рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

ЭЛИАСБЕРГ

 Элиасберг Мордехай
Авраам Шмулевич

КЕЭ , том 10, колонка 578–581

ЭЛИА`СБЕРГ Мордехай (1817, Эйшишки, Лидский уезд Виленской губернии, ныне Эйшишкес, Литва, — 1889, город Бауск, Курляндская губерния, ныне Бауска, Латвия), раввин, писатель, общественный деятель, один из основателей Ховевей Цион. Первоначальное образование получил у отца, преподавателя иешивы. В возрасте девяти лет был помолвлен с дочерью известного богача М. Кадисона из Слободки (пригород Ковно /см. Каунас/), переехал в дом будущего тестя и до свадьбы, состоявшейся, когда Элиасбергу исполнилось 13 лет, продолжал образование в его доме. Кроме Талмуда, глубоко изучал Библию, а также немецкий язык. После женитьбы переехал в местечко Воложин, где некоторое время учился в Воложинской иешиве.

Занялся коммерцией, жил в Риге, а затем в Ковне. В Риге встречался с прибывшим туда по заданию русского правительства М. Лилиенталем и пытался убедить его в том, что положительных изменений во внутреннем быте евреев можно добиться не путем насильственного насаждения идей Хаскалы, а благодаря отмене ограничений черты оседлости.

Когда М. Монтефиоре в 1846 г. проездом в Варшаву посетил Ковно, Элиасберг встречался с ним.

После четырех лет занятия торговлей оставил коммерческие дела и уединился в специально снятом доме, посвящая все свое время интенсивному изучению Торы и лишь на субботу возвращаясь домой к семье. Многие опубликованные позднее произведения Элиасберга были написаны им в этот период.

С 1852-го по 1858-й г. был раввином местечка Жижморы Виленской губернии, продолжал изучение Торы и работу над своими книгами. Наряду с этим расширял общее образование, читая книги на немецком языке.

В 1862 г. был избран на пост раввина города Бауск, который занимал до конца жизни, отклоняя предложения из более крупных общин. Во время эпидемии холеры 1867 г. содействовал финансированию и организации медицинского обслуживания горожан. Во время постигшего Россию в 1867—69 гг. голода, тяжело ударившего также и по еврейским общинам, опубликовал в газете «Ха-Маггид» статью, в которой призвал к организации в Российской империи центрального объединения еврейских общин, подобно организации Альянс или Совету общин в Лондоне, которое должно заняться улучшением материального положения еврейской бедноты. Статья вызвала оживленную дискуссию, в ходе которой Элиасберг высказал точку зрения, противоположную господствовавшей в то время в еврейской публицистике, о том, что улучшение правового положения и общих условий жизни евреев явится следствием не просвещения еврейских масс и приобщения их к европейской культуре, а просвещения европейских наций и повышения их культурного уровня.

В 1863 г. Элиасберг обратился к руководству Общества для распространения просвещения между евреями в России с открытым письмом, в котором доказывал, что задачи Общества могут быть выполнены лишь при улучшении материального положения широких еврейских масс, и призывал руководство в первую очередь добиваться разрешения евреям заниматься торговлей, земледелием и ремеслами вне пределов черты оседлости.

Глубокое влияние на Элиасберга оказал выход книги Ц. Х. Калишера «Дришат Цион» («Стремление к Сиону», 1862). Сам Элиасберг впервые публично высказался по вопросам заселения Эрец-Исраэль в 1874 г., опубликовав в журнале «Леванон» две статьи: «Ха-‘ам нивхар ве--ха-арец -ха-нивхерет» («Избранный народ и избранная земля») и «Ал двар ишув Эрец-Исраэль» («О заселении Земли Израиля»). В них Элиасберг обосновал на основе Торы необходимость возрождения еврейского народа на своей земле и подробно изложил практическую программу такого возрождения. Она включала в себя следующие пункты: создание сельскохозяйственных поселений, развитие промышленного производства, поощрение экспорта местной продукции, поощрение приезда в страну ремесленников и обладателей особо необходимых профессий — таких, как строители. Элиасберг говорил также о необходимости основания в Эрец-Исраэль сети иешив, привлечения выдающихся раввинов и превращения страны в духовный центр для евреев диаспоры. Элиасберг подчеркивал, что все это должно основываться на прочной экономической базе.

С момента возникновения движения Хиббат-Цион (см. Ховевей Цион) Элиасберг активно включился в его работу. На учредительном съезде движения в 1884 г. в Катовицах был избран в совет движения, состоявший из шести человек. На съезде в Друскениках в 1887 г., на котором Элиасберг не смог присутствовать по состоянию здоровья, он был заочно избран вместе с Ш. Могилевером и Н. Ц. И. Берлином почетным председателем движения.

В ходе развернувшейся в те годы дискуссии о возможности сотрудничества в рамках палестинофильского движения религиозных и светских кругов Элиасберг отстаивал в письмах к Н. Ц. И. Берлину и Л. Пинскеру точку зрения, согласно которой такое сотрудничество жизненно необходимо для успеха движения. Объединяющим для светских и религиозных палестинофилов является еврейское национальное чувство. Религиозным кругам недостает того знания языков, обычаев и политической культуры европейских стран, которыми обладают маскилим (см. Хаскала).

Итоги размышлений Элиасберга относительно проблемы еврейского национального возрождения были подведены им в вышедшей посмертно в Варшаве в 1897 г. книге «Швиль -ха-за-хав» («Золотая середина»). Высшей ценностью для Элиасберга является единство народа, а ключом к достижению такого единства — заселение Эрец-Исраэль, по поводу важности которого не должно быть двух мнений.

Элиасберг был первым, кто убежденно подчеркивал необходимость единения всех частей еврейского народа, независимо от их отношения к религии или политических воззрений, в деле возрождения Земли Израиля. Взгляды Элиасберга фактически определили идеологию движения религиозных сионистов Мизрахи в общем сионистском движении и явились основой религиозного сионизма.

Во время конфликта между бароном Э. де Ротшильдом и поселенцами Зихрон-Я‘акова Элиасберг обратился к последним с письмом, в котором увещевал их не обострять конфликт с администрацией барона. Элиасберг опасался, что конфликт может побудить Ротшильда вообще прекратить помощь заселению Эрец-Исраэль. Когда в 1888 г. разгорелся спор по поводу соблюдения в наступающем субботнем году еврейскими земледельцами Эрец-Исраэль законов субботнего года, Элиасберг высказался за облегчение для них этих законов. Это решение Элиасберга вызвало бурную полемику в среде религиозных авторитетов.

В последний период жизни Элиасберг неоднократно встречался с А. И. Куком, занявшим спустя несколько лет после смерти Элиасберга пост раввина в Бауске.

Написал в общей сложности 24 книги в области еврейской философии и Галахи, из которых решился опубликовать лишь две: «Швиль -ха-за-хав» (см. выше) и сборник респонсов «Трумат яд» («Возношение руки»). Вышедший в 1875 г., этот труд укрепил репутацию Элиасберга как выдающегося религиозного авторитета.

Ионатан Элиасберг (1850—98), сын Элиасберга, раввин, автор новелл «Кешет Ионатан» («Лук Ионатана») и «Шиурей де-раббанан» («Установления раввинов»).

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments