рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

О заповеди пребывания в Стране Израиля.

Рамбам. Мишне Тора.
Законы о царях и войнах. Глава 5.
9. Запрещено навсегда покидать пределы Страны Израиля. Разрешено покидать ее лишь временно, ради изучения Торы, женитьбы, или что бы спастись от руки гоев, - но немедленно вернуться, как только это будет исполнено. Также можно покидать для ведения торговли. Но постоянно селиться за пределами Страны Израиля - запрещено. Разве что воцариться в Стране Израиля сильный голод - такой, что мера пшеницы, стоящая обычно один динар, будет стоить два.
Речь идет о ситуации, когда у человека есть деньги, что бы купить, продовольствие, но оно дорого. Но если продовольствие дешево, но нет у него денег, и нет возможности заработка, и человек совсем обеднел - может он покинуть Страну Израиля и поселиться в любом месте, где найдет пропитание. Но, несмотря на то, что с точки зрения закона допустимо покидать Землю Израиля, эти действия не являются благочестивыми. Можно видеть на примере Махлона и Килйон (книга Рут) принадлежали к величайшим людям поколения, и покинули Страну из-за великого бедствия, тем не менее оказались повинны смерти перед лицом В-севышнего.
10. величайшие из мудрецов, когда достигали границ Страны Израиля. целовали ее камни и катались в ее пыли, и как сказано "Ибо хотят рабы Твои камни ее, и прах ее любят" (Теилим 102:15).
11. Сказали наши мудрецы, что каждому, поселившемуся в Стране Израиля, прощаются его грехи, как сказано "Народу, живущему в ней, прощен грех" (Йешиягу 33:24). Тот, кто лишь прошел по земле Израиля четыре шага, удостаивается жизни в будущем мире. Тот. Кто похоронен в ней, искупаются его грехи, как если бы он лежал на месте искупающего жертвенника, как сказано: "И искупит землю Свою, народ Свой" (Дварим 32643). А о бедствии изгнания сказано: "В земле нечистой умрешь" (Амос 7:17). И тот, кого земля приняла при жизни (т.е. когда человек прибывает в Землю Израиля при жизни) не равен тому, кого она приняла после смерти. Однако великие мудрецы доставляли туда умерших своих. Мы видим это на примере праотца Яакова и Йосефа-праведника.
12. Всегда пусть живет человек в Стране Израиля, даже в городе, большинство жителей которого составляют гоии, и не живет за пределами Страны, даже в городе, большинство жителей которого евреи. Ибо всякий покидающий пределы Страны как бы занимается идолопоклонством. Как сказано: "Прогнали меня ныне от приобщения к уделу Господня, сказав: Ступай, служи богам иным" (Шмуэль 1, 26:19). А о бедствии сказано: "А на землю Израиля им не ступить" (Йехезкель, 13:9). И таксже как запрещено покидать Страну и выходить за ее пределы, так запрещено выходить из Вавилона в другие страны. Как сказано: "В Вавилон будут отведены и там оставаться будут" (Иримиягу 27:22).

Иногда можно услышать, что, якобы, Рамбам ничего не говорит относительно заповеди пребывания в Земле Израиля. Мы видим, что это не так. А мнение такое - от незнания Закона. Или, чаще, от нежелания выполнять его.


הלכות מלכים ומלחמות פרק ה

.יא [ט] אסור לצאת מארץ ישראל לחוצה לארץ לעולם--אלא ללמוד תורה, או לישא אישה, או להציל מיד הגויים, ויחזור לארץ; וכן יוצא הוא לסחורה. אבל לשכון בחוצה לארץ, אסור--אלא אם כן חזק שם הרעב, עד שנעשה שווה דינר חיטין בשני דינרין.
יב במה דברים אמורים, בשהיו המעות מצויות והפירות ביוקר. אבל אם היו הפירות בזול, ולא ימצא מעות ולא במה ישתכר, ואבדה פרוטה מן הכיס--ייצא לכל מקום שימצא בו ריוח. ואף על פי שמותר לצאת, אינה מידת חסידות: שהרי מחלון וכליון שני גדולי הדור היו, מפני צרה גדולה יצאו, ונתחייבו כליה למקום.
יג [י] גדולי החכמים היו מנשקין על תחומי ארץ ישראל, ומנשקין אבניה, ומתגלגלין על עפרה; וכן הוא אומר "כי רצו עבדיך, את אבניה; ואת עפרה, יחוננו" (תהילים קב,טו).
יד [יא] אמרו חכמים, כל השוכן בארץ ישראל, עוונותיו מחולין--שנאמר "ובל יאמר שכן, חליתי; העם היושב בה, נשוא עוון" (ישעיהו לג,כד). אפילו הלך בה ארבע אמות, זוכה לחיי העולם הבא. וכל הקבור בה, נתכפר לו, וכאילו המקום שהוא בו מזבח כפרה, שנאמר "וכיפר אדמתו עמו" (דברים לב,מג). ובפורענות הוא אומר "על אדמה טמאה תמות" (עמוס ז,יז). ואינו דומה קולטתו מחיים, למי שקולטתו לאחר מיתה. ואף על פי כן גדולי החכמים היו מוליכין את מתיהן לשם; צא ולמד מיעקוב אבינו, ויוסף הצדיק.
טו [יב] לעולם ידור אדם בארץ ישראל, אפילו בעיר שרובה גויים; ואל ידור בחוצה לארץ, ואפילו בעיר שרובה ישראל: שכל היוצא לחוצה לארץ--כאילו עובד עבודה זרה, שנאמר "כי גירשוני היום מהסתפח בנחלת ה' לאמור לך עבוד אלוהים אחרים" (שמואל א כו,יט). ובפורענות הוא אומר "ואל אדמת ישראל לא יבואו" (יחזקאל יג,ט).
טז כשם שאסור לצאת מהארץ לחוצה לארץ--כך אסור לצאת מבבל לשאר ארצות, שנאמר "בבלה יובאו, ושמה יהיו" (ירמיהו כז,כב).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments