рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

  • Mood:
  • Music:

Взгляд на еврейскую цивилизацию сквозь призму СЪЕЗДА ПОБЕДИТЕЛЕЙ - XVII съезда ВКП(б)

avva удивляется риторике сталинского СЪЕЗДА ПОБЕДИТЕЛЕЙ -
XVII съезда ВКП(б) 26 января - 10 февраля 1934 г.Примечательно, что тогда ещё возможно было обращение на "ты" к главе государства во время съезда (понятно, стилизованно-крестьянское, но всё же; при Хрущёве или Брежневе такого быть не могло, кажется?):.
Разумеется, что не могло. Обращение на "Ты" к вождю - это признак "социума на марше" - когда общество мобилизуется для выполнения некоей трудной и великой задачи. Вождь как бы фокусирует в себе устремления и идеалы масс. Народ полностью самоидентифицируется с вождем, и за счет такого чувства и можно его "вести на подвиг и на труд". При этом возможно два механизма такой идентификации.
Или возникновение огромной дистанции между Вождем и народом, сакрализация Вождя. В русском языке обращение на Ты - обращение к Богу в молитве. Сталин был живым богом, Брежнев и Хрущев - просто чиновниками, в позднем Советском Союзе было полностью утрачено ощущение сакральности власти. Окончательно это произошло или к концу правления Хрущева, или после его снятия. Известны слова кого-то о том, что, мол, в эпоху Сталина вождей не снимали, а расстреливали. Естественно - боги не уходят в отставку.
Второй механизм самоидентификации народа и Вождя - ощущение общности, единства, одной плоти - "Он - наша плоть и кровь, один из нас, не только Вождь, но и Друг", отец - как и в случае Живого Бога - но отец не небесный, а родной. Вождю доверяют как себе и любят как как бы члена семьи.
Характерно такое настроение, в частности, для находящейся в деле армии - "отец-командир". Наполеон, стоящий на часах вместо уснувшего часового.
Не уверен, что такой механизм более эффективен, чем первый, но как еврею он мне намного более симпатичен и естественен.
Обращение на "ВЫ", подчеркивание дистанции характерно для общества, где связь между членами слаба, а общество с трудом может быть сплочено или мобилизовано.
На смерть человека может послать только тот, с кем этот человек на "ты" - тут не может быть психологической дистанции.
Кстати, не случайно также, что на "ты" в русском контексте переходят в пьяных компаниях - когда появляется такое ощущение единства, "растворение в питие", что ли.

К чему я это все, собственно. Если в языке предусмотрено разделение Ты и Вы, то необходимы дополнительные усилия и социально-психологические механизмы для преодоления той пропасти, о которой говорилось выше. В иврите ( и в английском, между прочим) разделение на Ты и Вы нет.
Это одно из выражений того, что еврейская цивилизация по своей природе есть цивилизация героическая, несущая потенцию развертывания, содержит в себе потенциал революционных изменений, мобилизационна по своей сути. И, соответственно, "сионистская революция" легко может вновь проснуться в дремлющем израильском обществе.
Между прочим, не случайно, наверное, и то, что, насколько я помню, в английском единое обращение окончательно сформировалась несколько веков назад, с началом эпохи великих свершений - эпохи индустриальной революции и колониальной экспансии.
Subscribe

  • Свободный человек

    В замечательном курсе "Психология политики" который читает Леонид Гозман в Московском Свободном университете был задан вопрос: Пример свободного…

  • "Лейзер, Литва уже сгорела?.."

    "Лейзер, Литва уже сгорела?.." Очень неполиткорректная беседа с Лейзером Броером: Авраам Шмулевич Лейзер Броер - "талмид хахам" (знаток Торы), один…

  • Это чудесно, согласитесь.

    Это чудесно, согласитесь. 22 марта Европейский Союз создал Европейски фонд мира (European Peace Facility ).’И чем занимается этот фонд, какова его…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments