рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Category:

Кто есть Машиах.

Это главы о Машиахе из кодекса Рамбама "Мишне Тора" ("Яд ха-хазака"). Слово "Израиль" в тексте значит еврейский народ в целом.
Рамбам. МИШНЭ ТОРА. Законы раскаяния.
ГЛАВА 9
2. И поэтому весь народ Израиля, и его пророки, и его мудрецы страстно мечтают о наступлении времени Царя-Машиаха, что бы освободиться от власти злодейских царств, не дающих народу Израиля заниматься Торой и исполнять заповеди так, как положено, когда они, наконец, обретут покой и умножат мудрость свою, чтобы удостоиться жизни в Будущем мире.
Поскольку в те дни увеличится знание, мудрость и истина, как сказано: "...потому что наполнится земля знанием Господа" (Ишаягу 11:9), и сказано: "И не будет больше учить каждый друга своего и брата своего... ибо все, от мала до велика, будут знать Меня" (Иермиягу 31:33), "И выну каменное сердце из тела вашего" (Иехезкель 36:26) Это произойдет потому, что тот царь, который встанет из семени Давида, будет более мудр, чем царь Шломо, и будет пророком, близким по уровню к Моше-рабейну; он обучит весь народ и укажет ему путь Господа, и все народы придут слушать его, как сказано: "И будет в конце дней - возвысится гора Дома Господа над всеми горами, и стекутся к ней все народы" (Ишаягу 2:2).
Окончательное вознаграждение и последнее благо, которому нет конца и ущерба - это жизнь Будущего мира; времена же Машиаха относятся к этому миру, и все законы природы останутся в силе, только царствие (суверенитет) вернется к Израилю. Мудрецы прежних времен сказали: нет разницы между этим миром и временем Машиаха, кроме порабощения Израиля другими народами.



Рамбам. МИШНЭ ТОРА.ЗАКОНЫ О ЦАРЯХ И ВОЙНЕ.
ГЛАВА 11
1. В будущем придет царь - помазанник (Машиах), восстановит царствие дома Давида, как прежде, и первоначальное правление, построит Храм и соберет народ Израиля, рассеянный по свету. В его дни снова вступят в силу все законы, действовавшие в прошлом; будут приносить жертвы, соблюдать субботний и юбилейный годы в соответствии с написанным в Торе. Всякий, кто не верит в это или не ожидает его прихода, отвергает не только предсказания пророков, но слова самой Торы и Моше, учителя нашего. Ибо сама Тора свидетельствует об избавлении, которое принесет Машиах:

3. Да не подумаешь ты, что Машиах должен творить чудеса и знамения, отменять законы природы и воскрешать мертвых, и делать подобные вещи как утверждают глупцы. Это неверно. …
4. Но если встанет царь из рода Давида, постигающий Тору и исполняющий заповеди подобно Давиду, отцу его, согласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль следовать путем Торы, и будет воевать войны Всевышнего, то вероятно , что он (бхезкат) Машиах. И если он преуспел во всем этом, и победил все окрестные народы, и построил Храм на месте его, и собрал народ Израиля из изгнания, этот человек - наверняка (бвадай) Машиах. Если же ему не удалось совершить все это или если он погиб, то этот человек - несомненно, не тот, о ком говорила Тора, он просто один из достойных и благочестивых царей из дома Давида, и послал его нам Святой Творец, благословен Он, для того лишь чтобы испытать нас, как сказано: "И некоторые из разумных потерпят поражение [в попытке принести избавление], чтобы [это испытание] очистило, прояснило и обелило [Израиль] до наступления конца времен, ибо срок этот еще не пришел" (Даниель, 11:35). И о Йешуа га-Ноцри (Иисус из Назарета), который воображал, что он Машиах, и был казнен по приговору суда, уже пророчествовал о нем Даниель: "И преступные сыны народа твоего дерзнут осуществить пророчество и потерпят поражение" (Даниель, 11:14), - ибо может ли быть больший провал. Ведь все пророки говорили, что Машиах спасет и избавит Израиль [от бедствий], соберет изгнанников, что он укрепит народ в соблюдении заповедей. Этот же был причиной тому, что сыны Израиля гибли от меча и остаток их был рассеян; они были подвергнуты унижению. Тору подменили другой, большая часть мира была введена в заблуждение, служа другому богу, а не Всевышнему. Однако замыслы Творца мира не в силах постичь человек, ибо "не пути наши - Его пути, и не наши мысли - Его мысли", и все происшедшее с Йешуа га-Ноцри и с этим измаильтянином, вставшим после него, было ничем иным, как подготовкой пути для царя Машиаха, подготовкой к тому, чтобы весь мир стал вместе служить Всевышнему, как сказано: "Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и станут люди призывать имя Г-спода, и будут служить Ему все вместе" (Цфанья, 3:9). Каким образом? Уже наполнился весь мир словами о Машиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов и многочисленных народов с необрезанным сердцем, и начали они рассуждать о Машиахе, и о заповедях Торы. Эти говорят, что заповеди были истинными, но в наше время потеряли силу, ибо были даны только на время. Те - что заповеди следует понимать иносказательно, а не буквально, и уже пришел Машиах, и объяснил их тайный смысл. Но когда придет истинный Машиах, и преуспеет, и достигнет величия, и восцарствует, сразу все они поймут, что ложное получили они в наследие от отцов своих, и что их пророки и предки ввели их в заблуждение.
ГЛАВА 12
1. Не полагай, что в дни Машиаха нарушится естественный ход событий или изменятся законы природы, установленные при сотворении мира. Весь мир будет таким же, как прежде. А то, что сказал Йешаягу: "И будет жить волк рядом с овцой, и леопард будет лежать рядом с ягненком" (Йешаягу, 11:6) - образное, иносказательное выражение, смысл которого в том, что Израиль будет в безопасности от злодеев мира, которые уподоблены волкам и леопардам … . И вернуться все к истинному закону (вере), и не будут грабить и разрушать, но станут брать только дозволенное им Всевышним, как и Израиль, как сказано: "И лев по утрам будет есть солому" (Йешаягу, 11:7). Подобно этому и все предсказания о днях Машиаха следует понимать иносказательно. И во времена Машиаха станет понятно всем, что именно подразумевали такие выражения, на что они намекали.
2. Сказали мудрецы: "Мир в дни Машиаха будет отличаться от нынешнего лишь тем, что Израиль не будет порабощен царствами мира" (Брахот, 346). Из простого, первого смысла слов пророков, представляется так: в начале времени Машиаха будет война Гога и Магога. И что перед этим встанет в Израиле пророк, чтобы наставить сынов Израиля на праведный путь и подготовить их сердца, как сказано: "Вот Я посылаю к вам пророка Элиягу..." (Малахи, 3:23). Он придет не для того, что бы сделать нечистое чистым и чистое нечистым, и не для того, что бы менять галахический статус людей. Но для того придет он, чтобы установить мир в мире, как сказано: "И обратит он сердца отцов к детям..." (Малахи, 3:24). И есть среди мудрецов те, которые говорят, что Элиягу придет раньше Машиаха. Как именно исполнятся эти и подобные им пророчества, не будет знать никто до тех пор, пока они не исполнятся. Ибо слова пророков об этом неясны. И у мудрецов нет общепризнанного предания о том, как это будет происходить, они лишь толкуют стихи Танаха, и поэтому нет у них единого мнения в этом вопросе. Во всяком случае, нет обязывающей версии о порядке событий, и детали того, что произойдет не входят в число основ веры. … Следует просто ждать и верить, как было разъяснено.
3. В дни царя Машиаха, когда укрепится его царство и соберется к нему весь Израиль, он выяснит родословную каждого из них, благодаря пророческому дару, которым наделен, как сказано: "Он будет восседать, отделяя и очищая" (Малахи, 3:3). Сначала он очистит сынов колена Леви и скажет: этот коген, этот левит, могущие служить в Храме. А тех из колена Леви, кто потерял возможность нести храмовую службу, отнесет к израильтянам. Написано: "И сказал им Тиршата [Нехемья], чтобы не ели они от самых святых жертв до тех пор, пока не придет коген с урим и тумим" (Эзра, 2:63). Из этого стиха ясно, что родословная левитов будет выясняться благодаря пророческому духу. Но касательно израильтян царь-Машиах будет выяснять лишь, к какому колену тот относится. Но не будет говорить о считающихся кошерными: этот мамзер, этот раб. Ибо закон гласит, что то, что произошло, то произошло.
4. Мудрецы и пророки желали прихода дней Машиаха не ради того, что бы получить власть над всем миром, и не для того, чтобы покорить народы мира, и не для того, чтобы эти народы почитали их, и не для того, чтобы пить, есть и веселиться. Но затем, чтобы быть свободными ради Торы и мудрости, чтобы никто не мог помешать и принудить их в этом, - для того, чтобы удостоились они жизни в грядущем мире, как это было объяснено в "Законах о раскаянии".
5. В то время не будет там ни голода, ни войн, ни зависти, ни соперничества, ибо блага земные будут в изобилии, и всевозможных яств будет столько, сколько есть на свете праха земного. И весь мир будет занят только познанием Всевышнего. И потому будут они великими мудрецами, и будет ведомо им тайное, и постигнут они мудрость Творца своего, насколько это в человеческих силах, как сказано: "Ибо наполнится земля знанием Г-спода, как море полно водою" (Йешаягу, 11:9).
Tags: Гиперсионистская каббала, Иудаизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments