рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Category:

Еврейские национальные синдикаты

Сегодня, когда одним из самых популярных анекдотов является: «Рабинович, вы уже устроились?» - «Нет, еще работаю!» - трудно даже вообразить, что одним из основных принципов, на котором создавалось еврейское государство, был принцип «авода иври».

«Еврейский труд». Планировалось, что евреи сами будут строить дома, пахать землю – в общем, обеспечивать себя полностью.

Надо сказать, это было нелегко. Полностью себя обеспечивали трудом разве что в еврейских местечках, где были еврейские портные, еврейские извозчики, еврейские каменщики...

Любой труд должен быть социально защищен. Поэтому в местечках были свои «профсоюзы» - общества по специальностям. Нередко на старых книгах можно увидеть печать на идиш, а то и на иврите: «Книга из синагоги общества портных». Общества помогали своим членам во многом – начиная от поиска заказов, вплоть до организации свадеб и обрезаний детей...

Эти общества во многом выступили предтечами профсоюзов. Однако не надо думать, что мы такие уж уникальные – в средневековой Европе еще со времен раннего средневековья существовали цеха и гильдии ремесленников.

Надо сказать, что Израиль значительно отстал по сравнению со средневековой Европой. В нашем государстве есть масса людей, которые совершенно не охвачены помощью государства – и это при том, что именно на их плечах держится экономическая пирамида.

Это так называемые «ацмаим» - независимые труженики Израиля. Люди, зарегистрированные в налоговом управлении, которые сами добывают себе пропитание, платя налоги с заработка.

Нет, конечно, если вы госчиновник, то у вас с социальным обеспечением все нормально. Если вы работаете на госпредприятии, то ваши права защитит Гистадрут. А права у вас будут – дай Бог каждому. Невзирая на то, что Израиль – крохотное государство – зарплаты у госчиновников тут на уровне мировых стандартов, а льготы – разве что с римскими патрициями можно сравнить.

Зато если человек работает как «ацмаи» (то есть сам себе обеспечивает зароботок и пропитание, а то и еще двум-трем людям дает работу), то он в любую минуту может оказаться на грани финансового краха.

Посудите сами: если «ацмаи» заболел, то больничный ему начинают оплачивать только после 10-ти дней болезни. Если же он проболел неделю – то четверть месячного зароботка долой.

Большинство независимых тружеников – а это водопроводчики, механики, мастера по ремонту компьютеров и пр. – имеют автомобили, без этого работать невозможно. Нет заработка – пособия не получишь, поскольку израильские законы гласят: «обладателям автомобиля пособие не положено». Хочешь пособие – продавай автомобиль. А как без автомобиля работу найти? Причем ведь речь идет не о постоянной работе, а о заказах!

Пенсионное обеспечение независимые труженики обеспечивают своими силами. Страхование жизни, страхование здоровья – все сами. Естественно, на таких условиях, которые и сравниться не могут с условиями госслужащих.

А что делать в условиях экономического кризиса, когда месячный зароботок «ацмаи» может не дотягивать до минимального? А что делать независимому труженику, если его жена не работает – скажем, вынуждена сидеть с детьми, или просто потеряла работу из-за того же кризиса?

Вот такой человек почешет-почешет в затылке, а потом решит: «А на фига я этому государству налоги плачу, если оно меня социально не защищает?» И начинает работать «по-черному», то есть без квитанций. Собственно, довольны от этого только клиенты – им выходит дешевле. Государство в убытке – недополучает налоги, да и сами «ацмаи» не в восторге – им хотелось бы социальной защиты, вместо опасных махинаций под носом у налоговой инспекции.

Почему это происходит? По одной простой причине – государство не желает осознавать, что именно мелкий и средний бизнес является его экономическим базисом. За прошлый год разорились десятки тысяч предприятий (мне приходилось слышать цифру в 70 000 независимых бизнесов, но в такой кошмар трудно поверить). Каждый разорившийся – это 1-2-3 рабочих места, если не больше.

Так что же, нет выхода? Выход есть, и он известен давно. Это так называемые «народные синдикаты» - проще говоря, национальные профсоюзы, которые выросли из средневековых обществ, гильдий и цехов.

Скажем, всех «ацмаим» - независимых тружеников – можно было бы объединить в один национальный синдикат, который занимался бы социальной защитой труженика от вступления в синдикат и... до 120-ти.

Пришел, скажем, человек в синдикат, говорит: «Хочу открыть дело». Ему обеспечивают юридическую и информационную поддержку (проще говоря, прикидывают, насколько бизнес может быть прибыльным, и дают готовый пакет документов для открытия). Почему? А потому, что выгодно. Такой «ацмаи» будет работать, и платить взносы в синдикат.

Синдикат заинтересован в том, чтобы расширяться – а значит, имеет информационную службу, которая помогает его членам с поиском заказов.

Вообще, в странах народного синдикализма трудоустройством занимается не безликая биржа труда, а синдикат, к которому человек приписан. Сами посудите – если в «лишкатке» к сидящей за компьютером девочке подходит в поисках работы сначала водопроводчик, потом автослесарь, потом мастер по ремонту компьютеров – кому она может найти работу? Другое дело, если человек обращается за работой в свой синдикат – там уже знают конкретный участок рынка труда, там ему предложат или работу, или переквалификацию... А пока независимый труженик ищет работу, он не погружается в финансовую пучину, а получает пособие от своего синдиката. Зря он, что ли, взносы платил! Пенсионным обеспечением, страхованием жизни также занимается синдикат – точнее, его юристы, которые следят, чтобы независимым труженикам было выгодно и удобно. А если что – правление синдиката, выбранное из самих же тружеников, всегда сможет нанять более грамотных юристов. Все в наших руках!..

В таких условиях человеку выгодно платить налоги! Ты платишь взносы в синдикат – а синдикат тебя защищает. При этом налоги идут не в госкарман, а в синдикат – и синдикат уже платит налоги государству. То есть страна имеет дело не с аморфной массой мелкого бизнеса, а с единым крупным налогоплательщиком, который, в случае чего, всегда сможет сказать свое веское слово для защиты еврейского труда.

Почему я вдруг заговорил о еврейском труде? Да потому, что при колоссальной безработице в стране масса иностранных рабочих! Их труд кажется дешевым только на первый взгляд. Там, где трудится иностранный или арабский (что, собственно, почти одно и то же) рабочий – там рядом притаился еврейский безработный. Которому надо платить пособие, чтобы он элементарно не умер с голоду. Который не платит налогов, так как ему не с чего. И который, наконец, элементарно разлагается и впадает в депрессию от собственной ненужности.

Еврейский национальный синдикат защищал бы в первую очередь интересы еврейского труда. Потому, что иностранный рабочий не может быть членом такого синдиката, а значит, невыгоден ни синдикату... Ни, по большому счету, государству.

В дальнейшем каждый сознательный труженик Израиля был бы прикреплен к одному из синдикатов, в соответствии с профессией. Синдикаты решали бы и вопросы временного трудоустройства пенсионеров, потому что в стране есть огромный трудовой ресурс, который никак не задействован...

В свое время система национальных синдикатов помогла восставновить экономику Испании и Португалии после гражданских войн. Он вытащила из трясины экономику Аргентины (впрочем, с уходом Перона и ориентацияей на США аргентнская экономика вернулась обратно в болото).

Почему же еврейские национальные синдикаты не создаются в Израиле?

Ответ просто – Гистадрут хочет оставаться единственной мощной профсоюзной организацией в стране, защищая лишь чиновников и госслужащих. А кроме того, кто будет этим заниматься?

Наши экономисты не думают о собираемости налогов – это ж сколько возни! Гораздо легче поднять цены на хлеб да уменьшить пенсии старикам.

Александр Рыбалка
Tags: Беад Арцейну, Гиперсионизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments