Пустынная хевронская улица (в городе комендантский час после очередного теракта – в патруль бросили заряд взрывчатки). Солдат с одного поста (огневая точка на двух человек, наверху оконца пуленепробиваемого стекла и бойницы для стрельбы, "будке" - так это называется на иврите, память о российских корнях сионизма) кричит через пару сотен метров на другой пост: "Эй!! А мы завтра идем в Ливан!! Класс!!!" – "Дурак ты!! Чего радуешься!! Теперь месяц домой не выйдешь!!" - кричит ему товарищ.
В израильской армии в увольнительные отпускают раз в неделю. Но это в обычной обстановке, а из Ливана и добираться до дому дольше.
Что они идут на войну – ребят, похоже, не волнует – ведь они и так на войне, стреляют и в Хевроне, хотя не так как в Ливане, конечно. Впрочем, и официально и реально в состоянии войны Израиль находится с момента образования государства и вплоть до сего дня.
* * *
Первоначально код ракетной тревоги(его передавали по радио) звучал как "Шахар адом" ("Алая заря"). Но через несколько дней войны в Генштаб обратилась четырехлетняя девочка по имени Шахар ("Заря") – это популярное имя. Она пожаловалась, что ее задразнили в детском саду, называя "дурным знаком". И Израильская Армия по просьбе четырехлетней девочки Шахар изменила общеизраильский код тревоги.
* * *
Иерусалимский зоопарк. Пять вечера - самый пик. Жара уже спала, а рабочий день закончился, поэтому к кассам длинная очередь. Время от времени раздаются объявления – "Посетители с Севера – покупают билеты вне очереди!" Очередь с готовностью расступается - беженцы с севера страны подходят часто.
* * *
Всего на севере Израиля проживает полтора миллиона человек. В настоящее время с севера в центр уехало порядка 500 - 750 тысяч. Некоторые телефоны перестали отзываться. Некоторые мобильные вообще отключены. Товарищ из Хайфы пишет: "Вчера зашел в пустой супермаркет "Суперсаль". Абсолютно пустой - ни одного покупателя. И еще вчера видел своими глазами обряд брит-милы (обрезания), в бомбоубежище".
* * *
Но уехали, конечно, не все. Жизненно важные предприятия и структуры вообще продолжают работать в обязательном порядке.
Вот впечатления мам под обстрелом. Хайфа и Цфат
Разговор со знакомой из Хайфы (живет одна с двумя девочками, 8 и 10 лет "и еще с кошкой")
- Как там у вас сейчас?
- Нет слов…
- Как дети переносят все это?
- Ужасно.
- Далек о от вас падало?
- Да нет, на соседней улице.
- У тебя хоть миклат (убежище) есть в доме?
- Нет у нас ничего! У нас там живут крысы, мусор и всякая гадость
- Так должны были уже очистить! У тебя же многоквартирный дом!
- 36 семей. Но никому дела до нас нет.
- А родители твои где?
- В Назарете (город тоже под таким же обстрелом)
- Да уж… Блин надо потребовать что бы очистили миклат!
- Да некого требовать. Все уже устали звонить. Никто не отвечает на телефоны, везде все закрыто.
- А в мэрию? Ну должны же где-то этим заняться!.. (Дело не в мусоре, мусор-то жильцы и сами могут вынести. Но бомбоубежище должно иметь исправную систему вентиляции, причем с очисткой, исправную электросеть, систему водоснабжения и канализации).
- В мэрии не берут трубку или занято у них! Они красиво говорят, а делать некому. Звонили им уже, обещали разобраться, а когда??? Магазины закрыты, хлеб не купишь. Пока это кончится, нас всех перебьют здесь. Ты не слышал, сколько сегодня только убило людей?. Каждому свой день
- Дочки с тобой?:
- Со мной, я их никуда не пускаю
- Квартира хоть укреплена как-то?
- Да нет, какое там! Старый дом у нас. Ты знаешь, мне сейчас не хочется даже говорить. В любую минуту может быть сирена, надо прятаться, а я не готова к этому. Я просто усталаааааааа! По-человечески просто устала, от всего. Если бы не мои девочки, я бы давно наложила на себя руки. Девочки меня держат на этом свете, поверь мне. Пойду покормлю малышек, но даже не знаю чем. Спасибо тебе за поддержку. Бай…
А это Цфат (Сафед, как этот галилейский город иногда называют по-русски):
- Я вернулась! Не знаю, надолго ли. Пытаюсь поесть. Тревога только что была, в метрах ста от меня, три ракеты было.
- Есть жертвы?
- Слава Б-гу, нет. Хочу успеть хоть что-нибудь, пока тихо. Я сегодня сына в Тель-Авив отправила, гора с плеч!
- Магазины работают?