рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Categories:

История иудео-христиан. Полный текст статьи в КЕЭ. Публикуется впервые. Часть 1

Статья является наиболее полным в научной литературе исследованием происхождения и истории движения современных "иудео-христиан".
Она была написана мною для издающейся в Иерусалиме Краткой Еврейской Энциклопедии. Термин "Христианствующие" - изобретение редакции.
Однако при публикации там статья была сокращен в два раза. Сокращенный текст висит в нескольких местах на сети.
Полный вариант я публикую впервые. Надо бы еще собраться и перевести его на английский или иврит, добавить библиографию и опубликовать в каком-нибудь научном журнале - да руки все не доходят. Пусть пока живет так.


История движения христианствующих (современных иудео-христиан)

Авраам Шмулевич

ХРИСТИАНСТВУЮЩИЕ, группы евреев (18-20 вв.), последователи учений, сочетающих основные догматы христианства с элементами иудаизма. К деятельности Х. относятся и попытки создания специфических еврейских этнических церквей внутри существующих христианских конфессий. Некоторые Х. претендуют на преемственную связь с иудеохристианами первых веков н.э.
На протяжении многих веков различные христ. конфессии пытались (как с помощью насилия, так и методами пропаганды) обратить евреев в свою веру. Новообращенный должен был полностью воспринять новую религию, и любые проявления евр. религиозной или этнической самобытности преследовались или не одобрялись.
Причиной этого явилась христианская доктрина, согласно которой церковь якобы стала воспреемницей Израиля, а союз, некогда заключенный Б-гом с еврейским народом, ныне, после пришествия Иисуса, перенесен на христианскую церковь. Сторонники этой концепции утверждали, что самостоятельная роль евр. нации, как и существование евр. как отдельного народа, его религии и обычаев не имеют никакого значения и смысла.

В ср. века крестившиеся евреи, как правило, полностью ассимилировались, пытаясь стереть само воспоминание о своем евр. происхождении. Евр. происхождение новообращенных подчеркивалось только в случае, если они. подобно Шломо Ха-Леви (1351-1435; после крещения Пабло де Санта-Мария, изв. также как Павел Бургосский), Авнеру из Бургоса (Испания; 1270-1346; после крещения Альфонс Бургосский) или Иосефу Пфефферкорну (1469 - после 1521; после крещения - Иоганн) - становились церковными экспертами по еврейским делам. В этом случае они, как правило, выступали против евреев с обвинениями, склоняя церковные власти к применению репрессивных мер против своих бывших единоверцев (см. "Отступничество").
В районах, где, как на Пиренейском пол-ве в 14 и 15 вв., имели место массовые насильственные крещения евреев, и они продолжали проживать компактными массами, церковные и гражданские власти зорко следили за тем, чтобы у новообращенных не сохранялось никакой этнической или религиозной самобытности. Подозрения в соблюдении не только к.-л. евр. религ. обрядов, но даже просто бытовых традиций, было достаточно для предания суду инквизиции. От крестившихся требовали абсолютной верности догматам христианства в том виде, в котором они интерпретировались на данный момент церковными властями. Любое отклонение от них рассматривалось как ересь и беспощадно каралось.
В 13 в. один из руководителей ордена доминиканцев Раймонд де Пеннафорте (Арагон, Испания) основал в г. Мурсия (Испания) специальное учебное заведение, в котором доминиканских монахов готовили для миссионерской деятельности в еврейской среде. Им преподавали иврит и основы еврейской религии. Однако речь шла лишь о критике иудаизма, а не о возможности какого бы то ни было влияния евр. религии на христианство или создании автономных евр. церковных единиц. Те же цели ставил перед собой и "Institutum Judaicus" (Еврейский институт), основанный в 1726 в г. Галле (Германия), большую часть штата которого составляли выкресты.
Идея создания особой евр. церкви в средние века не рассматривалась и не выдвигалась.

Зарождение движения в его современных формах
Движение X. в совр. виде зародилось в Англии в кон. 18 - нач. 19 вв. Это связано с определенными особенностями англ. религ. жизни: относительная (по ср. с протестантскими церквями континентальной Европы, католицизмом и православием) веротерпимость англ. протестантизма, неприятие религ. принуждения; то обстоятельство, что на Британских о-вах действовало одновременно несколько протестант. церквей; глубокий интерес к изучению Библии. Решающую роль, однако, сыграл тот факт, что с сер. 17 в. среди англ. теологов, так же как среди широких слоев общества, распространилось убеждение в том, что слова Библии об избранности народа Израиля и его грядущем возвращении в Сион надо понимать буквально и они по-прежнему относятся к евреям, а не к христ. церкви как "новому Израилю". Таким образом получалось, что царство Божие на земле наступит лишь тогда, когда евреи проникнутся верой вто, что Иисус - Мессия и Господь соберет избранный народ на Святой земле, где будет восстановлено Израильское царство во главе с Мессией из дома Давида - вновь пришедшим на землю Иисусом Христом.
В результате в Англии, а затем и в США возникли многочисл. общества, ставящие целью пропаганду христианства (в его протестант. варианте) исключительно в среде евреев. Разочарованное отсутствием массового перехода евреев в христианство, руководство нек-рых из этих обществ задумалось над применением новых методов пропаганды, о переводе христ. лит-ры на евр. язык, о широком привлечении к миссионерской работе евреев-выкрестов и о создании объединений евреев-христиан, в целях взаимной поддержки и более легкого вхождения прозелитов в новую среду.
Под влиянием подобных идей, а также идеи национального пробуждения народов, получившей распространение в 19 в., нек-рые христиане евр. происхождения пришли к мысли о необходимости существования евреев как отдельной нации в рамках христианства и о создании собственно евр. церковного объединения. Сначала такое объединение планировалось ввести в состав уже существующих христ. конфессий, но начиная с кон. 19 в., благодаря деятельности 0.*Рабиновича (см. "Новый Израиль"), появилась идея создания отдельной евр. внеконфессиональной церковной орг-ции (с точки зрения христ. догматики, все деятели движения Х. в 19 в. оставались приверженцами протестантизма). Затем в среде Х. возникли идеи о необходимости внесения в христ. догматику элементов обрядов, заимствованных из иудаизма. Появились и организации, эти идеи воплощавшие.

Новое время.
Начало движения X. связано с именем Дж.С.Х.Ф.Фрея (1771-1837). Он родился в Франконии (Германия) в семье учителя иврита и при *обрезании получил имя Йосеф Шмуэль Леви. В 18 лет начал работать меламедом, а через три года - хазаном и шохетом (см. Словарь терминов). В 1798 он принял крещение в лютеранской церкви, затем перешел в небольшую протестант. орг-цию - Церковь объединенных братьев. В 1800 Фрей поступил в Германскую Миссионерскую семинарию (не связанную с к.-л. определенной протестант. конфессией). В 1801 в качестве миссионера от Датского миссионерского об-ва он отправился в Африку. Затем обратился в Лондонское миссионерское общ-во с просьбой принять его на работу в качестве проповедника в еврейской среде. Эта орг-ция (осн. в 1795), которая безуспешно пыталась проповедовать христианство лондонским евреям, приняла предложение Фрея. До 1807 ему удалось обратить в христ. лишь трех евреев, в т.ч. свою будущую жену (урожд. Ханну Кохен). В 1807 он открыл в евр. районе Лондона школу для евр. детей. Однако в нее записалось всего 12 детей. Фрей направил руководству Лондонского общ-ва меморандум, в кот-м предложил изменить методы распространения христианства, оказывать ученикам школы материальную помощь и проявить заботу о трудоустройстве и социальной адаптации новообращенных. После того, как предложения Фрея были отвергнуты, 4 авг. 1808 он во главе небольшой группы последователей организовал "Лондонское общ-во посещения и исцеления больных и страждущих и просвещения невежественных, преимущественно - еврейской национальности", и был избран его президентом. Первоначально орг-ция действовала в рамках Лондонского миссионерского общ-ва, но в 1809 была преобразована в независимое Лондонское общ-во распространения христианства в среде евреев. В отличие от Лондонского Миссионерского общ-ва, к-рое действовало в рамках церкви диссентеров (одно из направл. протестантизма), новая организация была открыта для представителей всех протестант. конфессий. Общ-ву удалось получить обществ. и финансовую поддержку. Его почетным президентом избрали одного из представителей высшего общ-ва англ. аристократии, деда короля Эдварда VII - графа Кентского.
В 1813 Об-во объединяло крещеных евреев в отдельную церковную орг-цию - "Бней Аврахам" ("Сыны Авраама"), президентом которой избрали Фрея. Здесь ввели нек-рые элементы иудаизма: днем молитвенных собраний, кроме христ. воскресенья, стал также вечер пятницы. Когда в 1815 Об-во распространения христианства среди евреев стало испытывать серьезные финансовые трудности и оказалось на грани банкротства, филантроп и религ. деятель - англичанин Льюис Вей (1773-1840) - взялся выплатить его долги. Через неск. месяцев Об-во стало действовать исключительно в рамках англиканской церкви. Сотрудники общ-ва, не являвшиеся сторонниками англиканск. церкви (кроме Фрея, который продолжал свою мессионерскую деятельность) были уволены. Члены орг-ции "Бней Аврахам" перешли в епископальную церковь. В 1816 Фрей, обвиненный в сексуальных домогательствах по отношению к прихожанкам, чтобы избежать скандала, отплыл в Америку.
В 1835 орг-цию "Бней Аврахам" переименовали в "Епископальную еврейскую часовню Общ-ва Авраама", целью которой было посещение и поддержка новообращенных евреев. В качестве благотворительной орг-ции Об-во просуществовало около 25 лет.
На протяжении 19 в. руководство и основной штат Лондонского об-ва распространения христианства и аналогичных миссионерских орг-ций, возникших после него в англоязычных странах, составляли неевреи. Эти орг-ции отрицательно относились к идеям к.-л. евр. обособленности в рамках христианства, полагая, что после крещения евреи должны растворяться в среде христиан-неевреев. Этот процесс должен был проходить до тех пор, пока все евреи не примут христианство. Создание специфически евр. общ-в для них было лишь вопросом тактики, облегчающей крещение.
Однако многие сотрудники этих орг-ций, как правило, крещеные евреи, выражали поддержку идеям X. К их числу принадлежал знаменитый путешественник по странам Востока Дж.Вольф (1795-1862), одним из побудительных мотивов странствий к-рого был поиск пропавших колен израилевых. Подобные идеи высказывали также нек-рые мисснонеры-неевреи.
В 1882 Г.А.Штерн (1820-85), нем. еврей, крестившийся в 1840, к-рый был ранее миссионером в Турции, Ираке и Эфиопии (среди эфиопских евреев), основал в Лондоне Еврейский христианский молитвенный союз, который стремился объединить крещеных евреев и христиан путем общей молитвы. Днем такой молитвы избрали субботу. Число членов Союза возросло с 143 в 1883 до 600 в 1890; его отделения были созданы в Германии, Норвегии, Румынии, России, Эрец-Исраэль и США. К нач. 20 в. орг-ция прекратила свое существование. Однако этот союз, так же как и "Бней Аврахам", являлся лишь орг-цией взаимопомощи для людей, порвавших связи с прежним окружением. Он не пытался создать независимое еврейско-христ. конфессиональное объединение.
Значительную роль в развитии движения Х. сыграло создание в 1865 в Лондоне Еврейско-Христианского союза (Hebrew-Christian Union), задачами которого стало объединение христиан еврейского происхождения и "Совместное изучение тех мест в священном Писании, в которых говорится об Израиле и о царе Израиля". Основателями союза были протестантские священники еврейского происхождения С.Шварц и Р.Х.Хершель. В январе 1866 Шварц начал издавать журнал "The Scattered Nation" ("Рассеянная нация") - (Первый печатный орган Х. "The Voice of Israel" - "Голос Израиля" издавался в 1845 Р.Х.Хершелем в Англии, однако этот журнал не имел большого распространения).
На собрании 23 мая 1866 (на нем присутствовало 80 чел.) "Еврейско-Христианский союз" был преобразован в "Hebrew-Christian Alliance" ("Еврейско-христианский альянс"). В его учредительных документах подчеркивалось, что члены новой организации, став христианами, остались евреями, что они "помнят о земле отцов, испытывают чувство [еврейского] патриотизма… Перед лицом своих еврейских братьев они признали, что Иисус - Мессия, обрели мир благодаря его пролитой крови и ожидают его пришествия в славе, как Надежды Израиля". Существенно, что члены Альянса принадлежали к разным протестантским конфессиям.
Важный этап в развитии движения Х. связан с именем Рабиновича (см. "Новый Израиль"), который основал в 1889 в Кишиневе христианское общ-во "Новый Израиль", которое действовало на внеконфессиональной основе, хотя и в общих рамках протестантизма. Рабинович пытался создать чисто еврейскую христианскую орг-цию, в которой не использовали христианские символы. В основанном Рабиновичем молельном доме службы велись на иврите, а проповеди читались на идише. Практиковались здесь и "благословения коѓаним". Рабинович составил даже "Христианскую пасхальную Агаду". Влияние "Нового Израиля" на еврейские массы оказалось ничтожным (в движении участвовало 40-50 человек, а после смерти его основателя в 1899 оно распалось), однако пример деятельности этой орг-ции сыграл определенную роль в дальнейшем развитии движения Х.
Видную роль в движении X. сыграла деятельность И.Э.Залкинсона (1820-83), уроженца Белоруссии, принявшего в Лондоне христианство (1849) и ставшего пресвитерианским пастором и миссионером среди евреев Вены. Даже крестившись, Залкинсон считал себя евреем. Он был страстно привязан к языку иврит, на к-рый переводил произведения англ. поэтов, в т.ч. У.Шекспира и Дж.Мильтона. Иврит, по его мнению, должен был стать священным языком христ. церкви, заменив латынь. Залкинсон перевел на иврит Новый завет (1883, изд. посмертно).
В 1893 в еврейском районе Лондона (East End) протестантские миссионеры-выкресты Давид Барон (родился в 1855, вырос в г. Суволки, крестился в 1878, осуществлял миссионерскую деятельность в Германии, Палестине, Праге; умер в 1926) и С.А.Шонбергер основали миссионерское общество "Еврейско-Христианское свидетельство Израилю" ("Hebrew-Christian Testimony to Israel"). Они первыми попытались проповедовать евреям христианство как евр. учение, утверждая, что их цель - "показать как неевреям, так и евреям, что Христос и Израиль неразделимы".
В Сев. Америке, куда с кон. 19 в. переместился центр X., интерес к проблеме обращения евреев в христианство был связан с идеями "миллерианизма" (вера в тысячелетнее царство Б-га на земле), бытовавшими в Америке еще с колониальных времен. В 1815 амер. религ. писательница Ханна Адамс (1755-1831) под влиянием автобиографии С.Фрея организовала 5 июня 1816 Бостонское женское общество распространения христианства среди евреев ("The Female Society of Boston and Vicinity for Promoting Christian amongyt the Jews"). Прибывшего вскоре в США С.Фрея местные протестанты встретили с энтузиазмом, не зная причин, заставивших его покинуть Лондон. 30 дек. 1816 в Нью-Йорке на общем собрании представителей всех протестант. конфессий создали "Американское общество евангелизации евреев" ("The American Society for Evangelizing the Jews"), которое было призвано действовать исключительно в среде американских евреев (в то время на всей территории США проживало около 2 тыс. евреев). Главным (и единственным) миссионером общ-ва назначили С.Фрея. Спустя полгода Фрей получил письмо от Джона Давида Марка (до крещения в 1817 - Давид Донатти ), бывшего меламеда, миссионера-выкреста, работавшего во Франкфуртском общ-ве "Моравские братья" (протестантская церковь), который хотел создать в США сельскохозяйственное поселение для облегчения социальной адаптации новообращенных немецких евреев. Первым в 1822 прибыл в Америку Давид Кристиан Бернард Ядовницкий. Однако он, как и остальные, прибывшие вслед за ним немецкие евреи, не стал фермером. В июне 1825 его и другого выкреста, Эразма Х.Симона исключили из Общ-ва за то, что они в своих проповедях и обращениях для сбора средств говорили, что еврейская земледельческая колония должна стать ядром независимой Еврейской Христианской церкви. Впоследствии Ядовницкий миссионером отправился в Иерусалим. Проект Дж.Марка не был реализован. Общ-во евангелизации евреев просуществовало до 1955 как миссионерская орг-ция, большинство руководителей к-рой составляли неевреи.
Следующий этап в развитии движения X. связан с деятельностью Марка Джона Леви (1855-1936). Родился в Англии; до принятия крещение в епископальной церкви в США (1887) его звали Марк Лев. Будучи миссионером, священником епископальной церкви в США и Англии, он пропагандировал идею, что, переходя в христианство, евреи могут по-прежнему следовать обычаям и традициям иудаизма. Большинство миссионеров и священников евр. происхождения резко выступили против этих взглядов, видя в них проявление старой "ереси иудействующих", против которой церковь боролась всю историю своего существования, и считая, что евреи, сменив религию, должны оставить в прошлом и свои национальные особенности, как сказано апостолом Павлом: "Разве Христос еврей или грек?". Были у Дж. Леви, правда, и сторонники (напр., Д.Барон), искренне считавшие, что следует ограничиться лишь механическим объединением христиан еврейского происхождения, ничего не меняя в их догматике и обрядах.
22 мая 1901 по инициативе Леви в Бостоне группа его единомышленников основала "Мессианский союз" и приняла решение о создании более многочисленной орг-ции.
В 1903 в г. Маунтин-Лейк Парк (шт. Мэриленд) состоялась Первая конференция еврейских христиан в США. Ее председателями были пасторы евр. происхождения А.Р.Калделл из Пенсильвании и Л.Мейер (1862-1913) из шт. Айова. Еще до начала конференции ее организаторы отправили письма 439 протестантским деятелям еврейского происхождения, с вопросом о целесообразности создания объединения евреев-христиан. 437 респондентов ответили на этот вопрос положительно. Однако в работе самой конференции приняло участие достаточно много неевреев. Высокий процент неевреев в объединениях евреев-хрисстиан будет характерен для них и в дальнейшем. В своем вступит. слове А.Р.Калделл отметил, что отношение Б-га к "еврейскому народу остается уникальным", что евреи, становясь христианами, не теряют своей нац. принадлежности. Одновременно участники конференции подчеркивали, что не стремятся к созданию к.-л. особой евр. конфессии. Созданная ими орг-ция оставалась в рамках фундаменталист. течения в амер. протестантизме. Л.Мейер стал заместителем редактора серии из 12-ти книг, вышедших в свет в 1910-1911 - "Фундаменталий", которые положили начало протестантскому фундаментализму. Конференция приняла решение создать общее объединение американских евреев-христиан.
Лишь через 12 лет, в 1915, в Нью-Йорке был образован Еврейско-христианский альянс Америки ("Hebrew-Christian Alliance of America"), который поставил перед собой цель "установить связи между тысячами евреев, верующих в Иисуса и разбросанных по Северной Америке… представить американской еврейской общине нашу единую позицию… бороться с предрассудками… и распространить деятельность орг-ции на Южную Америку". Президентом Альянса избрали Ш.Рохолда (1876-1931; родился в Иерусалиме, стал христианином в возрасте 20 лет; переехал в Шотландию, где стал миссионером, затем распространял христианство среди евреев Канады; в 1920 переехал в Хайфу). Орг-ция избегала использовать в качестве символа изображение креста.Эмблемой орг-ции стал куст сне (неопалимая купина) на фоне Магендавида. Однако предложения Дж.Леви о введении в богослужение элементов, заимствованных в иудаизме, и о возможности соблюдения членами Альянса предписаний евр. религии были отвергнуты подавляющим большинством голосов. Такой позиции Альянс придерживался и в дальнейшем. В журнале орг-ции "Хиброу Кристиан Альянс Куатерли" ("Hebrew-Christian Alliance Quaterly") в 1918 Рохолд писал: "Разве может еврей-христианин молиться в синагоге? Конечно, нет! Синагога - это Анти-Иисус!".
Для основной части движения X. было характерно также резко отрицат. отношение к Талмуду и ортодокс. иудаизму. Во многом благодаря усилиям Дж.Леви, в Лондоне - Американского и Британского еврейско-христианских Альянсов, 9 сентября 1921 состоялась международная конференция евреев-христиан, на к-рой делегатами из 18 стран был образован Международный еврейско-христианский альянс (International Hebrew Christian Alliance). Его председателем избрали Л.Левисона (1881-1936), родившегося в Цфате в евр. семье (при обрезании получил имя Иеѓуда Лейб). Чтобы улучшить знание английского языка, он поступил в Шотландскую миссионерскую школу, действовавшую в городе, и вскоре, переехав в Эдинбург, крестился. 30 лет он возглавлял миссионерскую работу среди евреев Шотландии и добился видного положения в Англиканской церкви. В 1919 Левисон (принявший имя Леон) был возведен в рыцарское достоинство и получил звание сэра. Это явилось наградой за его деятельность по сбору средств в помощь жертвам войны (он собрал около 200 тыс. фунтов стерлингов) и за работу на английскую разведку "Сикрет интелиженс сервис" (возможно, Левисон был связан с организацией НИЛИ). Свою роль сыграли и тесные связи Левисона с руководством Либеральной партии, в частности, с Лойд-Джоржем. Левисон считал (и это было официальной позицией Альянса), что Новый завет отменил заповеди Моисея и в соблюдении элементов иудаизма, что в Новом завете исполнены все обещания Б-га народу Израиля, и возвращение евреев в Палестину не имеет никакого теологического значения. Однако он поддерживал движение политического сионизма и идеи образования отд. евр. конгрегации в рамках церкви, считая, что таким образом евреям будет легче принять христианство. Движение еврейских христиан также не видело проблем в заключении смешанных браков, и многие его члены, включая самого Левисона, женились на нееврейках.
На конференции в Лондоне рассматривался вопрос о возможности приема в члены Альянса католиков и православных евр. происхождения и было решено, что в орг-цию войдут только "разделяющие Евангелическую веру" (протестанты). В принятой конференцией Конституции Альянса говорилось, что одна из его целей - поддержка евреев-христиан, желающих принять участие в сионист. движении и добиться в нем равных прав в рамках декларации Бальфура.

Современный этап
До нач. 2-й мировой войны (согласно отчетам самого Альянса) его отделения, кроме ранее существовавших в США, Канаде и Великобритании, были созданы еще в 18 странах. Следует заметить, однако, что некоторые из них (напр., в России) были фиктивными и существовали только на бумаге. В 1935 миссионеры Альянса начали действовать в Аргентине, в 1960-х - в Уругвае. В 1960 организован Аргентинский еврейско-христианский альянс.
К 1991 отделения Международного еврейско-христианского альянса существовали в Великобритании, США, Канаде, ЮАР, Австралии, Новой Зеландии, а также в странах Юж. Америки и Европы.
Первая орг-ция, включавшая в свое название слова "еврейская христианская церковь" ("Hebrew Christian Church"), возникла еще в 1885 в Нью-Йорке. В дальнейшем число таких орг-ций увеличилось, и все они представляли собой лишь миссионерские общ-ва, обращавшие евреев в христианство, будучи частью различных протестант. церквей. В 1934 в Чикаго пастором евр. происхождения Давидом Бронштейном была создана "Первая Еврейско-Христианская пресвитерианская церковь Чикаго" ("First Hebrew Chrixtian Presbyterian Church of Chicaago").
Первая независимая от др. церквей Американская еврейско-христианская церковь основана в 1960 в г. Цинциннати (шт. Огайо) крещеным евреем Мартином Черновым. В 1974 службу в ней посещали 50 чел., из них лишь половину составляли евреи. Остальных - членов семей евреев, неевреев-белых и негров - привлекали сюда проповеди Чернова, в которых говорилось о том, что, посещая "еврейско-христианскую церковь", люди "духовно" становятся евреями. Впоследствии подобные церкви возникли в Майами, Филадельфии, Вашингтоне и нек-рых др. городах. В конце 30-х - начале 40-х гг. известную роль в привлечении амер. евреев к идеям X. и в развитии в 1960-х гг. "мессианского" направления X. сыграла трилогия Шолома*Аша об Иисусе из Назарета (в англ. перев.): романы "Человек из Назарета" (1939), "Апостол" (1943) и "Мария" (1949). Иисус преподносился в ней как положительный герой, а его еврейское происхождение подчеркивалось. Еврейская критика приписывала Ашу мессионерские намерения, однако Ш.Аш отверг эти обвинения.
В декабре 1960 в г. Феникс (шт. Аризона) евангелист евр. происхождения Л.Каплан основал первую радио-и телестанцию, пропагандирующую идеи X., - "Еврейский голос" ("The Jewish Voice Broadcarts"). В сер. 1980-х гг. в США имелось 70 отделений этой станции.
Tags: История, Мои тексты
Subscribe

  • Переоценка союза со Сталиным? Мой вклад в победобесие.

    Переоценка союза со Сталиным? Мой вклад в победобесие. Не хотел выказываться в этой волне «победобесия», но таки не сдержался. Аркадий Бабченко…

  • «Их всех уже расстреляли»

    2013-12-09   Авраам Шмулевич   «Их всех уже расстреляли». Часть первая.   Часть вторая.    Часть третья. Каждый чеченец был врагом. Часть…

  • (no subject)

    Попалась на глаза книга: "Дольмены Кавказа: геологические аспекты и технологии строительства". Год: 2011. Издательство: Сов. Кубань. ISBN:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments