рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Categories:

как в иудаизме определяется пророк? Как его отличают от лжепророка?

ответ для Т. и  priest_dimitriy.

Рамбам. Мишне Тора. Раздел Фундаментальные законы Торы

перевод с сайта Торат Моше

Глава седьмая

1. Из основ веры - знать, что Бог дает людям пророчество; и получить пророчество может лишь мудрец, великий в мудрости, с исправленным характером, так что никогда вожделение не побеждает его ни в какой ситуации, но он контролирует вожделения силой своего интеллекта, имеющий развитые способности к познанию.

2. Человек, обладающий всеми этими качествами, совершенный физически, который проник в глубины и величие "пардэса" и сознание его постигает эти темы верно, и он продолжает духовно расти и отстраняться от путей обычных людей, идущих за соблазнами времени, и подстегивает себя, и учит душу свою, чтобы не было у него ни единой мысли о вещах ненужных и пустых, о преходящих ценностях и временных соблазнах, но чтобы сознание его было всегда открыто кверху и привязано к подножию Трона Создателя, с целью постигать духовные миры и обозревать мудрость Создателя всю, от высших ангелов до земных недр, и познать из этого величие Его - немедленно снисходит на него "дух святости" ("руах-а-кодеш").

3. И когда это состояние снизойдет на него - поднимется его душа до ангелов уровня "ишим", и станет он другим человеком, и начнет понимать своим сознанием не так, как раньше, а поднимется над уровнем других людей-мудрецов: как сказано о Шауле, "...и пророчествовал с ними, и стал другим человеком" (Шмуэль1, 10:6).

4. (2) Пророки бывают разных уровней: так же, как в мудрости есть человек более мудрый, чем другой, так и в пророчестве - один пророк более высокого уровня, чем другой. Но все видят пророчество либо во сне, либо в ночном видении, или же днем, после того как нападет на них оцепенение; как сказано: "В видении явлюсь ему, во сне буду говорить с ним" (Бэмидбар 12:6).

5. И у всех пророков в момент пророчества содрогаются члены их, и телесная сила ослабевает, и восприятие реальности затуманивается, и их интеллект освобождается, чтобы понять увиденное; как сказано об Аврааме, "И вот, ужас и мрак великий обрушивается на него" (Берешит 15:12); и как сказано о Даниэле: "И сознание мое восстало на меня, и не сдержал я силы" (Даниэль 10:8).

6. (3) Вещи, которые раскрывают пророку в пророческом видении, сообщаются ему в виде иносказания, и сразу отчеканивается в его сердце объяснение этого иносказания в пророческом видении, чтобы он знал, что это значит: как лестница, которую видел праотец Яаков, и ангелы, поднимающиеся и опускающиеся по ней - иносказание о царствах и порабощении ими евреев; и как животные, которых видел Иехезкель, и большой сосуд, и цветущая палка, которые видел Иеремия, и свиток, который видел Иехезкель, и амфора, которую видел Захария.

7. И так же другие пророки: иногда они сообщают иносказание и его смысл, как эти; иногда говорят только значение увиденного. И изредка - только пересказывают видение без объяснения, как кое-что из сказанного Иехезкелем и Захарией. Но все пророчествуют путем иносказания и аллегории (загадки).

8. (4) Пророки не получают пророчество в любой момент, когда захотят, - но сосредотачиваются и погружаются в радость и благодушие, и уединяются, так как нельзя получить пророчество ни в состоянии раздражения, ни в состоянии лени, а только в радости. Поэтому "ученики пророков" играли на музыкальных инструментах, желая получить пророчество; и это то, о чем сказано: "и они пророчествуют" (Шмуэль 1, 10:5) - то есть ведут себя, как в состоянии пророчества, пока не получат пророчество; так же, как говорят "такой-то подрастает" (но еще не вырос - прим. п.).

9. (5) Те, кто готовят себя к получению пророчества, называются "ученики пророков". И хотя они сосредотачиваются на этом, может снизойти на них Божественное присутствие, а может и не снизойти.

10. (6) Все, что мы сказали - это путь получения пророчества для всех пророков, от ранних до последних, кроме Моше - учителя нашего и учителя всех пророков. В чем разница между пророчеством Моше и всех остальных пророков? Все пророки получают информацию во сне или видении, а Моше-рабейну - в момент бодрствования и стоя, как сказано: "И когда пришел Моше в Шатер Откровения, [чтобы Бог] говорил с ним, то услышал голос" (Бэмидбар 7:89).

11. Все пророки получают пророчество через ангела; поэтому видят то, что они видят, загадкой и иносказанием. Моше-рабейну - без посредства ангела, как сказано: "Уста к устам буду говорить с ним" (Бэмидбар 12:8). И сказано: "И говорил Бог с Моше лицом к лицу" (Шмот 33:11), и сказано: "И образ Всевышнего узрит" (Бэмидбар 12:8); то есть, тут нет иносказания, но видит Моше информацию как она есть, без загадок и притч; он тот, о ком свидетельствует Тора: "И видение получает он без загадок" (там же), то есть, не получает пророчество в виде загадки, но видение, в котором видит вещь так, как она есть.

12. Все пророки боятся, и пугаются, и теряют силы. А Моше-рабейну не так; о нем сказано: "...как говорил бы человек с товарищем своим" (Шмот 33:11): как не пугается человек, услышав слова товарища, так в сознании Моше-рабейну была сила понять слова пророчества, оставаясь при этом самим собой.

13. Все пророки не получают пророчество в любое время, когда захотят; Моше-рабейну не так, но в любое время, когда ему нужно, погружается в состояние "руах-а-кодеш" и получает пророчество; и не нужно ему сосредотачиваться и искать удобное время, так как он сосредоточен и готов всегда, как ангелы-служители. Поэтому получает пророчество в любой момент, как сказано: "Стойте и я послушаю, что прикажет вам Всевышний" (Бэмидбар 9:8).

14. И это обещал ему Господь, как сказано: "Иди, скажи им: идите себе в свои шатры. А ты тут оставайся, со Мной" (Дварим 5:26-27). Отсюда учат, что все пророки, когда пророчество прекращается, возвращаются в свои шатры, то есть к нуждам своего тела, как обычные люди; поэтому не отдаляются от своих жен. А Моше-рабейну не вернулся к своему изначальному "шатру"; поэтому отдалился от своей жены навсегда, и от всего, подобного этому, и привязалось сознание его к Оплоту миров, и не исчезало его величие никогда; и лицо его начало светиться, и освятился, как ангелы.

15. (7) Пророк может получить пророчество лично для себя, цель которого - расширить его сердце и увеличить знание, чтобы познал то, чего не знал до сих пор из тех великих вещей, о которых мы говорили выше. А может быть послан к одному из народов мира, или к жителям некоего города или государства с целью объяснить им нечто и сообщить, что нужно делать, или отвратить их от злых дел, которые они творят; и когда посылают его, дают ему знак и знамение, чтобы понял народ, что Бог послал его на самом деле.

16. Не всякому, кто делает знак и знамение, верят, что он пророк, но только такому, о котором изначально знают, что он достоин пророчества по мудрости своей и по делам своим, в которых он возвышается над своими ровесниками, и который готовит себя к пророчеству и освящается, и отдаляется от греха, и потом приходит и делает знак и знамение и говорит, что Бог послал его - такого пророка обязаны слушать, как сказано: "его слушайте" (Дварим 18:15).

17. Возможно, что некто сделает знак и знамение, не будучи пророком, а с помощью чего-то, нам неизвестного. Несмотря на это, заповедано его слушать, если он соответствует критериям пророка, так как большинство таких людей пророки и мы обязаны их слушать; так же как судят на основании показаний двух свидетелей, соответствующих требованиям к свидетелям, хотя есть возможность, что их свидетельство ложно - раз они соответствуют критериям, мы им верим. И об этом и о вещах такого типа сказано: "Тайное - Господу, Богу нашему; а явное - нам и потомкам нашим" (Дварим 29:28). И сказано: "Ведь человек смотрит глазами, а Господь смотрит в сердце" (Шмуэль 1, 16:7).

Глава восьмая

1. В пророчество Моше-рабейну народ Израиля поверил не из-за знамений, которые он делал: ведь у того, кто верит на основании знамений, остается в сердце подозрение, что, возможно, знамение сделано при помощи колдовства. Но все чудеса, которые Моше сделал в пустыне, были сделаны по необходимости, а не с целью подтвердить истинность пророчества: нужно было уничтожить египтян - рассек море и утопил их в нем; мы нуждались в пище - спустил для нас "ман"; возжаждали - сделал из камня источник воды; восстало против него сообщество Кораха - проглотила их земля. И так все остальные чудеса.

2. Когда же народ поверил Моше? Во время Синайского откровения, когда наши собственные глаза видели, а не чужие, и наши собственные уши слышали, а не другой пересказал нам, тот огонь и те голоса, и языки пламени. И он подходит к туманному облаку, и Голос говорит с ним. И мы слышим: "Моше, Моше! Иди, скажи им так и так". И также он говорит: "Лицом к лицу говорил Господь с вами" (Дварим 5:4). И сказано: "Не с отцами нашими заключил Господь этот союз, а с нами" (Дварим 5:3).

3. Откуда видно, что только Синайское откровение было несомненным доказательством истинности его пророчества? Сказано: "Вот, Я прихожу к тебе в толще облачной, чтобы услышал народ, как Я говорю с тобой, и поверил тебе навсегда" (Шмот 19:9). Отсюда понятно, что до этого события не верили в него абсолютной верой, но такой, которая оставляет место сомнениям.

4. (2) Таким образом, те, к кому он был послан, сами стали свидетелями о его пророчестве, что это истина, и он не должен был делать им знамение: ведь они и он едины в этом, как два свидетеля, которые видели одно и то же вместе - и каждый из них подтверждает истинность слов товарища, и не должен один из них приводить доказательства другому; так Моше-рабейну - весь еврейский народ стал ему свидетелем после Синайского откровения, и он не должен был делать им знамение.

5. Поэтому, когда Всевышний сказал ему в начале его пророчества, в тот момент, когда дал ему знамения, которые нужно было сделать в Египте: "И будут слушаться тебя" (Шмот 3:18) - знал Моше-рабейну, что у того, кто верит на основании знамений, есть в сердце сомнение и место для раздумий об истинности услышанного, и растерялся, и сказал: "Но они мне не поверят!" (Шмот 4:1) - пока не сообщил ему Всевышний, что эти знамения нужны только до выхода из Египта; а после исхода, в момент Синайского откровения, исчезнут раздумья, сказал Господь, и там Я дам тебе такое знамение, чтобы узнали, что Я послал тебя на самом деле изначально, и не останется в их сердце сомнений. И об этом написано: "И вот тебе знамение, что Я тебя послал: когда выведешь ты этот народ из Египта, будете служить Всевышнему на этой горе" (Шмот 3:12).

6. Можно сказать, что любому пророку после Моше-рабейну мы верим не только на основании знамения, так чтобы сказать: если сделает знамение, будем слушать его во всем, что он скажет; но потому, что есть заповедь, которую заповедал нам Моше в Торе, сказав: если сделал знамение - "его слушайте" (Дварим 18:15). Так же, как заповедано нам судить на основании показаний двух свидетелей, хотя мы не знаем точно, свидетельствуют ли они правду или ложь - так заповедано слушать такого пророка, истинно ли его знамение или это колдовство.

7. (3) Поэтому, если пришел пророк и сделал великие знамения и чудеса, и захотел отменить пророчество Моше-рабейну - не слушают его, и можно быть уверенным, что все эти знамения - фокусы и колдовство, так как пророчество Моше-рабейну - не на основании знамений, чтобы можно было сравнить те и эти знамения, но собственными глазами мы видели и собственными ушами слышали это пророчество, так же, как слышал он.

8. Это похоже на свидетелей, которые засвидетельствовали человеку, видевшему нечто своими глазами, что это не так, как он видел; он не слушает их и знает точно, что они лжесвидетели.

9. Об этом говорит Тора, что если сделают тебе чудеса и знамения, "не слушай слов этого пророка" (Дварим 13:4) - такого, который приходит к тебе с чудесами и знамениями, чтобы отрицать то, что ты видел собственными глазами. Если мы верим знамению только потому, что так заповедал нам Моше, как мы можем принять знамение, призванное отменить пророчество Моше, которое мы видели и слышали?

Глава девятая

1. Ясно сказано и объяснено в Торе, что она - закон на все времена: нельзя ее изменить, ни убавить от нее, ни прибавить к ней, как сказано: "Все, что Я вам приказываю - это в точности исполняйте: не прибавляй к нему, и не убавляй от него" (см. Дварим 13:1); и сказано: "А то, что открыто - нам и сынам нашим, навсегда, делать все, что сказано в этой Торе" (Дварим 29:28). Отсюда учат, что все слова Торы заповедано нам исполнять всегда. Также сказано: "Вечный закон для [всех] поколений ваших" (Ваикра 3:17, и еще семь мест), и сказано: "не в небесах она" (Дварим 30:12) - отсюда учат, что пророк не имеет права с этого момента внести что-то новое.

2. Поэтому, если придет человек, еврей или нееврей, сделает знамение и скажет, что Бог послал его добавить заповедь, или отменить заповедь, или дать уже существующей заповеди объяснение, которое мы не слышали от Моше, или скажет, что те заповеди, которые получил народ Израиля, не навсегда и не на все поколения, но были временными законами - это лжепророк, потому что он хочет отменить пророчество Моше; и суд приговаривает его к смертной казни через удушение, за то что посмел говорить от имени Всевышнего то, что ему не приказано. Ведь Он, благословенно Имя Его, заповедал Моше, что закон этот "нам и сынам нашим, навсегда" (Дварим 29:28), и "Бог - не человек, и не передумает" (Бэмидбар 23:19).

3. (2) Если так, зачем сказано в Торе: "Пророка Я поставлю вам из числа братьев ваших, вроде тебя" (Дварим 18:18)? Не создать новый закон он приходит, а напомнить слова Торы и предостеречь народ от нарушений ее, как сказал последний из них: "Помните Тору Моше, раба Моего" (Малахи 3:22).

4. Так же, если пророк приказал нам что-то, не являющееся заповедью, например: идите в такое-то место или не идите, начинайте войну сегодня или не начинайте, стройте эту стену или не стройте ее - обязаны его слушать; а нарушающий его приказ заслуживает смерти от руки Небес, как сказано: "И будет: человек, который не послушается Моих слов, - [то есть] того, кто будет говорить от Моего имени, - Я востребую с него" (Дварим 18:19). (3) И также пророк, нарушающий собственные слова, и тот, кто скрывает свое пророчество - заслуживают смерть от руки Небес; и об этих трех случаях сказано: "Я востребую с него" (Дварим 18:19).

5. Также, если скажет нам пророк, о котором нам уже известно, что он пророк, нарушить одну или несколько заповедей из Торы, легких или тяжких, временно - заповедано его слушать. Это мы получили по традиции от мудрецов прошлых поколений: во всем, если скажет тебе пророк нарушить Тору, как Элияѓу на горе Кармель, - слушайся его, кроме идолопоклонства. И только тогда, когда приказ временный, как Элияѓу на горе Кармель, который принес жертву не в Храме, хотя Иерусалим уже был избран как место Храма, а тот, кто приносит жертву вне Храма, несет наказание "карэт". Но так как он пророк, заповедь его слушать; и также об этом сказано: "его слушайте" (Дварим 18:15).

6. И если бы спросили Элияѓу: не нарушаем ли мы то, что написано в Торе - "...чтобы не возносил ты жертвы свои в любом месте, какое увидишь" (Дварим 12:13) - он бы ответил: нет, но только тот, кто постоянно приносит жертвы не в Храме, заслуживает "карэт", как сказал Моше; но я сегодня принесу жертву не в Храме по приказу Всевышнего, чтобы уничтожить пророков Баала.

7. И так же если другие пророки приказали нарушить временно заповедь, нужно их слушать; а если сказали, что эта вещь отменяется навсегда - казнят их удушением, так как сказано в Торе: "нам и сынам нашим, навсегда" (Дварим 29:28). (4) Также если отменяет часть информации, полученной по традиции, или утверждает в суде по законам Торы, что Всевышний открыл ему, что решение суда должно быть таковым, а не другим, - должен быть удушен, хотя и сделал знамение, так как он отрицает Тору, где сказано: "не в небесах она" (Дварим 30:12). Но временно - слушают его во всем.

8. (5) Это сказано обо всех заповедях, кроме запрета идолопоклонства. Но в этом запрете не слушают его, даже временно. Даже если сделал великие чудеса и знамения и сказал: "Всевышний открыл мне, чтобы ты поклонялся идолам только сегодня, или только в этот час" - такой пророк призывает к предательству Бога, и об этом повелевает письменная Тора: "...и сделал чудеса и знамения... не слушай слов этого пророка... так как он сказал слова предательства на Господа, Бога вашего" (Дварим 13:3-6), то есть стремится опровергнуть пророчество Моше. И поэтому станет понятно, что это лжепророк, и все, что он сделал - фокус и колдовство; и будет удушен.

Глава десятая

1. Если придет к нам пророк и скажет, что Всевышний послал его - не должен он делать знамение, подобное знамениям Моше или знамениям Элияѓу и Элиши, в которых есть изменение законов природы; но вот в чем его знамение: сообщает он нечто, что должно произойти в мире, и ждут исполнения его слов, как сказано: "И если скажешь в сердце своем: как мы узнаем это..." (Дварим 18:21).

2. Поэтому, если придет человек, достойный пророчества в служении своем Богу, и не будет прибавлять и убавлять, но призывать служить Богу в заповедях Торы - не говорят ему: рассеки нам море или воскреси умершего, и тому подобное, а потом мы тебе поверим; но говорят ему: если ты пророк, скажи нам, что должно произойти в будущем; и он говорит, а мы ждем, исполнятся ли его слова; и если не исполнились, даже если упущена одна маленькая деталь - понятно, что он лжепророк.

3. А если все его слова исполнились, должен быть в глазах наших достойным доверия. (2) И проверяют его много раз. Если все его слова оказались верными - это истинный пророк, как сказано о Шмуэле: "И стало известно всему Израилю, от [земель] Дана до Беер-Шевы, что истинный пророк Шмуэль Всевышнему" (Шмуэль1, 3:20).

4. (3) Однако астрологи и колдуны тоже предсказывают будущее. Какая же разница между пророком и ними? У астрологов и колдунов, и им подобных, предсказания частично сбываются, а частично нет, в том смысле, как сказано: "Пускай-ка придут и расскажут тебе заклинатели небес, звездочеты, сообщающие по месяцам из [тех событий], которые произойдут с тобой" (Ишаяу 47:13) - "из" событий, а не все события. И возможно, что ничего из их слов не исполнится, а ошибятся во всем, как сказано: "Отменяет знамения обманщиков и вводит в заблуждение колдунов" (Ишаяу 44:25).

5. Но все, что сказал пророк, сбывается, как сказано: "Потому что не пропадет [ничего] из слова Господа" (Малахим 2, 10:10). И также сказано: "Тот, кто увидел сон, да расскажет сон, а тот, кому было слово от Меня, перескажет слова Мои истинно; зачем мешать чистое зерно с соломой, сказал Господь" (Иермияу 23:28). То есть, слова колдунов и сны - как солома, в которую подмешалось немного зерна, а слово Господа - как чистое зерно, в котором нет совершенно соломы.

6. И в этом убеждает нас письменная Тора, говоря, что те же вещи, которые сообщают народам астрологи и колдуны, обманывая их, пророк сообщит абсолютно истинно, и не нуждаетесь вы в астрологе, и колдуне, и им подобных, как сказано: "Да не найдется в среде твоей проводящего сына своего или дочь свою через огонь, колдуна, астролога, гадателя... потому что эти народы, землю которых ты наследуешь, слушаются колдунов и астрологов, а ты - не это Господь дал тебе. Пророка из среды твоей, из братьев твоих... поставлю тебе" (см. Дварим 18:10-15).

7. Из вышесказанного ясно, что пророк приходит к нам только для того, чтобы сообщить, что произойдет в будущем - например, достаток или голод, война или мир, и тому подобное. И даже нужды отдельного человека сообщает ему, как в случае с Шаулем, у которого была потеря и он пошел к пророку, чтобы тот открыл ему ее местонахождение. И только подобные вещи может говорить пророк - но не может создавать новую религию, не прибавлять заповедь и не убавлять.

8. (4) Предсказания пророком несчастий, например, "такой-то умрет", или "такой-то год - год голода или войны", и тому подобное - если не сбылись, не отрицает это его пророческого дара, и не говорят: "вот, сказал и не сбылось!", потому что Господь, благословен Он, "милостив и милосерден, и прощает зло" (Йоэль 2:13; Йона 4:2), и возможно, что люди раскаялись и им простилось, как жителям Нинве, или наказание было отложено, как во времена Хизкияу.

9. Но если пообещал нечто хорошее и сказал, что будет так-то и так-то, и эта вещь не сбылась - станет понятно, что это лжепророк; ведь все хорошее, что обещано Богом, даже при каком-то условии, сбывается. Отсюда понятно, что только в хороших предсказаниях испытывают пророка.

10. Об этом говорит Иермияу в своем ответе Хананье бен Азуру, когда Иермияу пророчествовал плохое, а Хананья - хорошее. Сказал он Хананье: если мои слова не сбудутся, не доказывает это, что я лжепророк; но если твои слова не сбудутся - станет ясно, что ты лжепророк: "Только послушай-ка, что я скажу... пророк, который предсказывает мир - когда сбывается его пророчество, тогда убедит пророк, что Господь послал его на самом деле" (см. Иермияу 28:7-9).

11. (5) Пророка, о котором другой пророк засвидетельствовал, что тот пророк, считают пророком, и не нужно этого второго испытывать; так, Моше-рабейну засвидетельствовал о Иеошуа, и поверил в него весь народ Израиля прежде, чем тот сделал знамение. И так - на все времена.

12. Пророк, о котором известно, что он пророк, и слова его сбываются раз за разом, или засвидетельствовал о нем другой пророк, и ведет он себя, как подобает пророку, - запрещено раздумывать про него и подозревать о его пророчестве, что оно не истинно. И запрещено испытывать его слишком много, и не следует нам его испытывать до бесконечности, как сказано: "Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы испытывали Его в Масе" (Дварим 6:16) </font>(название местности Маса происходит от слова "испытание" - прим. п.), когда говорили: "Есть ли Бог среди нас, или нет?" (Шмот 17:7). Но после того, как стало известно, что он - действительно пророк, должны верить и знать, что с ними говорит Господь; и не подозревать этого пророка во лжи, как сказано: "...и поймут, что пророк был среди них" (Иехезкель 2:5; Иехезкель 33:33).


</div
Tags: Иудаизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments