некоторым данным, они представляли Хараппскую цивилизацию - древнейшую культуру Индии. Многие боги индийской традиции периода Вед ведут родословную в пантеоне Хараппы и Мохенджо-Даро. Правда Хараппская культура довольно быстро сошла на нет. Виной тому некий природный катаклизм (предполагается, что он был вызван сдвигом магнитного полюса Земли). Территорию эту захлестнула новая волна индоевропейцев с Запада, а дравиды переместились к югу. Смешиваясь по ходу своих передвижений с местными аборигенами арийские племена на протяжении многих веков укрепляли свою традицию, почти без изменений сохранившуюся до сегодняшнего дня. Так что если вы хотите познакомиться с индуизмом в его классическом обличье, вам надо ехать на юг, живущий этими традициями.

Если говорить о восточных районах, то следует сразу очень четко разделить Восток на "западный" и "восточный". Восточный - это место обитания многочисленных племен, едва-едва выбравшихся за пределы первобытнообщинного строя, при этом, выбравшихся сразу же в ХХ век. Запад - это Западная Бенгалия, Орисса и частично Бихар. Совершенно уникальный конгломерат всех без исключения традиций, когда-либо существовавших на территории Индии. Правда, в их наиболее поздних или либеральных формах.

Арийцам удалось донести сюда свою традицию почти в первозданном виде, однако смешение с местными племенами строгие культовые традиции последователей Вед оказались разбавлены культами автохтонного населения - культом Богини-Матери и тотемистическими верованиями. Дурга-Кали - это некоронованная глава восточной ветви индуизма. Все мужские божества считаются ее "физическими эманациями". Сакрализация женского начала привела к формированию отдельной ветви индуизма - тантризма, выделившегося и как особая философская традиция, которая оказала серьезное влияние даже на аскетов-буддистов. Именно в этом регионе буддизм прирос пантеоном многочисленных боддхисаттв и будд, образовав традицию Махаяны.

Оскорбленные попранием "истинного учения Великого Просветленного" буддисты остались в "Малой колеснице" (Хинаяна) и ушли на север и дальше на восток, положив начало буддийским традициям стран Юго-Восточной Азии, Непала и Дальнего Востока. Несколько позже возникла совершенно особая ветвь буддизма – Ваджраяна. Она впитала в себя уже сформировавшийся тантризм и трансформации классического индуизма (шиваизм и вишнуизм).

Мусульманские завоеватели добирались сюда слишком долго, а потому по дороге растеряли свой воинственный пыл. В итоге наибольшей популярностью среди местного населения пользовался не чистый ислам, а его инвариант - учение суфиев, прекрасно вписавшийся в мистическую традицию Востока.

Думаю, что не ошибусь, если скажу: "мистический Восток", который в свое время так влек европейские умы и сердца - это отсюда. Особенное если вспомнить, что первые британские корабли пристали именно к берегам земли, сегодня известной как штат Западная Бенгалия.

…На самом деле, все, что я сказала – это очень приближенное обобщение. На эту тему можно говорить очень долго. А если вдаваться в детали и прослеживать все возможные связи, чтобы придать им кристальную достоверность, то бесконечно долго.

- Можно ли говорить о специфическом "индийском фатализме"?


- Чего нет - того нет. Фатализм - это вообще понятие не восточное. Скорее это синтетическое понятие, которое Запад использует для описания некоторых особенностей мировоззрения индийцев. Без понимания их сути, на мой взгляд.

Мир в индийской традиции рассматривается как бесконечная и цикличная "лила" - игра Бога. В крайних проявлениях философской мысли это доходит до уровня перевода мира на уровень иллюзии. Однако вспомните, что я уже говорила по поводу философских глубин индийской традиции. Основной концепцией, на которой базируется представление об индийском "фатализме" - это проходящая почти через все учения концепция так называемой "кармы". Но индийцы не считают "карму" чем-то застывшим, законченным. Для них это - бремя грехов, которое каждый несет за всех своих предков в предыдущих перерождениях. И в этом нет никакой "фатальности" - каждому дается еще один шанс. И суть - не в покорном принятии того, что уже не изменить, а в том, чтобы максимально использовать имеющийся у тебя шанс, нарушив тем самым цепь перерождений, а затем - порвав ее, уйти в свободу.

Только не спрашивайте - куда они потом уходят. Я боюсь, что недостаточно компетентна, чтобы ответить на этот вопрос. Расскажу только один любопытный миф. Боги были всегда. С момента творения. Однако многие из них, как говорится в текстах, пришли "ниоткуда". В это "ниоткуда" и лежит путь после окончательного освобождения. Через светлую сторону Луны в неизвестность, которая, судя по всему, нисколько не страшила древних. А пока ты здесь и сейчас - у тебя нет другого выхода, кроме как искать способ выйти за пределы круга, в который занесла тебя нелегкая.

Согласитесь, что это вовсе не представляется оригинальной концепцией? В Индии она представлена в такой форме. Вообще, наличие формы – обязательное условие для начала пути – нужно иметь под рукой ориентиры, от которых можно было бы отталкиваться. Однако настоящая дорога начинается потом, когда форма уже не нужна. И здесь каждый ищет свой путь, Возможно, именно поэтому индийцы всегда славились своей толерантностью к чужим и даже чуждым воззрениям. И принимали их все, поскольку у каждого - своя "карма".

- В Индии сохранилась кастовая система? Вам приходилось сталкиваться с этим лично?

- Индийское общество крайне разнородно. Это неудивительно, если учесть, что здесь проживают представители шести рас, множества количества национальностей и всех основных вероисповеданий, включая массу всяких экзотических верований. Когда-то это общество четко делила кастовая система, регулировавшая взаимоотношения между различными группами населения. Первоначально связанная с цветом кожи, кастовая система постепенно была перенесена на деление по родам деятельности.

В средние века в Индии насчитывалось несколько сотен каст, сопоставимых с цеховым делением в той же Европе. За исключением одного "но". Обладая потрясающей способностью к абсорбированию всего внешнего, эта система разрасталась еще и за счет появления каст по религиозной и национальной принадлежности.

Эта многосложная система работала вполне успешно, обеспечивая обществу устойчивость. Более того, до мусульманского нашествия система эта была вполне динамичной - переход из касты в касту можно было совершить если не без особого труда, то, по крайней мере, без лишних сложностей. С внедрением в качестве модели государственной власти жесткой мусульманской иерархии институт каст "закуклился". В этом тоже был свой смысл – обществу нужно было выжить в новых условиях. Однако стоит гайки покрепче затянуть один раз - и процесс уже не остановить. Так и случилось в какой-то момент. В итоге сформировался некий освященный традицией снобизм. С одной стороны, неспособный противостоять все более ускоряющимся изменениям внутри общества. С другой стороны, чертовски живучий.

Сейчас, пожалуй, можно сказать, что кризис почти миновал. Однако это утверждение будет верно только для городов и, пожалуй, некоторых штатов, большую часть населения которых составляют специфические подгруппы населения (например, сикхи). Деревня остается более приверженной традициям - и государство вынуждено считаться как с некоторыми обычаями, так и с параллельной системой управления, образованной "советами старейшин" в деревнях. Да и в городах тоже.

Помню один характерный эпизод. В годы моей работы во Владивостоке была организована встреча студентов с супругой индийского консула. Она минут двадцать расписывала будущим индологам, какое теперь современное и здоровое общество проживает в Индии – мол, никаких пережитков прошлого не осталось. А буквально через несколько минут она выдает такую бытовую зарисовку – рассказывает как, после нечаянного прикосновения подметальщика-неприкасаемого, ходила к домашнему жрецу, чтобы тот снял с нее скверну.

Между тем, проблема эта носит совсем не шуточный характер. Правительство - надо отдать ему должное - делает очень много. Борьба пока идет с переменным успехом.

- Как сочетается индийская культура и философия, - одно из высших достижений человеческого духа – с этими предрассудками?

- Знаете, когда мне говорят о высотах индийской философии, я, обычно, с большим трудом обычно сдерживаюсь, чтобы не подшутить над вопрошающим. Достижения действительно стоят дифирамбов. Особенно, если учесть то обстоятельство, что они не лежат на полке в архиве, а буквально пропитывают все индийское общество. Дело в другом. Запад некогда создал для себя из Востока фетиш. Совершенно не желая видеть реальность. Вот так просто. Восток - это "внеземная мудрость и величина, недоступная среднему обитателю варварского в своей прагматичности и бездуховности Запада". Восток - это уникальные панацеи от всего сразу, включая проблемы личности. Восток - это... Удивительна эта способность творить себе кумиров! Тем более, что ниспровергать их в данном случае затруднительно из-за удаленности и ореола таинственности, связанного с разницей в менталитете Востока и Запада. Мы - разные. И никогда не сможем стать одинаковыми, сколько бы усилий не прикладывали для поисков точек соприкосновения. И, на мой взгляд, мы одновременно прекрасно дополняем друг друга, составляя в конечном итоге единое целое. Как инь и ян.

Когда европейцы только начали всерьез осваивать Восток, они были не столь многочисленны. Они едва успевали разрушать одни мифы, как почти сразу же на их месте возникали другие. Когда европейцев на Востоке стало больше - началось и вовсе нечто несуразное. Они увидели, что все "глубины духа" произрастают на весьма неприглядной почве массовой нищеты и жесткого иерархического деления общества. Это породило две основные тенденции, до сих пор во многом определяющие отношение Запада к Востоку. Первое - это прискорбно известный "комплекс белого человека", который сегодня аукается этому самому "человеку" по всему миру. По крайней мере, в тех странах, которые сумели сохранить или приобрести возможности для выбора самостоятельного пути развития. Сбить этот прицел Западу вряд ли удастся в ближайшее время, если удастся в принципе. Восток умеет ждать и выживать, не гнушаясь никакими способами и средствами. Второй тенденцией стало совершенно необоснованное, но весьма жесткое деление на "духовный Восток" и "Восток как он есть". В массовом сознании эти два Востока почти не соединяются. Идеализм чистейшей воды.

Культурные и прочие традиции восточных стран некогда не существовали сами по себе. Если искать аналог с западной историей, то здесь можно вспомнить, скорее, о средневековой Европе, где поиски духа и смысла жизни концентрировались в руках очень незначительной части населения. Происходившее до недавнего времени в Индии - это доведенная до логического конца модель деления на тех, кто не занимался ничем иным, кроме поддержания традиций и размышлениями, и тех, кто тысячелетиями трудился в поте лица. Не попадая в хроники. Не фигурируя в философских трактатах. Не являясь ключевыми фигурами ни одного из процессов. При этом, обеспечивая саму возможность существования процесса.

Вряд ли это можно назвать откровением, но идеалистические представления о "великом духом Востоке" - лишь одна из иллюзий, которые Запад пестовал на протяжении нескольких веков в качестве любимой игрушки. Или детской сказки. Дети, вообще, мало обращают внимания на реальность – им интереснее сказка, которая в свою очередь, со временем меняет реальность.

- То есть, Западу еще только предстоит научиться воспринимать Восток адекватно?

- Да. И чем быстрее это произойдет в отношении Индии и других восточных стран, тем больше шансов на то, что с Востока не пойдет обратная реакция в виде массовой и тотальной экспансии. У них много времени. У них его традиционно много - они не очень торопятся, всегда "успевая, не спеша". Они уже усвоили западные ценности. И западный стиль работы. А вот Запад почему-то учиться не хочет. Тем хуже для него.

Это, конечно, апокалиптический прогноз. Возможно, все будет по-другому, и различия просто со временем сотрутся. Однако пока что это представить так же сложно, как мир, живущий не по законам причин и следствий.

Материал подготовил Авраам Шмулевич
Tags: Индия, Мои тексты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments