рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Categories:

Эльяшив Шломо бен Хаим

Эльяшив Шломо бен Хаим
 Авраам Шмулевич

КЕЭ , том 10, колонка 620–621

ЭЛЬЯШИВ Шломо бен Хаим (1841, местечко Жагоры, Ковенская губерния, ныне Жагаре, Литва, — 1926, Иерусалим), крупнейший ашкеназский каббалист (см. Каббала) после рабби Элия-ху бен Шломо Залмана (Виленского Гаона). До 13 лет занимался изучением Торы под руководством отца, затем отправился в Минск, где шесть лет учился в иешиве выдающегося талмудиста 19 в., рабби Гершона Танхума бен Элия-ху Биньямина (1812—81). В возрасте 20 лет Эльяшив женился на Бат-Шеве Эстер, дочери крупного торговца в Шавли (Шяуляй) Д. Файна. Отказался занять предложенный ему пост раввина города, так как считал себя недостойным этого звания, и отправился для продолжения учебы в город Тельши (ныне Тельшяй), бывший в то время одним из крупных центров еврейской учености, где провел десять лет. Среди его товарищей по учебе многие впоследствии приобрели известность как выдающиеся раввины, в том числе раввин Цви Ие-худа Теомим и раввин А. И. Кук. Затем вернулся в Шавли, где вел отшельнический образ жизни, проводя большую часть времени в занятиях Торой. Во время 1-й мировой войны был выслан вместе со всей общиной русскими военными властями вглубь России; на сборы было дано лишь 15 часов. Эльяшив закопал рукописи всех своих трудов, большая часть из которых была еще не издана (они сохранились и были найдены по окончании войны). Его богатая библиотека сгорела во время войны.

Эльяшив жил в Гомеле, затем в Бердянске. В марте 1922 г. прибыл в Эрец-Исраэль и поселился в Иерусалиме.

В трудах Эльяшива подробно разработаны аспекты каббалы, мало освещенные у И. бен Ш. Лурии: так называемый «Олам -ха-малбуш» («Мир одеяний» — мир, существовавший до цимцум /`сокращение`/) и «Олам -ха-то-ху» («Мир хаоса» — мир, существовавший до швират -ха-келим /`ломка сосудов`) и др. (см. Каббала, И. Лурия). Книги Эльяшива содержат детальное и систематическое описание концепций лурианской каббалы о процессе Божественной эманации. Считается, что значение трудов Эльяшива для понимания идей И. Лурии столь же велико, как значение работ М. бен Я. Кордоверо для понимания книги Зо-хар. Эльяшив приводил слова Виленского Гаона о том, что «в наше время Шхина пребывает на могилах праведников», и придавал большое значение простой, идущей от сердца молитве, выраженной обычными словами и не перегруженной каббалистической терминологией. Все свои книги Эльяшив написал до 50-летнего возраста, и они известны под общим названием «Сефер лешем шво ве-ахлама» («Книга яхонта, агата и аметиста» — по названию камней из эфода — нагрудника первосвященника; см. Исх. 28: 19). Эти сочинения включают: книги «Ха-кдамот ве-шеарим» («Введение», Петрокув, 1908), «Друшей олам -ха-то-ху» (сокращенно «Сефер -ха-де‘а», в 2-х частях, Петрокув, 1908), «Сефер -ха-клалим» («Книга принципов»), посвященные проблемам эманации (Иер., 1924—26 и 1930), «Хелкей -ха-беурим» («Части искорененного») — комментарии на «Эц -ха-хаим» Х. Витала, в 2-х тт. (Иер., 1935—49).; Примечания Эльяшива к «Эц -ха-хаим» впервые опубликованы в варшавском издании этой книги (1890).

До сих пор не опубликованы комментарии Эльяшива на некоторые главы книги Зо-хар и «Сефер-иецира».

В 1880 г. по решению ведущих каббалистов того времени Эльяшиву был передан ряд неопубликованных каббалистических рукописей Виленского Гаона и М. Х. Луццатто, и Эльяшив подготовил их к изданию.

Внук Эльяшива, раввин Йосеф Шалом Эльяшив, — крупнейший современный галахический авторитет ашкеназского еврейства. Один из духовных лидеров партии Дегел -ха-Тора. Издал некоторые труды своего деда.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments