Шмойлович и Шмулевич–одна фамилия. Все эти Шмойловичи и Шмулевичи, по-видимому, мои предки.
Наш род происходит из этих мест, согласно семейному преданию с 16 до первой половины 19 века жили там, потом попали в Россию. До того - Испания-Голландия.
Волынь, 1517 год.
Абрам Шмойлович, крупный арендатор на Волыни.
И в 1595-1599 гг., в тех же местах, тоже крупный арендатор и тоже Абрам Шмойлович, совершенно очевидно, что потомок предыдущего.
И.Прыжов. "Истории кабаков в России":
"В 1517 году князь Александр .Пронский и жена его милости княжна Федора Сангушковна выдали арендное условие благородному пану Бурлацкому и славному пану Абрамку Шмойловичу, жиду Турийскому, по которому они получили в аренду город и замок Локачи (в повете Владимирском) на три года за 12 000 злотых со всеми доходами, со всеми людьми тяглыми и нетяглыми, со всеми жидами и получаемыми от них доходами, с корчмами и с продажею всяких напитков, с правом судить крестьян и наказывать виновных и непокорных по мере вины, даже смертью".
--------
Шмойлович Авраам - крупный арендатор конца 16 и начала 17 в., уроженец волынского местечка Турийск. В 1595 г. «славный пань» Шмойлович арендоваль у князя Григория Сангушко-Кошерскаго рядь деревень, местечекь с «чиншами денежными, мельницами, корчмами, шинками и данью медовой» и прочими принадлежностями. В 1601 г. Шмойлович вместе с турчинским евреем «паном Герцом Перцовичем» арендовал город Борохов и другие местности луцкого повета. В контрактах арендаторам предоставлено было право было судить подданных и наказывать даже смертной казнью, без аппеляции к владельцам.
Еврейская энциклопедия, Т. XVI, с. 52. Спб, 1912 г.
Вот тут текст договора об аренде и некоторые дополнительные подробности:
«Я, Григорій Сангушко Кошерський, і Софія з Головчина Сангушкова Кошерська ознаймуєм тим нашим арендовним листом, що дня 10 апріля року 1594 арендовали єсмо добра наші нижчепойменовані славетному пану Абраму Шмойловичу, і жонє його Риклі Юдинні, і потемкам його: містечко Кошар з селами Кошур Старий, Кругель, Краснодуб'я, Городелець, двір Мизів і село Мизову, селище Борзова Черемшанка, з чиншами грошовими, з корчмами, шинками всякого напою, з данню медовою, а боярами і зо всіма людьми тяглими і нетяглими, з їх ріллями, роботами, підводами, в тих перелічених містах і селах мешкаючими, з бортним деревом, з ставами, млинами і їх вимелками, коториє тепер в тих пойменованих містах і селах суть і потім збудовані будуть, з озерами, з гонами бобровими, з полями, сіножатями, борами, лісами, гаями, дібровами, з фільварками, з гумнами, збіжжям всіляким на полі засіянім, зо всіма пожитками як пойменованими, так і не пойменованими, нічого собі не зоставуючи, на п'ять літ повних, до 10 апріля 1599 року за п'ять тисяч золотих польських… Он (Шмойлович) ведлуг сего листу арендовного, от нас йому под печатми і с подписами власних рук наших даного, (має право) держати, і вживати, і вшелякіє пожитки на себе брати, а також всіх підданих наших судити, радити, винних і непослушних подлуг виступків їх винами і горлом карати» [72].
Містечко Кошар — нині місто Камінь-Каширський, райцентр Волинської області. В історії міст і сіл УРСР про нього сказано: «У 1595 році Г.Сангушко віддав Камінь-Каширський в оренду А.Шмойловичу на 5 років за 5 тис. злотих. Орендар нещадно пригноблював селян, примушував їх виконувати значно більші повинності» [73].
Тому ж «славетному пану Абрамові Шмойловичеві, жидові Турійському і потемкам їх» князь Олександр Пронський передав ув оренду «место і замок Локач з селянами, і фольварками, і зо всіма пожитками, до нього належачими, на три лєта зупелниє, за 12 тисяч золотих польських». Договір також уступав новому власникові право «подданих судити, винних і непослушних водлуг виступков їх без апеляцій до нас карати, би теж і горлом» [74].
(72 Памятники, изданные Киевскою комиссиею для разбора древних актов, т.1, изд.2-е, К.,1898 с. 157-158.
73 Історія міст і сіл УРСР. Волинська область, К.,1970, с. 247.
74 Памятники, изданные Киевскою комиссиею, т.1, с. 164-165.)
--------
Луцк, 1552 год
В тринадцатом веке многие караимы переселились в Крым из Византии, и их центром стал город Чуфут-Кале — по-татарски "Еврейская крепость", который караимы называли "Сёла гаиегудим" — "Еврейская скала". В 1392 году великий князь литовский Витовт разбил крымских татар и угнал на север многих пленников: среди них были и караимы. Их поселили в Троках (теперешний Тракай возле Вильнюса), в Луцке, в Галиче, возле Львова, а позднее они расселились по другим городам Волыни, Подолии и Литвы. В переписи населения города Луцка за 1552 год указаны "жидове, которые слывут караимове — Авраам Шмойлович, Богдан Мошеевич, Нисан Родкевич, Моисей Агронович, Иегуда Данков сын" и указаны "жидове-рабанове — Шмойло, Герцко, Мордуш, Ицка, Мошко, Песля вдова".
ФЕЛИКС КАНДЕЛЬ
ОЧЕРКИ ВРЕМЕН И СОБЫТИЙ ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКИХ ЕВРЕЕВ
(До второй половины восемнадцатого века). ОЧЕРК-ПРИЛОЖЕНИЕ
ЕВРЕИ КРЫМА
НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР МАРК КИПНИС.
Ассоциация Тарбут. Иерусалим. 1988
--------
Львов, начало 17 века.
Уже в XV веке еврейские ремесленники изготавливали воск и свечи во Львове, Галиче, Перемышле. Документы рассказывают о четырех евреях, «железных дел мастерах», замки и шкатулки которых пользовались большим спросом у львовян. Ицко Соломонович, Якуб Шмулевич, Абрахам из Италии, который поселился в городе в 1626 году, да Пернах из Предместья, убитый во время очередного погрома.
По следам галицких евреев
-----------
1662 год, Брестское воеводство.
Акты, издаваемые Виленскою Археографическою коммиссиею. Т.5. Акты Брестского и Городненского гродских судов. С присовокуплением привилегий на землевладение в Брестской и Кобринской экономиях. Вильна, 1871.
Акты, относящиеся к истории и быту евреев Брестского воеводства.
483. Постановление городничего о ценности серебра, представленного Файбишем Шмойловичем.
-------
«Документы по истории и культуре евреев в архивах Украины»
http://www.archives.gov.ua/NB/Culture_Jews.php
В разделе: Городские суды (Правобережная Украина)
Киевского воеводства, ф.2, 1581-1800, 218 ед. хр.
Житомирский, ф.11, 1582-1796, 202 ед.хр.
Овручский, ф.15, 1678-1796, 18 ед.хр.
Кременецкий, ф.21, 1543-1789, 329 ед.хр.
Луцкий, ф.25, 1558 - 1800, 547 ед.хр.
Владимирский, ф.28, 1568-1765, 198 ед.хр.
Каменецкий, ф.38, 1625-1767, 42 ед.хр.
Летичевский, ф.40, 1663-1727, 3 ед.хр.
Винницкий, ф.44, 1543-1795, 44 ед.хр.
Брацлавский, ф.1067, 1795, 6 ед.хр.
Имеются дела касательно, в числе прочих: Абрам Шмойлович . (К какому году относятся материалы, из описания не видно).
А вот полный перечень лиц и всякие интересные подробности:
600: Абрам (Абрахам) Йозефович; Абрам Шмойлович; Айзак Давидович; Батко Мисанович; Богдана Хадчимова; Болоховец Мошко Абрамович; Бродавка (Бородавка) Изак (Айзак); Вигдор Эфраимович (Афраимович); Вишневецкий Юрий, князь; Влох Якуб; Влох (Волох) Мордухай; Воеводка Януш; Вольф Мошкович; Вронка Ицхак; Гершон Эфраимович (Афраимович); Гимпель Ицко; Давид Зинделевич; Длугач Шмойло; Докторович Афраим; Ерусалимец (Ерозолимец) Шлема; Золотаревич Симха; Илья Гошкович; Йось Абрамович; Левий Ицхакович; Лейзор Борухович; Мендель Изакович; Мень; Михель Эфраимович (Афраимович); Мовша Абрамович; Моший Давидович; Мошко Баткович; Мошко Лейзарович (Цирлич); Мошко Эфраимович (Афраимович); Острожский Константин, князь; Острожский Януш, князь; Перец Лазарович; Подкова Михель; Сарка Давидова; Сигизмунд Август; Схария Гершонович; Фроим Абрамович; Хазко Есманович; Хмельницкий Богдан; Хребтович-Богуринский Мелентий, епископ Владимирский и Берестейский, архимандрит Киево-Печерского монастыря; Черный Давид; Шмойло Якубович; Юда Агронович; Якуб Давидович; Якуб Филиксович; Якуш Давидович; Ян Казимир.
В фондах имеются актовые книги (и незначительное количество отдельных дел) гродских урядов Правобережной Украины, основное содержание которых составляют: записи судебных решений - декретов, акты экономического характера - о продаже, дарении, залоге, передаче, завещании земель и имущества, вводе во владение им, о разграничении и разделе земель; взаимные заявления, протестации, жалобы местной шляхты, князей, мещан, духовенства о наездах на имения, грабежах, разбойных нападениях, оскорблениях, нарушениях договоров и контрактов и т.д., а также свидетельства возных и вижей (судебных исполнителей) о вручении судебных повесток, осмотре потерпевших и мест происшествия, неявке должников и т.п. Имеются также записи правительственных актов - жалованных, подтвердительных и охранных грамот, привилеев королей и князей, конституций и постановлений сеймов, уставов о налогах и пошлинах, налоговых реестров и тарифов, универсалов королей, воевод и гетманов об угрозе войны и др.; люстрации, инвентари, описания староств, земельных владений, городов, замков и т.д.
Описываемые материалы представляют собой разрозненные актовые записи и включают:
документы, касающиеся имущественного положения евреев и их хозяйственной и профессиональной деятельности, а именно: "оповеданья", "сознанья" и "протестации" (жалобы) евреев, "сознанья" и реляции (свидетельства) возных, записи декретов гродских судов и Главного Люблинского трибунала и другие документы по делам о различных нарушениях владельцами условий аренды евреями местечек, имений, корчем, шинков, броварен, рыбных прудов, мельниц, а также аренды сбора налогов и пошлин, о досрочном лишении аренды, неуплате налогов; иски и жалобы встречного характера со стороны владельцев на ущемление прав подданных (в том числе присвоение себе права суда над ними), чрезмерное обложение их повинностями и поборами, невнесение арендной платы, нанесение убытков незаконным выловом рыбы, раскопанием гребель и др.; на незаконность сбора налогов; встречные жалобы и дела по ним евреев и христианского населения о нарушениях различных контрактов, в т.ч. по вывозу в Европу через Гданьск руды, поташа, зерна, постройке "комяг" (судов) для этого вывоза, о нарушениях условий залога у евреев вещей и драгоценностей, о неуплате долгов, денег за товары, за лечение и о плохом качестве лечения; записи арендных договоров и контрактов, инвентарей арендуемых и передаваемых в залог имений, полюбовных соглашений в спорных имущественных делах.
Документы о взаимных претензиях евреев и местного населения, а также евреев к евреям по делам о разбойных нападениях, грабежах, убийствах, оскорблениях и т.п.
Имеются также документы о конфликтных ситуациях болеее широкого общественного значения, в частности, жалобы мещан г.Владимира на местного войта за раздачу свободных участков (пляцев) евреям; местных властей на евреев-мытников за неуплату надлежащих сумм на содержание дорог и мостов; жалобы от имени еврейской общины г.Вильска на притеснения со стороны местного старосты (нападения, грабежи, изнасилования, оскорбление старших и т.д.); каноников Луцкого Главного костела на местных мытников-евреев за препятствия костелу в сборе мыта; решения Трибунала о присуждении к баниции (изгнанию) в 1684 за неуплату подымного налога владельцев имений и еврейских кагалов Киевского воеводства, и т.д.; о конфликтах на религиозной почве (например, жалобы еврейской общины по делу двух еврейских женщин в г.Заславе, обвиненных в ритуальном убийстве христианского ребенка; документы по делу о краже и сожжении книг из еврейской школы г.Базалии слугами и помощниками местного ксендза; запись постановления сеймика Киевского воеводства о привлечении к суду евреев-работодателей за принуждение христиан к работе по праздникам, винокурение в эти дни; жалобы аналогичного содержания владельцев и жителей арендуемых имений, в частности Владимирского повета; жалоба еврея - арендатора налогов, арестованнного во время сбора налогов в имениях Киевского воеводства, на принуждение его в тюрьме есть запрещенную иудейской религией пищу; жалобы на насильственное крещение пятилетней девочки-еврейки в г.Вильске; об избиении двух владимирских евреев учениками униатской школы при кафедральном соборе по наущению ректора этой школы, призывавшего причинять евреям всяческие неприятности без объяснения причин; о случаях проявления владимирскими евреями демонстративного неуважения к христианской святыне - Св.Дарам, которые несли для причащения заключенных; о запрещении священника c. Андреева прихожанам местной церкви покупать мясо у евреев, как у "неверных" и т.п.
Записи королевских грамот, "привилеев", универсалов о даровании евреям Короны Польской и Великого Княжества Литовского различных прав, свобод и привилегий (в частности, права принимать в залог вещи; про абсолютную беспочвенность обвинений евреев в ритуальных убийствах христианских детей), про права и свободы, предоставленные евреям отдельных городов и местечек , про порядок уплаты евреями налогов и сборов и порядок сбора государственных налогов отдельными сборщиками-евреями и их служащими, об освобождении в 1580г. на 4 года от всех налогов евреев-погорельцев из-за пожара в Луцке; Встречаются также жалобы и протестации от имени отдельных шляхтичей, оспаривающие законность некоторых прав и видов деятельности евреев, в частности права иметь во владении имения и земли, нанимать в услужение христиан и т.д.
Реестры и тарифы подводного, подымного, поголовного и других государственных налогов и сборов, квиты (расписки) сборщиков о сдаче их в казну (в т.ч. квиты представителей еврейских общин Владимирского повета о сдаче поголовного налога за 1576), люстрации (описания, ревизии) староств со сведениями о еврейском населении (1565 - 1789); тарифы, реестры и др. акты о переписях евреев в Киевском воеводстве за 1765 - 1789 (имевшиеся в архиве актовые книги с материалами переписей по остальным трем воеводствам Правобережной Украины - Волынском, Подольском и Брацлавском - вплоть до 1791 утрачены во время ІІ мировой войны; эти материалы опубликованы в АЮЗР, ч.5, т.ІІ.). Документы по делу о споре кн.Януша Заславского с Николаем Семашко по поводу юрисдикции над луцкими евреями обеих общин (раввинской и караимской), издавна принадлежавшей уряду луцких старост и ключников.
Акты периода Освободительной войны украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого, в их числе: реляции возных, заявления и протестации должностных лиц, представителей мещанских и еврейских общин, шляхтичей-землевладельцев о насилиях и опустошениях, причиненных казаками и повстанцами, а также правительственными военными подразделениями, татарскими ордами и соединениями, своевольными шляхетскими отрядами, о разорении из-за этого городов, местечек, имений, гибели большого количества населения, в т.ч. евреев, и невозможности сбора вследствие этого нужных налогов; судебные присяги (юраменты) мещан-христиан и евреев о количестве дымов (налоговая единица), в т.ч. и еврейских, оставшихся в населенных пунктах после этих опустошений; квиты (расписки) об уплате еврейскими общинами налогов на содержание войска и местных ополчений; документы о судебном преследовании еврейских общин многих городов и местечек за неуплату этих налогов; запись универсала короля Яна-Казимира о гарантиях безопасности для евреев Волынского воеводства, обвиненных прежде в содействии шведскому войску; заявления евреев об утрате имущества, оставленного на местах перед бегством в Польшу от надвигающейся опасности и др.
Имеются также документы с упоминаниями о грабежах и насилиях над евреями, совершаемых гайдамаками и выступавшими под их именем отрядами надворной милиции и "своевольных" шляхтичей, в частности, истреблении 207 евреев в м. Корсуне (при этом остальные бежали, так что в местечке не осталось евреев, кроме одного пришлого).
524: ЦГИАК Украины; (ЦГИА УССР; ЦГИА Украины); ф.25, оп.1, д.1.
530: Актовые книги микрофильмированы; поисковые данные те же. Имеется также пентактокопия актовой книги (ф.44, оп.1, д.1).
535: Не имеется.
540: Ограничения по ветхости имеются для материалов ф.21.
544: ЦГИАК Украины: фф.1, 10, 22, 26, 27, 37, 20 и др.; РГАДА, ф.389.
545: Гродские суды - судебно-административные органы на территории феодальных Польши и Литвы. Название происходит от древнеславянского грод - крепость, замок, двор, где эти органы и осуществляли свои функции. Назывались также замковыми и старостинскими, так как в поветах возглавлялись старостами.
На территории Правобережной Украины гродские суды, действовавшие по образцу польских, официально учреждены были не одновременно. Подольское воеводство вошло в состав Польши ранее других, присоединенных в составе Великого Княжества Литовского, поэтому общее с польским судоустройство, в частности система гродских и земских судов, возникла тут еще в первой половине 15 в. В остальных же воеводствах этой территории суд гродский существовал издавна, как суд от имени князя, осуществляемый его наместником, и судивший шляхту по всем делам. Окончательное оформление здесь гродские суды получили после проведения судебной реформы 1564 и издания в 1566 2-й редакции Литовского Статута - свода законов Великого Княжества Литовского. С этого времени в каждом повете (уезде) должны были действовать кроме гродских и земские - выборные шляхетские - суды.
Гродский суд состоял из назначенного королем поветового старосты, который назначал себе заместителя - подстаросту (тот - наместника), а также судью и писаря. В главнейших городах, таких как Киев, во главе гродского суда стоял воевода. В полном составе суд собирался на свои сессии - "рочки", а в перерывах между ними действовал гродский уряд, т.е. отдельные члены суда или их заместители, таким образом доступ к нему был постоянным, в отличие от земского, действовавшего лишь в течение сессий -"роков". Результаты деятельности гродского суда и уряда фиксировались в гродских актовых книгах - сборниках документов, сформированных по хронологическому принципу. Компетенции гродских судов подлежали уголовные дела шляхты, а также других слоев населения, если дело касалось шляхты, а земских - гражданские. Однако на практике происходило смешение функций гродских и земских судов, чему способствовало и то, что компетенция их все-таки не была совсем точно выяснена. Точно так же нарушались и нормы закона о внесении актов гражданского характера только в земские книги, хотя властями неоднократно предпринимались попытки навести здесь порядок. Упразднены после присоединения Правобережной Украины к России в 1795.
546: Староукраинский (с элементами латыни); польский (с элементами латыни); латинский; русский.