рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Правовое государство и гражданское общество.

Управление. Правовое государство и гражданское общество.

 

 

 Любое успешное государство, более того - любое успешное объединение большого числа людей должно относиться к этим категориям.

Однако есть путаница - и ПГ и ГО связываются именно с современным так. наз. либеральным (т.е. на самом деле мягко социалистическим) вариантом общественной системы.

 Но могут быть и другие.

Нацистская Германия, например, была очень правовым государством.  Советская Россия до середины тридцатых годов тоже была и ПГ и ГО.

Мир воров в законе - очень правовой мир. Волчья стая, любая вообще иерархия в животном мире  - тоже пример правового общества.

 

Правовое государство - это когда социум функционирует по определенным правилам. Правила эти должны быть четко известны членам системы, и оценка действий членов системы, их поощрение и наказание производятся только в соответствии с этими правилами. Должна также функционировать система оценки действий членов общества, четкая и, главное, независимая от личного произвола конкретного начальника. При этом сами правила совершенно не обязаны быть писаными, даже не обязаны быть сведены в какой-то структурированный свод. Часто членам общества надо приложить довольно много усилий, что бы их понять, но важно, что бы правовая система имелась, была четко структурирована и эффективно выполнялась.

 Гражданское общество - это когда функционирует система обратных связей, и каждый член общества потенциально включен в той или иной мере в систему общественного функционирования и управления, может оказывать влияние на общий курс и функционирование. При этом влияние конкретного индивида может быть исчезающе мало.

Статус в обществе определяется уровнем оказываемого человеком влияния и степенью его допуска к материальным ресурсам, контролируемым обществом. Все это происходит в соответствии с внутренними законами, охватывающими всех.

При этом субъектами  ПГ и ГО вовсе не обязаны быть все люди, проживающие на территории данного государства, в системе данной социальной общности. Система сама определяет, опять же в соответствии с четкими, писанными или неписаными критериями, кто есть ее член, и может пользоваться плодами ее устройства.

Скажем, нацистская Германия включала в себя людей по признакам, названным ею расовыми.

Совсем уж "неполноценные расы - находились вне закона, другие, частично полноценные - имели особый статус. Но то, как со всеми ими надо было обращаться - четко регулировалось внутренними правилами.

 

(Вальтер Шелленберг (был он не интеллигентный персонаж "Семнадцати мгновений весны", а вполне себе эсэсовец, начальник имперской внешней разведки, сделавший карьеру в СС, пройдя всю эту структуру снизу доверху) рассказывает в своих мемуарах )

 

В Советской России до периода великих чисток, до примерно середины тридцатых (до когда именно, надо посмотреть) такими полноправными членами общества являлись только члены Партии. Все остальное население рассматривалось как безответный объект социальной манипуляции.

 Положение членов ВКП(б) драматически отличалось от положения прочих, которые тоже делились на просто граждан и лишенцев. Члена Партии нельзя было даже так просто подвергнуть уголовному суду, он находился в ведении особых структур, типа Комитета Партийного Контроля и т.д. Члены партии были именно что "товарищами", носителями корпоративного духа и корпоративных задач - отсюда эти эпитеты "передовой отряд рабочего класса", "Орден меченосцев"

Историческое значение 37-38 гг, в числе прочего, заключалась и  том, что Сталин сломал эту систему, уничтожив особый статус номенклатуры. Дело не в том, что ее карали, это было и раньше - но в том, что карали "ни за что", не по правилам Системы, и карали точно так же, как и всех отсальных.

Таким образом, Сталин сломал хребет не только Мировой Революции, но и всей советской системе. Застой и падение коммунизма были предопределены именно тогда.

Интересно, что маоистская Культурная революция к таким последствиям для системы не привела. В случае Сталина обществу не была предложена другая объединяющая форма, советское общество постепенно превращалось в общество беззаконное, где действуют не четкие законы, но волюнтаристский произвол сильных.

Мао же заменил один тип неписаных законов - другим.

 

 Так же и древне-восточная деспотия, вопреки расхожему мнению (как каждый может понять даже на примере  Мегиллат Эстер (книги Эсфирь) ТАНАХа совершенно не была абсолютной деспотией, но  одним из вариантов  Праввового Государства и Гражданского общества.

Tags: В работе, Идеи, Политология, Управление
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments