рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Categories:

Типология поколений. Достойно дальнейшего обдумывания.

Недавно спросили, знаю ли я людей, приехавших в Израиль в начале девяностых в возрасте тридцати с небольшим - и которым сейчас, соответственно, за сорок. Размышляя над этим вопросом, я с удивлением обнаружил в своём сознании нечто вроде чёрной дыры. Сначала мне показалось, что людей, которым сейчас около сорока, не существует совсем. Есть мои сверстники - то есть те, кому сейас около тридцати. Есть поколение наших родителей, которым 50-60. Посередине же - какое-то смутное пространство, заполненное непонятным туманом....

Потом из этого тумана стали медленно появляться, как бы вылывая из небытия, по одному - по двое, люди-которым-за-сорок. И тогда я понял, что соотношение поколений друг с другом выражается исключительно иррациональными числами.
Традиционное представление о смене поколений, при котором за поколением родителей следует поколение детей, является неточным. Скорее, существуют две паралелльные цепочки родителей и детей - замкнутые и не очень-то отдающие себе отчёт в существовании друг друга. Поскольку для каждой из них вторая является чем-то вроде корня из двух, числом, которое не очень существует в реальном мире и проявляется тенденцию к размыванию, примыканию к одной из двух крайностей: собственным, внутренним, родителям или детям.
И это не случайно: поскольку, судя по обозримым поколениям (то есть моих сверстников, их родителей и дедушек-бабушек и, соответствующей ей цепочке сорокалетних) речь идёт о принципиально разной позиции по отношению к миру. Собственно, поколения бывают чётные и нечётные.
Поколения нечётные - т.е. нынешние сорокалетние ("дворники и сторожа") и ведущая к ним генеалогическая цепочка (условно говоря, поколение "военное" и "революционное") - это поколения гностические. Всех их отличает подозрительно-враждебное отношение к миру и заведённым в нём порядкам - все они в глубине души полагают, что вселенная создана Злым Демиургом. Эта подозрительность может проявляться на разных уровнях: от недоверия к властям коммунальным до "правды нет и выше" (Сальери явно был из них - в отличие от Моцарта, который "мог остановиться у трактира и слушать музыканта"). Отсюда - тенеденция к созданию замкнутых элитарных кружков избранных и воздержание от попыток активного включения в существующие социальные или метафизические структуры. (Кстати, Окуджава с его "возьмёмся за руки" был вовсе не шестидесятником; он - типичный представитель военного поколения; шестидесятники - это "нам, молодым, вторит песней той весь шар земной", а не "чтоб не пропасть по одиночке").
Поколения же чётные (мы - "поколение перестройки", наши родители - шестидесятники и поколение коллективизации-индустриализации) относятся к миру изначально доверчиво. Они не считают внешнюю реальность прибежищем сил зла и потому готовы активно в ней функционировать. Их, конечно, отличает некоторая - большая или меньшая - наивность; в то же время речь совсем не всегда идёт о конформизме; это, скорее, нечто вроде "узнаю тебя жизнь, принимаю, и приветствую звоном щита" - Блок, кстати, явно был "из наших", и недаром не любил свой собственный Второй Том).
Речь идёт, вообщем-то даже, не об идеологии: это скорее изначально разный угол разворота по отношению к жизни, а собственно "мировоззрение" может ему и не соответствовать.
Это всё, конечно, общая типология; в любом поколения встречаются типы, принадлежащие на самом деле, к другому.
Кстати, нынешние двадцатилетние тоже, кажется, не очень-то доверяют окружающему миру.
Tags: Идеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments