рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Categories:

История иудео-христиан. Полный текст статьи в КЕЭ. Публикуется впервые. Часть 2

История иудео-христиан. Полный текст статьи в КЕЭ. Публикуется впервые. Часть 2
">
"Мессианский иудаизм"
С кон. 1960-х гг. среди X. в США все большую популярность приобретают идеи включения в христ. практику элементов, заимствованных из талмудич. иудаизма. Сторонники этих идей (к-рые проповедовал еще М.Леви в нач. 20 в.) вместо прежнего названия "еврейские христиане" ("Hebrew Christians") используют термины "мессианские евреи" и "мессианский иудаизм" ("The Messian Judaism"). Побудительные мотивы для переименования оказались те же, что и в начале 19 в., когда британские миссионеры выдвинули идею создания объединений евреев-христиан - желание распространить христианство среди евреев, т.к. движение Х. по-прежнему не сумело привлечь к себе большое число последователей. Определенную роль в этом, как и в период зарождения движения, сыграло то обстоятельство, что крестившиеся евреи так и не смогли найти свое место в лоне существующих христианских церквей, антисемитские настроения многих "природных" христиан, а также наличие "сентиментов", чувств, которые иные новообращенные продолжали испытывать по отношению к еврейскому народу. Впрочем, в связи с интенсификацией в 60-е гг. ассимиляционных процессов в Америке, многие молодые люди, оторванные от еврейской среды и лишенные элементарных знаний об иудаизме, искренне принимали христианство за еврейское учение, поскольку новая религия зародилась в Эрец-Исраэль, а ее основатели по рождению были евреями.
От более ранних течений X. "мессианский иудаизм" отличается своим радикализмом и агрессивным стилем пропаганды. Церкви его приверженцев стали именоваться "синагогами" (многие из них даже в местных телефонных справочниках регистрируются не в разделе "христианские организации", а в разделе "синагоги" ), крещение в них называется "микве-брис" - идишистский вариант слов Миква и Брит (см. Микве; Обрезание), или "церемония духовного обрезания"; Иисус именуется Иешуа Ха-Машиах (см. Мессия); отмечаются евр. праздники Рош ха-Шана, Ханука; проводится седер Песах в христианизированном варианте (ср. "Пасха"; *Песах); днем молитвенных собраний вместо воскресенья стала суббота; богослужение ведется на иврите, исполняются популярные израильские мелодии, используются таллиты, тфиллин и даже Сефер-Тора, а кроме того евр. символы - маген-Давид, шофар, менора; крест и др. христ. символы не употребляются вовсе. Руководители общин этого направления X. называют себя раввинами. В пропаганде для привлечения новых последователей избегают всякого упоминания о христианстве и христ. догматах. Обращаясь к ассимилированным евреям, имеющим слабое представление о евр. религии, X. этого направления пытаются создать впечатление, что они - представители нормативного иудаизма. Известны случаи (первый зафиксирован в 1970 в Бостоне), когда представители мессианского Х. нееврейского происхождения, скрывая свои истинные взгляды, проходили ортодоксальный гиюр, чтобы потом, будучи "евреями", им было удобнее продолжать мессионерскую работу. Известны также случаи, когда миссионеры - новые репатрианты из СНГ входили в доверие к не знавшим русский язык представителям духовной абсорбции и, выдав себя за ортодоксальных евреев, обучавшихся в иешивах, устраивались на работу лекторами по вопросам иудаизма.
Организационно это направление X. окончательно оформилось к сер. 1970-х гг. В нач. 1960-х гг. Манни Бротман, выпускница евр. отделения одного из центров протестант. фундаментализма "Муди Байбл инститьют" ("Moody Bible Institute") в Чикаго, организовала группу под назв. "Шалом" - по изучению Евангелия и "Молодежный еврейско-христианский Альянс" (отделение "Американского еврейско-христианского Альянса"). В 1975 члены отделения получили большинство в руководстве Альянса, к-рый стал называться "Мессианский еврейский альянс Америки" ("Messianic Jewish alliance of America"). Нек-рые из его прежних членов, не согласные с новой политикой, покинули орг-цию.
Существуют еще две орг-ции, объединяющие последователей "мессианского иудаизма" в США и Канаде: "Мессианское еврейское движение" ("The Messianic Jewish Movement") и "Союз еврейских мессианских организаций" (Union of Messianic Jewish Congregations), созданный 27 июня 1979 на конференции, в которой участвовали 33 делегата различных общин США и Канады.
Одна из самых активных обшин "мессианских евреев" - группа "Евреи за Иисуса", осн. в 1970 в Калифорнии Мартином Мейером Розеном, который крестился в 1953, в 1957 получил звание баптистского пастора, до 1970 работал баптистским мессионером среди евреев Нью-Йорка, а затем переехал в Калифорнию. Группа "Евреи за Иисуса" отличается особо активным и агрессивным стилем пропаганды.
Др. ведущая орг-циия этого направления - община "Бней Иешуа" ("Сыны Иисуса") с центром в городке Стоуни Брук шт. Нью-Йорк.
Для противодействия деятельности Х. еврейские общины США создали организацию "Евреи за иудаизм" ("Jews for Judaism"), основателем и руководителем которой стал Марк (Акива) Пауэрс. Он был также активным участником борьбы за выезд евреев из СССР. В 1986 по инициативе раввина движения Хабад Ш.Аркуша подобная орг-ция под назв. "Операция Иудаизм" ("Operation Judaism") была создана и в Лондоне.
В настоящее время в США существует около 100 общин Х., из них к "мессианскому" направлению относится 80-90, остальные - к традиционному течению "евреев-христиан", не использующих символику иудаизма.
Большинство руководителей протестант. церквей, а также миссионерских орг-ций выступили против "мессианского иудаизма", усмотрев в нем возрождение "иудейской ереси". Многие же Х., со своей стороны, утверждают, что являются выразителями "истинного христианства", идей Иисуса и первых апостолов. Кроме того, они оспаривают мнение, разделяемое теологами всех направлений, состоящее в том, что апостол Павел (они предпочитают называть его еврейским именем Шауль) выступал против создания отдельной еврейской церкви и против исполнения к.-л. заповедей "Ветхого завета".
В октябре 1971 "Общество Христианских миссий для евреев" ("Fellowship of christian Testimonies to the Jews") - ведущая организация, объединяющая различные протестантские миссионерские организации, обвинила "мессианских евреев" в том, что их деятельность противоречит основам христианства, которое отвергает иудаизм и его обряды. В ответ лидеры направления выпустили совместное заявление, в котором подчеркивалось, что "мессианские евреи" верят в то, "что 1) Ветхий, как и Новый, заветы были даны Б-гом; 2) что прироад Б-га множественна: отец, сын и дух святой; 3) что человек может спастись только через веру в искупительную силу крови Мессии Иешуа (Иисуса) и в то, что он умер и воскрес, победив грех; 4) что благодаря этому уничтожено различие между евреями и неевреями".
В настоящее время "мессианские общины" составляют большинство среди Х. и в других странах.
С нач. 1990-х гг. различные орг-ции X., в осн. "мессианского" направления, развернули свою деятельность на территории бывшего СССР. Наибольшую активность проявляет орг-ция "Евреи за Иисуса", к-рая использует в своей работе инфракструктуру баптист. церквей. Первое отделение орг-ции в Сов. Союзе было основано в 1991 в Одессе. С 1993 центр находится в Москве. "Мессианские" общины действуют во мн. городах СНГ, в т.ч. в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Львове, Днепропетровске, Запорожье, Кировограде, Чернигове, Минске, Воронеже, Баку. Отделения орг-ции имеются также в Литве и Латвии. Миссионеры проводят активную работу как среди евреев, так и среди неевреев. Только за первых три года они распространили 5300000 экз. христ. лит-ры. По отчетам миссионеров крестились 1000 евреев и 2000 неевреев. Регулярно, начиная с 1993, в неск. крупных городах СНГ проводятся музыкальные фестивали "мессианских евреев", организуются разл. курсы, занятия для детей, молодежные лагеря. В Москве и Санкт-Петербурге действуют колледжи, в к-рых готовят миссионеров. Подготовка русскоязычных миссионеров для работы в СНГ проводится и в США.
Среди прихожан "мессианских" общин в СНГ число евреев составляет ок. 20%. Многие неевреи посылают своих детей в образовательные программы "мессианских евреев", т.к. убеждены, что "еврейское образование" в них имеет высокий уровень.
Несмотря на то, что в нач. 20 в. по внешней обрядности X. были намного ближе к традиционному христианству, большинство членов их общин составляли евреи. Среди совр. последователей "мессианского иудаизма" в США евреи составляют ок. 40%, в СНГ - ок. 20%, в Израиле - ок. 60% (см. ниже). Большая часть молодежи разл. общин X. вступает в смешанные браки и присоединяется к обычным протестант. конфессиям. Лидеры X. считают евреем всякого, кто заявляет о своем евр. происхождении (независимо от того, кто из его предков был евреем), а также всякого, кто входит в их общину и становится т.обр. евреем "духовно" (независимо от своего происхождения). Никакого формального обряда перехода в еврейство для них не существует.

В Эрец-Исраэль первое объединение X. было создано в 1931; в 1933 оно приняло
назв. "Еврейско-христианский альянс Палестины и Ближнего Востока" ("Hebrew-Christian Alliance of Palestine and the Near East"). На учредительный съезд в 1931 в Иерусалим прибыло 25 делегатов, из них 4 нееврея, из Тель-Авива, Яффо, Хайфы, Тверии, Цфата и Дамаска - почти все Х., проживавшие в тот момент в Эрец-Исраэль. Всего в период брит. мандата в Эрец-Исраэль было ок. 200 христиан евр. происхождения, включая сотрудников брит. администрации и иностранных миссий.
Перед окончанием срока мандата британская армия в ходе специальной операции эвакуировала около 80 евреев-выкрестов, в том числе, практически всех X., в Ливерпуль (Англия). В Израиле остались лишь несколько Х., и движение прекратило существование.
С волнами алии из различных стран в Израиль прибыли и Х. В 1958 община Х., состоящая из нескольких человек, была официально зарегистрирована в Иерусалиме. Алия продолжалась, и, благодаря интенсивной миссионерской деятельности, число Х. в Израиле продолжало расти.
В 1970 финские протестанты в 15 км от Иерусалима основали мошав Яд Ха-Шмона. В 1979 там поселились также евреи-Х.; в настоящее время мошав, в котором проживает неск. десятков человек, стал одним из центров X. в Израиле.
В конце 80-х гг. в Иерусалиме, бывшем израильском центре Х., насчитывалось 6 общин Х. Общее число членов - около 400 человек, из них евреев - около 200.
В сер. 1990-х гг. в Израиле насчитывалось ок. 40 общин X., большинство - "мессианского" направления. Число X. в Израиле - ок. 2-3 тыс. Действует неск. колледжей, в к-рые приезжают X. из др. стран. Разл. орг-ции X. ведут миссионерскую работу, особенно среди новых репатриантов из СНГ и Эфиопии; выпускается неск. периодич. изданий, в т.ч. - на рус. языке.

Численность
Объективно оценить численность X. - задача сложная, т.к. статистика, как правило, не проводит различия между X. и просто крещеными евреями, а данные, приводимые орг-циями X. и миссионерами, часто преувеличены.
Крещение было значительным явлением в 19 в. - в христианство разных направлений перешло в те времена более 200 тысяч евреев. К этой цифре следует добавить 19 500 детей от смешанных браков, которые воспитывались в духе христианства. По общим подсчетам в России крестилось 84563 чел., в Великобритании (бывшем центре движения Х.) - 28830, включая 3300 евреев, крещенных англ. миссионерами в других странах, и в США - 13000. Однако лишь небольшая часть крестившихся примкнула к движению Х. Это объясняется тем, что большинство новообращенных, решаясь на переход в христианство, руководствовались вполне практическими мотивами: стремлением избежать дискриминации и репрессий, желанием сделать карьеру или вступить в смешанный брак. В тех немногочисленных случаях, когда новообращенные испытывали искренние религиозные чувства, они предпочитали присоединиться к основным направлениям христианства.
В 1935 Американский еврейско-христианский Альянс насчитывал 200 членов; перед началом 2-й мировой войны - ок. 2 тыс., а в 1961 - менее 1 тыс. Число членов Международного Альянса в 1961 составляло ок. 1-2 тыс.
В нач. 1990-х гг. число евреев - членов движения X. в США, где сосредоточено их большинство, составляло ок. 20 тыс. чел.
Следует отметить, что движение Х. располагает значительными финансовыми средствами, т.к. многие американские и английские неевреи-протестанты до сих пор считают, что обращение евреев в христианство - задача первостепенной важности (см. *Христианский сионизм).

Вне рамок протестантизма
К Х. можно причислить Якова Франка, к-рый после своего официального перехода в католицизм в 1759 фактически создал новое синкретическое учение (франкисты называли его "эдомитской религией"). Оно совмещало в себе внешнюю христианскую форму с саббатинскими идеями. В 1760 по настоянию католической церкви Я.Франк был арестован, обвинен в ереси и заключен в крепость. В течение длительного времени франкизм существовал, как среди евреев, так и среди христиан (потомков крещеных евреев-франкистов), однако его влияние на более поздние группы Х. было ничтожным.

Вне рамок протестантизма попытки создания особых евр. религ. объединений христиан практически не предпринимались. В католической церкви (см. oЦерковь католическая) в новейшее время имеются отд. представители духовенства (иногда занимающие видное место в церковной иерархии, см., напр., Ж.М. Люстиже), к-рые демонстративно пытаются сочетать верность католич. церкви с евр. национальным самосознанием; они считают себя евреями и настаивают на том, чтобы их признавали евреями и в соответствии с законами гос-ва Израиль. Наиболее известный пример - католич. священник Д.Руфайзен ("Отец Даниэль", см. *3акон о возвращении, кол. 526). В православной церкви лишь сторонник экуменич. движения священник А.Мень высказывал идею создания автокефальной евр. церкви св. Якова. Эта идея, однако, не получила поддержки в церковных кругах (см. oПравославие, кол. 741).

Христианствующие в России.
Православная церковь до нач. 19 в. не вела какой-либо целенаправленной пропаганды христианства среди евреев, и единственным методом распространения "учения любви" среди них было насилие. Любое проявление новообращенными интереса к к.-л. положениям своей прежней религии воспринималось с подозрением и каралось. Так, в 1786 в тюрьме Соловецкого монастыря содержался некий крещеный еврей Павел Федоров, к-рого заключили туда, т.к. церковные власти опасались, что он может вернуться к вере отцов.
Положение изменилась в царствование Александра I, к-рый увлекался мистицизмом. 25 марта 1817 (по старому стилю) был опубликован (на рус., нем. и польском яз.) указ об учреждении Комитета опекунства израильских христиан. В указе говорилось о том, что новообращенные, "отделяясь от своих собратьев христианскою религией, лишают себя всякого с ним сообщества, и не только теряют право на их помощь, но и подвергают себя разным с их стороны гонениям". Поэтому, для "облегчения участи" крестившихся и для того, чтобы побудить других последовать их примеру, учреждалось Общество израильских христиан и Комитет опекунства израильских христиан, призванный организовать это общество и направлять его деятельность. В Общество должны были войти принявшие христианство евреи из всех существовавших в России христианских конфессий. Каждая религ. группа могла иметь свою церковь и пастыря. Обществу предоставлялось внутреннее выборное самоуправление. Членам Общества предоставлялось право избрать из своей среды двух "начальников" и четырех "заседателей", деятельность которых контролировалась петербургским Комитетом опекунства. Практически речь шла о создании принципиально новой орг-ции, к-рая объединяла бы все христиан. конфессии, но состояла бы исключительно из крещеных евреев.
Членами Общества могли стать и евреи - иностранные подданные. "Израильским христианам" предлагалось селиться на специально выделенных им казенных землях. Земля находилась в общинном владении. Членам Общества разрешалось "заводить на ней всякого рода селения, местечки и города", посторонние получали право селиться в них лишь по решению общины. Новообращенным разрешалось заниматься земледелием, ремеслами, торговлей (на территории всей империи), создавать промышленные предприятия. Они освобождались от местных налогов и повинностей. Члены общества (и их дети) освобождались и от военной службы. Контроль над деятельностью Общества возлагался на Комитет опекунства израильских христиан, и "никакое местное начальство, - как было указано - там, где общество водворится, не будет иметь никакой власти над оным и вмешиваться в дела его". Отчет о своих действиях и расходах Комитет должен был предоставлять непосредственно императору. В состав Комитета входили деятели Российского библейского общ-ва (еще один плод мистических увлечений Александра I), основанного в 1813 в целях распространения Библии среди различных народов империи и реорганизации внутренней христианской жизни. Председатель российского библ. общ-ва, министр духовных дел и народного просвещения, обер-прокурор Синода князь А.Н.Голицын, ведавший и еврейскими делами, стал руководителем Комитета опекунства изр. христиан. В столице "израильских христиан" представлял выбранный членами Общества особый агент.
Уже в 1818 Комитет опекунства изр. христиан начал свою работу. Чтобы подыскать подходящую для поселения землю, в Новороссийский край командировали надворного советника Г.Мизко. Впоследствии его назначили попечителем Общества с постоянным пребыванием в г. Екатеринославе (см. *Днепропетровск). По решению крещеным евреям выделялось 25 тыс. десятин казенных земель, конфискованных как "излишние" у мариупольских греков. Из-за многочисленных протестов прежних владельцев земли перешли в распоряжение Комитета лишь в 1821. В целях пропаганды христианства среди евреев и разъяснения задач Общества изр. христиан Комитет издавал книги (был выпущен, в частности, молитвенник на языке идиш). Евр. население, несмотря на беспрецедентные льготы, не откликнулось на призыв Комитета. Число подавших заявление о вступлении в члены Общества изр. христиан было очень невелико, значительную часть при этом составляли, по-видимому, неевреи, стремившиеся выдать себя за крещеных евреев ради получения льгот.
В 1824, уходя в отставку с министерского поста, Голицын предложил царю упразднить Комитет, но тот лишь приостановил его деятельность. Окончательно Общество изр. христиан ликвидировали в 1833. Однако царское пр-во не оставило мысли о массовом обращении евреев в христианство. Неудачный опыт Общества побудил Николая I перейти к политике разрушения основ евр. религиозной жизни.
В нач. 1880-х гг., особенно после погромов 1881 на юге России, несколько представителей евр. ассимилированной интеллигенции обратились к идеям Х. В 1880 Я. Гордин создал "Духовно-библейское братство" просуществовавшее ок. 10 лет (см. также В. Португалов). В нач. 1880-х гг. в Одессе возникла группа Х. "Новый Израиль". Число членов обеих групп не превышало неск. десятков.
О миссионерской деятельности Русской православной церкви и обращению к христианству некоторых евреев в период упадка коммунизма см. *Православие, кол. 739-741.
О Х. В др. странах см. доп. Том.
Tags: История, Мои тексты, Религия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments