рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Category:

Цфат - каббалистическая столица. Один из четырех "святых городов Земли Израиля".

Полный, без сокращений редакции, текст еще одной моей статьи в Еврейской энциклопедии.


История Цфата.

"Пожалуй, ни одна из евр. общин
послеталмудич. периода не внесла такого
вклада в формирование евр. культуры, как община Цфата 16 века."



ЦФАТ (араб. Сафад), главный город Верхней Гали-
леи. Находится на склоне г. Кна'ан, на территории, при-
надлежавшей колену *Нафтали. Расположен на высоте
850 м над уровнем. моря., 48 км к востоку от "Акко, 40 км к севе-
ру от -Тверии. Один из четырех святых для евреев горо-
дов (наряду с ""Иерусалимом, 'Хевроном и Тверией)
Эрец-Исраэль. Название Цфат происходит, возможно, от
корня цпh (цофе) — "наблюдать", и может быть переведено как
"наблюдательный пункт".

В Танахе Цфат. не упоминается. Однако в кн. Шофтим (Судей)
(1:17), при описании завоевания Ханаана израильскими племена-
ми, говорится о городе с таким же названием, располо-
женном в Негеве, поэтому можно предположить, что
слово " Цфат " служило в древности общим названием по-
граничной крепости или наблюдательного пункта.

Цфат упоминается в кн. "Иосифа Флавия "Иудейская
война" (II, 20:6) как важный укрепленный пункт (66
н.э.). В Иерусалимском Талмуде (РхШ. 2:1) Цфат упомина-
ется как место, где во времена Второго храма зажига-
лись сигнальные костры для оповещения о времени на-
ступления нового месяца и праздников. После разруше-
ния Второго храма в Цфате поселились семейства священни-
ков-кохенов Яким и Пашхур (о чем говорится в пиютах
Эл'азара Калира). Цфат также неоднократно упоминается в
пиютах, написанных в 6-8 вв.

Во времена арабского владычества (7—11 вв.) Цфат — не-
большой город, в к-ром имелась евр. община. Евреи, за-
нимавшиеся, главным образом, земледелием и скотовод-
ством, жили также и в деревнях вокруг Цфата.

После завоевания Страны крестоносцами в 11 в. Ц. стал важным звеном в системе пограничных укреплений Иерусалимского королевства
крестоносцев. В 1140 они приступили к строительству в
Цфате на развалинах построенных евреями укреплений мощ-
ных оборонительных сооружений. После захвата Иеру-
салима мусульманскими войсками король Амальрих I пе-
редал Цфат ордену храмовников (тамплиеров). Христиане
верили, что из Цфата происходит Товия, главный герой апо-
крифической Товита книги, и что в Цфате находится его
могила. По свидетельству Биньямина из Туделы, посе-
тившего Цфат в 1170-71, евреи были изгнаны из Цфата, сина-
гоги разрушены.

В дек. 1188 курдско-сельджукские войска *Салах-ад-
Дина (Саладина) заняли Цфат. Под их властью в окрестных
селениях и в самом городе возродилась сильная евр. об-
щина. В Ц. находилась крупная иешива "Геон Я'аков",
являвшаяся, возможно, воспреемницей иешивы "Геон
Я'аков", существовавшей в Эрец-Исраэль до крестовых
походов и бывшей центральным религ. учреждением
Эрец-Исраэль и продолжением института Санхедрина
(Синедриона).
В 1240 Цфат вместе со всей Галилеей был передан эми-
ром Дамаска крестоносцам. Цфат оказался под контролем
Тевтонского ордена (к-рый выкупил в 1220 у др. христи-
анских орденов права на будущее владение Цфатом, в то вре-
мя еще находившегося под властью мусульман). Около
1257 рыцари ордена тамплиеров вновь получили права на
владение городом, однако уже в 1266 Цфат после тяжелой
месячной осады был захвачен мусульманами-мамлюками
под командованием султана Бейбарса. Падение Цфата имело
огромное стратегическое значение и по сути предрешило
окончательную ликвидацию государства крестоносцев.

При мамлюках Цфат был самым крупным городом севе-
ра страны, центром провинции, ограниченной с рекой Литани, долиной Хула, городами Акко, Цор и Цидон на побережье Средиземного моря, оз.Кинерет, Иорданской долиной, гор. Тверия, долиной Изреель и горами Шомрона Евр. община Цфата продолжала расти на всем протяжении 13 в. и в 1-й пол. 14 в.

В нач. 14 в. в Цфате поселился испанский каббалист раввин Шем Тов б. Аврахам Ибн Гаон(1283 - после 1330г.), ученик р.Шломо бен Адрета (Рашба). В 1315 г. он завершил книгу "Кетер шем Тов" - каббалистический комментарий на Пятикнижие, первая, насколько изщвестно, книга, наисанная в Цфате. В 1325 он закончил другое свое сочинение по каббале, кн."Баадей Аарон в мигдль Хананель".
Известно также о пребывании в Ц Цфате караимов. В 1348 евр. община, как и все население города, пострадала от эпидемии "черной смерти".

Известный евр. путешественник р. Овадия б. Аврахам
*Бертиноро в своем письме от 1438 отмечал, что в Ц.
"евреи живут спокойно,... однако большинство из них —
бедняки, занимающиеся торговлей вразнос по дерев-
ням".

Постепенно стало возрастать значение Ц. как торгово-
го центра. В кон. 15 в. в городе жило ок. 300 евр. семей
(в Иерусалиме в то же время — ок. 200 семей). Б-ство из
них занималось торговлей с.-х. продуктами — сыром,
маслом, фруктами и пряностями. Евреи Ц., так же, как и
б-ство евр. нас. Эрец-Исраэль, принадлежали к этно-
лингвистич. группе муста 'арабы, чьим разговорным язы-
ком был арабский; в состав группы входили также по-
томки евреев, постоянно живших в стране со времен
Второго храма.

После изгнания евреев из стран Пиренейского п-ова в
Ц. стали селиться выходцы из Испании и Португалии.
Важной вехой в истории Цфата стал 1516, когда город
был захвачен турецкими войсками. Включение в мощ-
ную Османскую империю способствовало улучшению
экономич. положения Цфата и росту его населения. Посте-
пенно город стал крупным торговым и промышленным
центром. Евреи в значит, степени сосредоточили в своих
руках обработку шерсти, красильное дело, произ-во
шелковых тканей. Евр. купцы от мелкой торговли пере-
шли к крупным междунар. операциям. Изменился и эт-
но-обшинный состав евр. нас. Выходцы с Пиренейского
п-ова (сефарды) стали преобладающей по численности
и влиянию группой. В 1521 в Ц. было три синагоги: мус-
та 'араби, сефардов и выходцев из Сев. Африки. В даль-
нейшем община муста 'араби растворилась, в основном, в среде сефардов и к кон. 17 в. прекратила свое существование как отдельная группа. Зато в Цфате появились общины выходцев из Италии и Зап. и Центр. Европы (аш-
кеназим). Мусульмане, жившие в городе, хотя и назывались
арабами, являлись в осн. по происхождению курдами
(по-видимому, потомками воинов египетского султана
Салах ад-Дина, который был курдом). В Цфате имелась и самаритянская община. В 1560-е гг. в Ц. проживало 10-12 тыс. чел., из них примерно половина — евреи.

16 в. был веком расцвета Цфата. Пожалуй, ни одна из евр. общин
послеталмудич. периода не внесла такого
вклада в формирование евр. культуры, как община Цфата 16 века.

Раввины, жившие в Ц., оказали определяющее влияние
на развитие евр. религ. традиции почти во всех ее облас-
тях: галаха, каббала и мистицизм, пиют.

Благодаря хорошему экон. положению, стабильной
полит, обстановке, удобному географич. расположению,
тому, что в городе уже находилась крупная евр. община,
Ц. стал притягательным центром для многих выдаю-
щихся раввинов, в т.ч. для изгнанников с Пиренейского
п-ова.

В 1524 в Ц. приехал р. Я'аков Берав, крупнейший га-
лахический авторитет своего времени. Он основал и воз-
главил крупнейшую иешиву Ц., в 1538 возродил в Цфате ин-
ститут смихи (рукоположение в раввины, дающее возможность возрождения Санхедрина). Однако из-за противодействия главного
иерусалимского раввина Леви бен Яаакова ибн Хабиба(ок.1480т - ок. 1545гг.) это нововведение не получило дальнейшего распространения.

С 1533 до смерти в 1575 в Цфате жил р. Иосеф Каро, наиболее выдающийся галахичес кий авторитет кодификатор Галахи (посек) последних столетий. В цате были написаны или завершены его основные труды: "Кесеф мишне",комментарий к "Мишне Тора" Маймонида; монументальный галахический кодекс"Бейт Йосеф"; "Шульхан Арух",и др. И.Каро занимал должность ав бет-дин (глава раввинского суда) города.

Из выдающихся ученых, живших в Ц., можно отметить также:
р. Моше б. Иосефа Трани (акроним Мабит,1500—85), ученик Я.Берава, один из крупнейших галахич. авторитетов своего времени, автор сб. респонсов и
религиозно-философских сочинений; он поселился в Цфате в 1521, с 1525 — член раввинского суда города, который впоследствии возглавил после смерти И.Каро.
Его сын, р. Иосеф б. Моше Трани (акроним Махарит; 1569—1639), также крупнейший галахич. авторитет, возглавлял иешиву в после смерти И.Каро до 1599, впоследствии — гл. раввин Турции. Автор сб-ка респонсов и комментариев к неск. трактатам Талмуда.
Р. Иом-Тов б. Моше Цахалон (1557—1638) галахический авторитет.
Р. Давид б. Шломо Ибн Аби-Зимра (Радбаз;1479-1589) — крупнейший галахический. авторитет (посек) своего времени, автор классического комментария к "Мишне Тора" Маймонида, каббалист, жил в Цфате с 1533
и был членом местного бет-дина, он — учитель р. Ицха-
ка Лурии.
р. Моше Алшех (1520 - ок. 1599) однин из величайших комментаторов Танаха, видный галахический авторитет (посек), уче-
ника р. И.Каро, а также каббалист.

Особенно велика роль Ц. как центра развития каббалы. Кроме др. причин Цфат привлекал каббалистов тем, что рядом с ним на г. Мерон находится гробница р.
*Шим'она б. Иохая, автора кн. 3охар.
Одним из основателей цфатской школы каббалы был
р. Шломо б. Моше Алкабец (поселился в Цфате, по-види-
мому, в 1535). Вскоре в городе образовался кружок мистиков-аскетов под символическим названием "Суккат шалом" ("Шатер мира"). Алкабец являлся также выдющимся литургическим поэтом, в Цфате он написал знаменитый субботний гимн *Леха доди ("Иди, мой возлюбленный"), возможно, наиболее известное т часто исполняемое произведение еврейской поэзии.

Ученик Алкабеца и брат его жены, р. М.*Кордоверо (акроним Рамак, ок. 1500- 1570гг.) вскоре стал ведущей фигурой среди каббалистов Цфата. В своих написанных в Цфате книгах ("Пардес римоним," комментарий к книге Зохар "Ор Якар" и др.) он фактически подвел итог развитию каббалистической мысли. Кордоверо являлся учеником р. Йосефа Каро в области галахи и состоял даяном (членом бейт-дина, религиозного суда и главой крупнейшей ешивы).
Среди учеников Кордоверо, живших в Цфате, можно отметить: Элияху-ди-Видаса (1518—92), к-рый закончил в Ц. в 1575 кн. "Решит хохма" ("Начало мудрости" — название взято из стиха в кн. Техилим (Псалмов)(111:10; "Начало
мудрости — Б-гобоязненность") — классическое произведение нравоучительной лит-ры, основанное на кн. Зохар и идеях каббалы;
Авраама б. Мордехая Галанте Анджело
(нач. 16 в. — 1560), к-рый, будучи очень богатым человеком, построил мавзолей над гробницей Шим'она бар Иохая.
К этому же кругу принадлежал и р. Эли'эзер б. Моше Азкири (Азкари, 1533-1600). Он особенно знаменит благодаря кн. "Сефер харедим" (Венеция, 1601), содержащей подробное и систематизированное изложение заповедей; написал также комментарий на трактат "Брахот" Иерусалимского Талмуда.

Начало новой эпохи в развитии не только каббалы и мистицизма, но и всей еврейской духовной традиции связано с именем р. И.*Лурии Ашкинази, известного как Ари ха-Кадош (святой лев) или Ари заль (Ари, благословенной памяти).Слово "Ари", в свою очередь, является аббревиатурой слов "Элоки раби Ицхак" -"Б-жественыный раби Ицхак". Или "Ашкинази раби Ицхак"). Он поселился в Цфате в 1569 или 1570г., и после смерти М.Кордоверо в 1570 начал преподавать учение тайной мудрости узкому кругу учеников (известны имена примерно 30 его учеников). Р. И.Лурия скончался в Цфате в месяце ав (июле) 1570 года и похоронен на городском кладбище. Его могила наряду с могилами других выдающихся раввинов до сих пор служит объектом массового паломничества.
Выдающаяся роль в распространении его учения принадлежит р. Исраэлю Саруку ( вариант написания Саруг,после 1590-1610) и особенно р. Хаиму Виталу, уроженцу Цфата.

Этот беспрецедентный расцвет духовной жизни, также как и прочное экономич. положение, привели к тому, что во 2-й пол. 16 в. Ц. превратился, по выражению р.И.Каро, в "центр (еврейского) мира". Верховный авторитет мудрецов Ц. в вопросах Галахи и каббалы признавался крупнейшими общинами Бл. Востока и Европы. Как раввины, так и простые евреи обращались в Ц. за решением трудных вопросов. В многочисленные иешивы Цфата стекались ученики из различных стран — от Йемена до Европы.
В то время было принято, чтобы иешивы содержались за счет общин тех городов, в к-рых они находились, что ограничивало численность учеников и преподавателей. Однако раввинам Ц. удалось построить систему,
при к-рой иешивы города финансировались различными общинами диаспоры, что предвосхитило систему орг-ции еврейского образования, получившую распространение в кон. 19 — 20 вв.

В 1577 уроженец Праги Эли'эзер б. Ицхак Ашкенази
основал в Ц. первую в Эрец-Исраэль евр. типографию, к-рая просуществовала до 1587.

С последней четв. 16 в. общее политич. и экономич. положение в Османской империи вообще, и в Эрец-Исраэль в частности, стало ухудшаться. Прежние торговые пути, проходившие через р-н Средиземного моря и Бл.
Востока, стали утрачивать свое значение. Усилилась инфляция (обесценивание денег), центральная власть в Галилее стала постепенно ослабевать. После захвата в 1573 Турцией у Венецианской республики о. Кипр часть оружия из венецианских арсеналов оказалась проданной арабам Сирии и Эрец-Исраэль, в т.ч. бедуинским племенам Галилеи. Это привело к резкому увеличению разбойных нападений на дорогах вокруг Ц. и сильно затруднило и без
того пришедшую в упадок международную торговлю.
Производство шерсти, бывшее одной из основ экономики Цфата, пережило глубокий кризис. Несколько лет засухи, особенно засуха 1583, нанесли еще один удар экономике города Ко всему прочему р-н Цфата поразило нашествие саранчи, разразились эпидемии (в 1563, 1586, 1587 и 1595). Возрос произвол местной турецкой администрации. Еврейское население стало покидать город. Богатые купцы перебрались в Иерусалим, Хеврон и Дамаск. Крупнейшие раввины Цфата отправились в общины диаспоры за сбором пожертвований. В 1600 община Стамбула отправила в помощь евреям Цфата судно с грузом шерсти для нужд промышленности города стоимостью 90 тыс. серебряных монет, и груз серебра в10 тыс. серебряных монет, однако судно было ограблено. В том же году евреи Стамбула отправили еще один корабль, к-рый затонул в бурю. Попытки помощи на этом не прекратились, евреи Стамбула продолжали сбор денег. В Венеции был создан центр, в к-рый стекались пожертвования. В 1601 руководители венецианской общины обратились с письмом к общинам
Германии, Польши и Украины, в к-ром описывали бед-
ственное положение Цфата. В рош ходеш (начало месяца)
адара — день, когда начинался сбор налога в пользу Храма (в период его существования), венецианская община ввела налог в пользу Ц. и призвала общины др. городов последовать этому примеру.

В 1599 Цфат поразил голод, вызванный засухой и нашествием саранчи, и до 1601 город. был практически покинут жителями. В 1602 на начавшую восстанавливаться общину обрушилась эпидемия, евреи бежали в окрестные деревни, большей частью в Пкиин и Бирию, где существовали евр. земледельческие поселения. В 1604 отряды друзов напали на город и ограбили евр. общину. В 1613 евреи сильно пострадали от нападений арабов. Община
стала постепенно восстанавливаться в 1621.
В 1628 Ц. был захвачен друзами, к-рые ограбили жителей, в том числе и еврейских. В 1633 турки вернули себе власть над городом. В 1640-е гг. в Цфате насчитывалось ок. 200 евр. семей и ок. 100 семей мусульман.
В 1656, во время мощного восстания друзов евр. община Ц. была вновь ограблена, многие были убиты, и большинство жителей покинуло город. Через два года евреи снова начали селиться в Цфате , и в 1695-96 в городе было ок. 100 евреев.
В 1759 Цфат был разрушен сильным землетрясением; погибло ок. 2 тыс. жителей, из них — ок. 190 евреев. В 1765 в Цфате насчитывалось лишь 40—50 евреев.
В последней трети 18 в. политич. положение в Галилее стабилизировалось, и евр. община стала постепенно расти. Евреи жили в отдельном квартале.
В 1778 в городе поселились ок. 300 хасидов во главе с р. Менахемом
Мендлом из Витебска, незадолго до того прибывшие в
Эрец-Исраэль. Однако через нек-рое время из-за конфликта с сефардами они покинули город и перебрались в Тверию. В 1777 в Ц. прибыло ок. 30 евреев из Сев. Африки, в нач. 1780-х гг. за ними последовала еще одна группа. С 1781 общину возглавлял уроженец Хеврона р. Я'аков Элисар (1720-88), к-рый стремился поднять значение Цфата как религ. центра. Основным занятия-
ми евреев были крашение и производство тканей, земледелие (виноградарство, виноделие, выращивание маслин) и торговля.

В 1809 в Ц. прибыла большая группа учеников р.Элияху б. Шломо Залмана (Виленского Гаона), т.наз. прушим, во гл. с р. Исраэлем из Шклова (1770-1839). В город также прибывали и хасиды, продолжалась алия из
Сев. Африки.

В 1812 в Галилее разразилась эпидемия чумы, унесшая жизни значительной части евр. нас. Ц. В 1816 прушим во главе с р. Исраэлем из Шклова переселились в Иерусалим.

В 1831-32 власть над Эрец-Исраэль захватил правитель Египта Ибрахим-паша. Первые годы его правления, продолжавшегося до 1840, были благоприятны для евреев Цфата, город превратился в коммерческий центр Галилеи. В
1832 в Ц. поселился печатник из Бердичева Исраэль Бак (1797—1874), к-рый основал типографию (первую в Эрец-Исраэль после закрытия типографии Эли'эзера б. Ицхака). Во время арабского восстания 1834 евр. нас. было
ограблено. В 1837 Ц. стал эпицентром землетрясения (6 и 3/4 баллов по шкале Рихтера). Город был почти полностью разрушен, погибло ок. 4 тыс. евреев. Многие из оставшихся в живых раввинов' переселились в Хеврон. И.Бак перевез свою типографию сначала в р-н г. Мерон (где вместе с сыном Нисаном со-
здал с.-х. поселение Джермак), а затем в Иерусалим. В 1838 Ц. в течение 30 дней находился под властью восставших друзов, к-рые разграбили имущество евреев.
В 1839 в Ц. проживало 568 евр. семей (ок. 1500 чел.) - 390 ашкеназов (из них 273 хасида и 117 прушим) и 178 сефардов — б-ство родились за пределами Эрец-Исраэль. Евреи занимались в осн. ремеслами и мелкой торго-
влей; был один дипломированный врач. Численность евр. нас. сократилась до 400 чел. в 1845, однако затем стала вновь расти. В 1856 в Ц. проживало 2100 евреев, в 1895 — 6620 (4500 ашкеназов и 2120 сефардов). В 1908 евреи составляли б-ство жителей города — 8 тыс. евреев из 12 820 чел., в 1913 из 25 тыс. жителей Ц. было 11 тыс. евреев.

С 1863 по 1866 в Ц. вновь действовала типография,
основанная печатником из Галиции Дов Бером б. Шмуэлем Кара. В 1885 печатание книг было ненадолго возобновлено. В 1913 в городе вновь открылась типография, к-рая действовала до 1926.

С кон. 1860-х гг. в Ц. началась деятельность Альянса - международной еврейской благотворительной организации с центром во Франции,
на средства к-рого (совм. с бароном Э.'Ротшильдом) в нач. 20 в. существовали две школы. Наряду с этим действовало неск. десятков традиционных хедеров и талмуд-тор. Имелось четыре бет-мидраша (два сефардских и два ашкеназских) и шесть синагог (4 сефарлские и 2 ашкеназские), три публичных библиотеки (одна принадлежала ашкеназской общине, а две - сефардской). Действовало
неск. иешив.
В 1905 в Ц. переехал один из крупнейших раввинов Я'аков Давид б. Зеев Вайловский (Ридбаз;1845, гор. Кобрин, Ковенской губ.- 1914. Цфат), автор комментария к Иерусалимскому Талмуду; он основал там ешиву "Торат Эрец-Исраэль", в к-рой изучались законы Торы, связанные с Землей Израиля. В ешиве, бывшей по тому времени уникальным явлением, занималось ок. 40 учеников.
Б-ство жителей Ц. принадлежало к т.наз. старому ишуву и получало поддержку за счет халукки (организованного сбора пожертвований в диаспоре), однако
предпринимались попытки модернизировать экономическую жизнь и основать совр. предприятия. Внук р. Исраэля Бака (см. выше) Эл'азар Роках основал в Цфате в кон. 1870-х гг. общество "Ишув Эрец ха-кодеш" ("Заселение Святой
земли"). В 1878 евреи города основали в р-не Цфаиа земледельческое поселение Гей-Они, из к-рого впоследствии выросла *Рош-Пинна, в 1887 — поселение Бней Иехуда на плато Голан, а в 1891 — Эйн Зейтим, рядом с Цфатом.

1-я мировая война тяжело отразилась на евр. общине Цфата, как и на всем еврейском населении Земли Израиля. Большинство ашкиназов, как подданные иностранных государств, были высланы турками из Страны, экономика была полностью разрушена, многие умерли от голода и болезней или иммигрировали. 27 сент. 1918 австралийская кавалерия под командованием ген. Алленби заняла город, и в Цфате установился британский контроль.
В 1922 нас. Цфата составляло 8761 чел., из них 2986 евреев.
29 авг. 1929 (23 ава) арабские толпы напали на евр. квартал, 18 человек было убито, евр. квартал был разграблен и сожжен.
В 1931 в Ц. проживал 9441 чел., из них 2547 евреев. Экономическое положение города было тяжелым, и молодежь покидала его в поисках работы.

К нач. Войны за Независимость в Ц. проживало ок. 2 тыс. евреев (б-ство пожилых) из 12,5 тыс. жителей. 16 апр. 1948 , за месяц до вывода британских сил из Страны и провозглашения независимости, англичане покинули Цфат, передав два стратегически важных здания полиции арабским силам, к-рые
насчитывали 4—4,5 тыс. человек, включая части ливанской и иракской армий. Евр. квартал оказался в осаде, в нем насчитывалось лишь 60 вооруженных бойцов, в т.ч. представители старого ишува.
1 мая 1948 отряды Палмаха начали наступление на араб. деревни вокруг города и прорвались в евр. квартал, число защитников к-рого увеличилось до 222. 10 мая 1948 евр. силы начали операцию по освобождению города и 11 мая, за три дня до провозглашения независимости Израиля, араб. вооруж. силы и
все гражд. нас. бежали из Цфата. Город стал полностью еврейским.

Практически сразу после освобождения началось его заселение олим из разных стран, которые селились как в оставленных арабами домах, так и в маабарот
(временных лагерях репатриантов). В 1953 в Ц. было 7,9
тыс. жителей, в 1970 — 13,1 тыс., в 1973 — 14 тыс. Город
интенсивно застраивался. Был отреставрирован евр. квартал. На склонах г. Талул в покинутых арабами домах был основан квартал художников, в к-ром проживают, работают и выставляют свои произведения живописцы и
скульпторы. Важным ист. памятником является Мецуда - руины древней цитадели на вершине господствующего над городом холма, остатки укрепления зелотов времен Иудейской войны и крепости крестоносцев (12 в.). В городе и окрестностях имеются захоронения средне- и позднежелезного века, в к-рых обнаружена керамика и оружие.
Ц. имеет также значение как центр религ. жизни. В 1975 был основан квартал Хабада, в к-ром живут любавичские хасиды. С 1980-х гг. растет община брацлавских хасидов, к-рые также построили отдельный квартал - Кирьят-Бреслав. В городе действуют несколько ешив, проводятся многочисл. семинары на религ. темы (в особенности связанные с хасидизмом и каббалой), на к-рые съезжаются слушатели из разл. городов Израиля и из-за границы.

Объектом массового паломничества служит старое кладбище Цфата, на к-ром находятся, в частности, могилы многих евр. мудрецов периода расцвета города (в т.ч. р. И.Лурия, р. И.Каро, Я.Берав, р. М.Алшех, Ш.Алкабец и др.), одна из могил на кладбище является, по преданию, могилой пророка Хошеи; пещера Шема и Эвера (древняя погребальная пещера), где, согласно традиции, патриарх
Иаков передал своему сыну Иосифу тайны Торы, к-рые сам узнал от Шема и Эвера; а также старинные синагоги: синагога р. Йосе ха-Баная, в которой аходится могила этого законоучителя (3 в. н.э.) и свиток Торы, который ежегодно в праздник Лаг-ба-Омер особой процессией доставляется на гору Мерон; сефардская синагога Ари, в которой молился И.Лурия, и ашкеназская синагога Ари, построенная после смерти И. Лурия на том месте, где каббалисты
Ц. обычно встречали наступление субботы (отреставрирована после землетрясения 1837).
В Ц. имеются несколько музеев, в том числе краеведческий и музей печатного дела.
Ежегодно в Ц. в летние месяцы проводится международный фестиваль клезмерской музыки, к-рый привлекает десятки тысяч слушателей.
В 1970 была построена районная больница. В городе имеются отели, предприятия пищевой, металлообрабатывающей и текстильной промышленности.
Tags: Мои тексты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments