рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Вот когда наши так заговорят? Хотя бы "главные раввины"

На встрече Президент сказал о том, что в мире нет сил, которые были бы реальными вне контекста Божьего промысла, что монотеизм есть абсолютная опора реального человека и реальных процессов, что те, кто полностью полагается на волю Всемогущего уже победили, что все явления современной истории пронизаны светом истины.

<tr><td class="" colspan="4">ИНТЕРВЬЮ: Глава Исламского комитета России ГЕЙДАР ДЖЕМАЛЬ: ”Ислам – это не та религия, которая основывается на принципе свободы совести”"Портал–Credo.Ru": Гейдар Джахидович, расскажите по какому поводу Вы недавно посетили Иран?</font></font></p>

Гейдар Джемаль: Я был приглашен на торжества, посвященные 17 годовщине кончины, или, как это называется в иранской традиции, как и в православной, преставления имама Хомейни. Состоялась международная ассамблея с ограниченным кругом людей, хотя практически из всех стран мира. На встрече с президентом Ахмадинежадом присутствовало около пятидесяти человек.</font></font>

– Вы присутствовали на этой встрече? Каковы Ваши впечатления от личности нынешнего Иранского президента?</font></font>

– Газетные фотографии и телекадры дают мало представления об этом человеке. Реальный физический облик Ахмадинежада очень выпуклый, очень четкий, резко контрастирующий с нейтральностью фотоиллюстраций. Это, безусловно, харизматический человек, личность у него классически традиционная, мужская и неклерикального типа. Это облик воина – сухое лицо, впалые щеки. Впечатление характерное для иранских мужчин, связанных с революцией. Трагическое выражение лица, которое совершенно отсутствует у клерикалов, у духовенства. Ахмадинежад – человек подлинный, искренний и цельный, находящийся в полном согласии с тем, что он говорит. Говорит он вещи простые, но сильно воздействующие на публику. На встрече он сказал о том, что в мире нет сил, которые были бы реальными вне контекста Божьего промысла, что монотеизм есть абсолютная опора реального человека и реальных процессов, что те, кто полностью полагается на волю Всемогущего уже победили, что все явления современной истории пронизаны светом истины. Как пример цельной личности, он привел имама Хомейни. Ахмадинежад размеренно произносит фразы, ему присущ некий неуловимый импульс, который можно только почувствовать. Я так же отметил, что он неплохо владеет английским и арабским. Ахмадинежад поправлял переводчиков, уточняя смысл сказанного. В общем, это трехмерный человек, а не виртуальная фигура.</font>

– Каково Ваше ощущение, насколько изменилась социальная атмосфера в Иране с началом президентства Ахмадинежада. Мне пришлось быть в Иране во времена президентства Хатами и тогда возникло интересное ощущение. Подобно тому, как СССР времен застоя напоминал редиску – снаружи "красный", но внутри "белый", так и Иран напомнил известный сорт редьки- "белый внутри" с зеленой "исламской" кожурой сверху. Что-то изменилось с приходом нового лидера?</font></font>

– Я могу согласиться с Вашей образной оценкой положения, сложившегося при Хатами. Ибо тоже отношусь к нему весьма критически. Хотя многое зависит и от того, в каких общественных кругах Вы вращались.</font>

Я бы сказал, что, в целом, режим Хатами был стагнационным. Он был продолжением столь же стагнационного режима Хашеми-Рафсанджани, усиливая общее ощущение тупиковости и бесперспективности, а также некоторой фальши, сквозящей в деятельности бюрократии. Приход Ахмадинежада имел мобилизующий эффект, он зажег некий свет в конце беспросветного тоннеля широким социальным низам. Для них – он культовая фигура. Сам факт появления на президентском посту человека в цивильном костюме, а не в клерикальном одеянии уже является взрывом. Для большинства это стимулирующий эффект. Что самое главное? Силовики – армия, госбезопасность и народное ополчение насчитывающее в Иране около 30 млн. членов считают Ахмадинежада своим. В то время как духовенство явно не свое. Начало американской агрессии, на мой взгляд, удалось оттянуть именно потому, что новый президент стал новым фактором в иранских реалиях, который США еще надо осмыслить. Многие чиновники в Тегеране считают, что Хатами войну оттягивает, а Ахмадинежад ее приближает. Я им возразил, что все, к счастью, наоборот – Хатами, ослабляя ситуацию, войну приближал, а Ахмадинежад будучи новым фактором, ее как раз откладывает.</font>

В Иране заметны изменения в психическом и духовном климате. Я бы так это определил – пространство в Иране стало суше, скромнее, чувствуются элементы бюрократической экономии. Меня принимают на VIP-уровне с 1992 года, и я на себе ощутил, что бюджет этого уровня во время последней встречи был изрядно урезан. Я отметил это для себя позитивно. Стало больше собранности и деловитости. Мне нынешний Тегеран, кстати, более импонирует. У него образ осажденного города с занавешенными окнами и наклеенными на стекла полосками.</font>

– Ну, с экономией понятно, а вот как обстоят дела с экономикой. Ведь Ахмадинежад получил свой пост отнюдь не на обещаниях стереть Израиль с карты мира и тому подобных, а на призывах заняться именно внутренним обустройством страны, ее экономики, лежащей в глубоком кризисе. Что-нибудь реально удалось сделать, есть ли у Вас какая-либо информация об этом?</font></font>

– Я думаю, что определенные сдвиги, прежде всего, в социальной сфере происходят. Но у меня особый взгляд. Я не социал-демократ и не считаю, что низы должны жить особо хорошо. Более того, если массы начинают жить выше определенного уровня, который необходим для поддержания их самовоспроизводства и работоспособности, то происходит демобилизация низов и превращение их в люмпен-буржуазию и они становятся непригодными как горючий социальный материал. Их надо держать на определенном уровне, чтобы они могли питаться, воспроизводиться, а лучшие из них даже получать образование. Но нельзя, чтобы народ зажирался, нужно ограничивать потребительство. И Ахмадинежад своими действиями и манерами демонстрирует определенные стандарты цивилизации непотребления и простоты. И это является своего рода сигналом для обеспеченных слоев, но и для бедных. Это не Хрущев, сказавший, что через двадцать лет колбаса будет бесплатной, убив тем самым саму идею колбасы.</font>

– Там же, в Иране, мне пришлось однажды услышать следующее. При шахе мечети были переполнены искренне верующими людьми. Во времена же исламской республики на общие молитвы люди приходят, чуть ли, не из под палки, да и сами проповеди отдают духом советского агитпропа. А как с религиозной атмосферой в сегодняшнем Иране?</font></font>

– То, что при шахе мечети были переполнены это понятно. Они были средоточием оппозиции, духовной, в первую очередь. Во вторую– политической, и этим они привлекали всех.</font>

Ислам (и это моя позиция) по сути своей антиклерикальная духовная традиция, в которой нет места особой касте священнослужителей, и быть ее не должно. Поэтому, когда такая каста оказывается явно наверху, то возникает внутренний фундаментальный диссонанс, который надо как-то внутренне оправдывать и замазывать. Сегодня мир иерократичен и клерикален как и две тысячи лет назад. Но на Западе объединенные круги духовенства оказывают влияние на жизнь через ряд внешних подстав, являясь как бы духовными окормителями ведущих политиков. Они как бы умывают руки, ни за что не отвечают, но на высших уровнях политической пирамиды деятели, отвечающие за принятие решений, являются учениками определенных мэтров. Католическая Церковь это уже поняла в эпоху контрреформации. Уж если ты претендуешь на то, что императоры ползут к тебе в Каноссу на коленях, то такой лобовой подход чреват дискомфортом и множеством минусов. И всякие там Лютеры могут появиться. А нужно просто стоять над обществом – и у тебя не будет проблем.</font>

В этом плане имама Хомейни сделал одну великую вещь, за которую, я думаю, большинство мулл, ему не очень благодарны. Он принудил их выйти на передний план, включиться интегрально в состав исламского общества и взять на себя ответственность за происходящее. Клерикалы сегодняшнего розлива в Иране всего этого не хотят. Им было куда комфортнее в роли оппозиционеров, которые пользовались в глазах народа репутацией едва ли не святых (шиитское духовенство, например, никогда не брало денег от власти, это его главная установка, в отличие, скажем, от суннитских мулл). А теперь, когда надо взять ответственность за все происходящее, клерикалы оказываются в сложном положений. Молодежь, составляющая сегодня большинство населения Ирана – пассионарна, духовенство же-консервативно и стабилизационно. Его цель – при всех обстоятельствах сохранить статус-кво. Эта установка в гендерном смысле соответствует женскому полу – безопасность прежде всего, пусть даже ценой больших компромиссов. Это похоже на установки бюрократии позднебрежневского периода. Ведь что такое стагнация? Это когда избыток пассионарных сил, не находя применения, начинает прокисать в нравственном отношении – люди ищут забвение в кайфе и тому подобных вещах. Такой вот перегрев, сопровождающийся распадом. Ахмадинежад снял эту проблему, дав перспективу – перспективу трагедии, перспективу катарсиса. Сначала это было лишь мое теоретическое предположение, но по приезде в Иран оно подтвердилось – да, Ахмадинежад действительно кумир молодежи. Не всей конечно – и в Иране есть та ее часть, которая выбирает пепси.</font>

Сегодняшние зажиточные слои Ирана можно назвать люмпен – буржуазией. Классическая буржуазия имела прочные ценностные ориентации, достаточно жесткую классовую мораль, что позволяло ей себя в чем-то ограничивать, держаться в определенных рамках. Парадоксально, но буржуазия времен Маркса могла принести в жертву прибыль, если получение последней было связано с ущербом их доброму имени. В Иране же есть мелкобуржуазный элемент, который просто хочет жить. Это люмпенская идея. Слава Богу, эта идея не стала в Иране общественной доминантой. Там много народу живущего физически бедно, но активно в духовном плане.</font>

– Так как, все-таки, с приходом Ахмадинежада пошел народ искренне в мечети?</font></font>

– Хождение в мечеть – не показатель для мусульманина. Это может быть показателем для православия, где вне Церкви нет спасения. Для мусульманина хождение в мечеть – не императив…</font>

</td></tr>
... а далее, в основном, недостоверная и довольно плоская пропаганда, увы.
Tags: Иран, Ислам
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments