рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Categories:

Этнографическое. Армяне и дервиши.

ОТНОШЕНИЕ К ДЕРВИШАМ И ПРАКТИЧЕСКОРЙ МАГИИ В АРМЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ
В армянском фольклоре имеется четкое представление о том, что дервиши наделены особой мистической силой. Их проклятие всегда сбывается. Причем благословения дервиши никогда не накладывают, только проклятие. Их называли «дервищ», или «молла». В классически и фольклорных текстах дервиш – это всегда мусульманин. По национальности дервиш может быть турком, персом, азербайджанцем или даже арабом. (В книге «Джакатагирен Хайоц» («Судьба Армении»). Аванес Туманян (1869 – 1923), роман «Ануш», описывает события, произошедшие в детстве писателя, в родной деревне Лоридсех (теперь Туманян), в историческом р-не Лори (центр - Ванадзор в советское время Кировокан, до революции наз. Харакилиса, название не восстановлено, т.е. топоним турецкий). Красавица Ануш сбежала с возлюбленным, (сбежала – потому что этот возлюбленный оказался врагом ее брата), но брат настиг и убил его. Ануш сошла с ума утопилась в реке. Эта трагическая судьба – результат проклятия дервиша. В детстве к ее матери пришел бродячий дервиш-нищий. В этот момент Ануш заплакала в колыбели. Мать сказала дервишу: - «уходи, мне не до тебя». Тогда дервиш проклял ее: «Что бы твоя дочь всю жизнь только плакала». Описывается также весенний праздник, когда играют в игру «Виджак» («судьба»)молодые девушки гадают о своей судьбе, вытаскивая записки. Записки кладет всегда мужчина неармянин, дервиш. На записке, которую вытащила Ануш и которую положил дервиш, было написано6 «что бы тот, кто полюбит ее, получил пулю в сердце».

Информант Д., из Кировакана: Рядом с Кировоканом была азербайджанская деревня, в который был дервиш. К нему обращались для того, что бы узнать будущее, и т.д.
В середине 60-х (ей тогда было ок. 10 лет) она вместе с бабушкой посетила этого дервиша. Перед его домом на камне сидели ожидающие приема. В очереди были только армяне, в основном женщины, но были и муж с женой. Дервиш был пожилым, лет 55-60, с бородой (Согласно представлениям, пожилой возраст и борода – это непременные качества дервиша, Туманян в «Ануш» пишет «парав дервиш» т.е. «старик-дервиш»). Бабушка родилась в 1907 году, в р-не Лори, владела персидским и азербайджанским, по словам Д. «как все в ее возрасте»,. Говорили с дервишем на смеси армянского и азербайджанского. Сестры отца Д. тоже часто ходили к дервишам. Кроме вышеупомянутого – были в округе и другие дервиши.

Среди армян практикующих мистиков нет, если кто-то занимается черной или белой магией, предсказаниями и т.п. – это всегда мусульманин.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments