рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Categories:

Еврейский календарь. ч.II.

Еврейский календарь. ч.II.

Праздники Ханука и Пурим установлены Мудрецами Великого Собрания уже после разрушения Первого Храма. Работа в эти дни разрешена.

Ханука, отмечается, как в Израиле, так и в диаспоре восемь дней - с 25 кислев по 2 тевет. Праздник установлен в память победы восстания против греческих поработителей, которые под страхом смерти запретили проведение обрезания, изучение Торы и другие основные обряды иудаизма. В 167 г до н.э.(дата приведена по общепринятой в науке хронологии, хотя эта хронология далеко не бесспорна) Мататьягу и его пять сыновей, члены семьи священников Хашмонаев (их еще наз. Маккавеями) подняли восстание, и через три года упорных боев освободили Иерусалим, разбив армию тогдашней сверхдержавы - царства Птолемеев. Слово "Ханука" означает "освящение". Непосредственным поводом к празднику послужило чудо, свершившееся при очищении оскверненного греками Храма. Важнейшей частью храмового ритуала является поддержание огня в специальном светильнике - "меноре" (менора, между прочим, является центральной частью герба Государства Израиль). Но гореть в нем может только ритуально чистое масло. При освобождении Храма нашли лишь один не оскверненный греками кувшин, его могло хватить лишь на день - но произошло чудо, и Менора горела восемь дней, пока не было доставлено новое чистое масло.
В каждый из дней праздника в еврейских домах зажигают специальный светильник, "ханукию", с восемью чашечками для масла или свечей - в память о чуде с кувшинчиком масла. В первый день зажигают одну свечу, во второй - две, прибавляя каждый день по одной, вплоть до восьмого дня праздника. Требуется ставить светильник так, что бы его могло увидеть максимальное число людей - на крыльце дома, подоконнике и т.д. В последние годы в Израиле и странах диаспоры получает широкое распространение обычай зажигать гигантские ханукии на улицах крупных городов и в общественных местах.
Пурим
Празднуется в память о спасении евреев от полного истребления во времена царя Ахашвероша, правившего Персидской империей после разрушения Первого Храма. Сановник царя Аман замыслил погубить всех евреев и бросал жребий (пур), чтобы узнать, когда наиболее подходящее для этого время. По слову пур праздник называется Пурим, а все связанные с ним события описаны в "Мегилат Эстер" (книге Эсфирь). В странах рассеяния и в большинстве городов Израиля Пурим отмечается 14 адара (а в високосный год – 14 числа «второго адара»). Однако в Иерусалиме и в наиболее древних городах Страны Израиля Пурим празднуют 15 адара, этот день называется Шушан-Пурим.
13 адара, канун Пурима - это Пост Эстер (Эсфири) .
Законы этого поста не отличаются от законов о постах Гедальи, Десятого тевета и Семнадцатого таммуза. Пост начинается с рассветом, читают особые покаянные молитвы «слихот», из Торы зачитывают молитву Моше-рабейну (Пророка Моисея), которую он произнес после греха создания золотого тельца. Обычно во время послеполуденной молитвы "минха" исполняют заповедь, напоминающую о «половине шекеля» времен Храма (налоге в половину серебряной монеты шекель, который каждый взрослый мужчина должен был выплачивать на содержание Храма. Сбор этого налога начинался с наступлением месяца адар, на который и приходиться Пурим): в специально предназначенную для этого тарелку опускают три монеты. Почему именно три? Чтобы вспомнить о том, что по просьбе Эстер евреи постились три дня, раскаиваясь в грехах.
Заповеди Пурима включают в себя: публичное чтение Свитка Эстер (Книги Эсфири), наз. "Мегилат Эстер", дневной праздничный пир, подарки друзьям и подарки бедным. Слушать чтение Свиток Эстер надо дважды: при наступлении праздника, вечером, и утром, обычно после утренней молитвы. Читать следует обязательно по свитку, написанному на пергаменте с соблюдением всех правил. Пурим - один из самых веселый праздников,«день пира и радости». Во всех городах Израиля устраиваются красочные уличные карнавалы. В этот день не только разрешено, но и считается Б-гоугодным делом напиться до состояния, когда уже не отличить злодея Амана от праздника Мордехая. Многие религиозные евреи, в течении года не притрагивающиеся к алкогольным напиткам, с энтузиазмом выполняют данную заповедь.
ЛАГ-БА-ОМЕР, 18 ияра.
Есть заповедь приносить во второй день праздника Песах в Храм омер (мера объема, равная примерно 2.5 лит.) ячменя – дарственное приношение из нового урожая, называемое «омер тнуфа». И с этого дня начинают вести специальный отсчет (сефират ха-омер) дней до праздника Шавуот.
Буквы ивритского алфавита являются также и цифрами: Слово «лаг» имеет
числовое значение 33, т. е. Лаг ба-Омер это тридцать третий день от начала отсчета «сефират ха-омер».
В начале второго века н.э. в период между Песахом и Шавуот на евреев обрушилось страшное несчастье - умерли двадцать четыре тысячи знатоков Торы, учеников величайшего мудреца Рабби Акивы. Поэтому период между двумя праздниками носит траурный характер, в частности, нельзя устраивать свадьбы. Причина обрушившегося бедствия из талмудического текста неясна, хотя говориться о какой-то эпидемии, можно понять, что они были убиты в ходе подавления востания Бар-Кохбы против римского владычества, в 133 году. Согласно талмудическому преданию, в 33 день счета омера эпидемия смертей прекратилась - и этот день приобрел праздничный характер, в частности, разрешено устраивать бракосочетания. Дополнительное значение Лаг ба-Омер приобретает в еврейской мистической традиции - он является днем смерти величайшего каббалиста, ученика раби Акивы рабби Шимона бар-Йохая, автора "Зогара", центральной книги еврейского мистицизма. Перед смертью он спустил в мир большое откровение тайного знания, и в память об этом в каббалистических кругах было принято отмечать этот день. В последние десятилетия празднование Лаг- ба_Омер приняло всеобщий характер, совместив оба аспекта. В Израиле сотни тысяч паломников собираются на горе Мерон в Галилее, где находится гробница Шимона бар-Йохая. На ней зажигается гигантский костер, символизирующий пламя Торы, костры вспыхивают и по всему Израилю, в чем активное участие принимают школьники, освобожденные в этот день от занятий. Традиционные обычаи праздника также содержат некоторые воинские элементы - из покон веков было принято выводить детей за город, в леса и парки, где мальчики упражнялись в стрельбе из лука.
ТУ БИ-ШВАТ
Пятнадцатый день месяца шват (слово «ту» на иврите состоит из буквы «тет» = 9 и буквы «вав» = 6) является началом Нового года для деревьев.
Год имеет четыре дня, каждый из которых является его началом в различных аспектах.
1-е ниссана - начало года в том, что касается отсчета лет царствования царей Израиля (Царь, царствовавший хотя бы один день до 1-го ниссана считается как восседавший на престоле целый год), а так же порядка праздников в году и отсчета месяцев. (Ниссан - первый месяц календаря).
1-е элула - начало года в том, что касается возраста домашних животных для храмовых жертвоприношений. Каждое десятое из родившихся кошерных домашних животных должно передаваться Храму (в отсутствие которого существует специальный обряд замещения). Все, родившиеся до первого элула, относятся к одному году и десятина от них должна отделяться отдельно от родившихся после этого дня. Десятины двух разных лет не должны смешиваться.
1-е тишрей, Рош Гашана - день суда для всего мира, когда решается, что произойдет и будет ли вообще продлена жизнь на следующий год. Кроме того, этот день - начало года в отношении исчисления лет "шмиты" ("саббатических лет", каждого седьмого года от сотворения мира), когда запрещено обрабатывать землю, и "йовеля" ("юбилея" по латыни, каждого пятидесятого года от сотворения мира), когда землю так же запрещено обрабатывать, еврейские рабы отпускались на свободу, а земли, отобранные за долги, возвращались их первоначальным владельцам; "о'рлы" - трехлетнего срока после посадки дерева, когда запрещено использовать его плоды; и десятины, отделяемой от овощей на нужды Храма, левитам и бедным.
Ту би-Шват, 15 число месяца Шват - начало года в том, что касается отделения десятины от плодов фруктовых деревьев.
Она отделяется и используется аналогично десятине от домашних животных. Плоды, завязавшиеся до Ту би-Шват считаются плодами этого года, после - следующего.
Работа в этот день разрешена. Не читаются ежедневные покаянные молитвы.
Во многих местах в Священном Писании деревья сравниваются с людьми. Поэтому в еврейской эзотерике уделяется много внимания мистической стороне этого дня. В шестнадцатом веке каббалисты разработали специальный ритуал - "седер Ту би-Шват", ритуальную трапезу по аналогии с пасхальным седером. В последние годы в Израиле обычай проводить этот седер, бывший прежде сугубо эзотерическим, распространяется все шире.
«Новый год деревьев» связан непосредственно с Землей Израиля и евреи в диаспоре старались в этот день раздобыть и украсить свой стол фруктами, которыми славится Святая Земля.
В последние десятилетия он отмечается как праздник природы Земли Израиля. В этот день принято отправляться в походы и экскурсии, сажать новые деревья, вкушать плоды.



День Независимости (Йом-ха-Ацмаут) ,, 5 ияра. Национальный праздник Государства Израиль. Установлен Главным Раввинатом Израиля в честь провозглашения в этот день в 1948 году Государства Израиль. В случае выпадения 5 ияра на субботу переноситься на 3 ияра, в случае попадния на пятницу - на 4 ияра). В Израиле и многих общинах диаспоры отмечается торжественными официальными приемами, шествиями. В это день у многих принято выезжать всей семьей на природу.
Йом Зикарон - День Памяти погибших в войнах Израиля,. Отмечается перед Днем независимости, 4 ияра. В синагогах и на кладбищах проводятся поминальные молитвы. В 11 утра на Йом-Зикарон останавливается весь Израиль - звучит сирена, замирает производство, останавливаются машины и пешеходы на улицах, и наступают две минуты молчания.
День Иерусалима, 28 ияра - самый новый еврейский праздник, он установлен Главным Раввинатом Израиля после освобождения самого святого для евреев города от арабского контроля в ходе шестидневной войны 1967 года. В этот день принято совершать поездки в столицу Израиля. Окончательная религиозная форма его проведения, так же как и Дня Независимости, еще обсуждается. Является, как и День Независимости, официальным нерабочим днем.
Tags: Иудаизм, Мои тексты
Subscribe

  • Свободный человек

    В замечательном курсе "Психология политики" который читает Леонид Гозман в Московском Свободном университете был задан вопрос: Пример свободного…

  • "Лейзер, Литва уже сгорела?.."

    "Лейзер, Литва уже сгорела?.." Очень неполиткорректная беседа с Лейзером Броером: Авраам Шмулевич Лейзер Броер - "талмид хахам" (знаток Торы), один…

  • Даже воды расступятся

    Даже воды расступятся Обращение Международного Гиперсионистского Движения "Беад Арцейну" ("За Родину!") Секретариат Движения. 7-й день Песаха 5781…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments