рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Categories:

Ханука - это не праздник политкорректности

Ханука - это не праздник политкорректности

Авраам Шмулевич


Кроме всем известных праздников и памятных дней, у евреев есть еще целая серия дат, которые, как следствие забвенья галута, большинство из них перестало отмечать. Однако они никуда не делись. Сведены эти даты в книге под названием "Мегилат Таанит". "Мегилат Таанит" (переводится как "Свиток постов" - точнее, "Свиток [дней, запрещенных для] поста"), трактат, написанный незадолго до разрушения Второго Храма, во всяком случае, - не позднее восстания Бар-Кохбы (крупнейшее антиримское восстание в Иудее в 132-135 гг. н. э.). Мегилат Таанит включает в себя список из 36-ти дней, ознаменованных благоприятными для евреев историческими событиями и победами над врагом, и потому запрещенных для поста. В числе прочих дат, например, 3 число месяца кислев - удаление изображений римского императора из Храма в прокуратуру Понтия Пилата. Согласно Талмуду (Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат, 13-б), Мегилат Таанит составлен мудрецом Хананией бен Хизкия бен Гарон и его учениками, однако в добавлении к Мегилат Таанит, составителем назван также сын Ханании Элиэзер, известный как один из лидеров антиримского восстания (о нем упоминает и Иосиф Флавий, Иудейская Война. 2:409). В талмудический и раннесредневековый периоды, в Свиток Постов были включены добавления о событиях соответствующих эпох.

Один из праздников, о которых говорит Мегилат Таанит, именуется Днем Горы Гризим (Согласно Вавилонскому Талмуду (трактат Йома, 69-а), он отмечается 25 числа месяца Тевет, согласно Мегилат Таанит - 21 числа месяца кислев).

Гризим - это гора в Самарии (у города Шхем), где, согласно Пятикнижию (Дварим 11:29; 27:2-13) и книге Иегошуа бин Нун (8:30-35), был после перехода через Иордан подтвержден Завет, заключенный между Б-гом и Народом Израиля.

И именно в этом святом месте после разрушения Первого Храма самаритяне (шомроним) поставили свой лже-храм, который должен был служить противовесом Иерусалимскому Храму.

Мегилат Таанит (Гл.9) и Талмуд (Трактат Йома) рассказывают: Когда Александр Македонский вошел в пределы Земли Израиля, то самаритяне отправили к нему посольство. Самаритяне возвели клевету на евреев, и добились того, что Александр повелел разрушить Храм в Иерусалиме. Об этом стало известно Шимону Праведному (Шимон ха-Цаддик), тогдашнему Первосвященнику и одному из величайших мудрецов и законоучителей, из последних мужей Великого Собрания (Ему посвящена 50-я глава Книги Бен Сиры - "Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова").

Известен сей муж был не только огромной ученостью и праведностью, но и кротостью, любовью к Б-гу и к людям. Кроме прочего, ему принадлежит максима из талмудического трактата Пиркей Авот (1:2): "На трех основаниях держится мир: на Торе, на Храмовых жертвоприношениях и на добрых делах". Узнав о страшном указе великого царя, облачился Шимон Праведный в священные одежды, в которых Первосвященник совершает службу в Храме, и отправился навстречу Александру. (Собственно, из-за этого факта весь рассказ и приводит Талмуд. Эпизод появляется в ходе обсуждения вопроса об облачениях священников. По галахе коэнам (священникам) разрешено надевать их только на территории Храмовой горы, обладающей особой святостью, и нигде больше - и возникает вопрос, на каком основании Шимон одел их, отправляясь к Александру).

С ним отправилась тысяча знатнейших людей Иерусалима, облаченных в белые одежды, молодые священники несли золотые священные храмовые сосуды, и шли они в свете факелов всю ночь, а навстречу им по дороге на Иерусалим двигался Александр. На утренней заре они встретились.

Когда Александр увидел Шимона Праведного, он сошел со своей колесницы и распростерся ниц перед Первосвященником. Сопровождавшие удивились: "Ты - такой великий - и падаешь ниц перед этим евреем?!", Александр ответил: "Образ этого человека появляется предо мной всякий раз перед началом битвы и помогает побеждать". Царь отменил указ о разрушении Храма, а насчет самаритян сказал Шимону: "Вы можете делать с ними что захотите".

Первосвященник поступил так, что, живи он сейчас, сидеть бы ему в тюрьме за военные преступления. Причем даже не гаагской тюрьме - немедленно занялась бы им родная израильская прокуратура.

В пятках самаритян, по повелению Шимона Праведного, проделали дыры, в дыры продели веревки, да и привязали к хвостам лошадей. Так и так протащили до Горы Гризим (несколько десятков километров). А лже-храм самаритян разрушили, место это вспахали и засеяли - т.е. сделали с самаритянами то, что они хотели сделать с Домом Вс-вышнего.

Через некоторое время самаритянам, впрочем, удалось восстановить свое святилище. А окончательно его ликвидировал царь-первосвященник Иоханан Гиркан I (правил в 134-104 г. до н. э.), сын Шимона Маккавея, предводителя восстания Маккавеев - восстания против эллинистической власти, годовщину которого евреи празднуют в Хануку. (Кроме прочих дел он, завоевав Эдом (Идумея), силой принудил эдомитов принять иудаизм, что привело к их слиянию с евреями).

Что касается Александра Македонского, то, возможно, это его намерение разрушить Храм - и есть причина, почему его род так плохо кончил.

Удивительное дело - весь род, все родственники потомки не только Александра (дети, жены), но и его отца Филиппа были вырезаны до последнего человека в ходе вспыхнувших после кончины царя войн диадохов (полководцев Александра). При этом, возможно, особенно трагично то, что семья Александра была вырезана не врагами, но именно соратниками и друзьями царя! И не греками даже, которые македонян ненавидели, а самими макендонянами. Последней убили Фессалонику, дочь Филиппа, сестру Александра - по приказу ее сына Антипатра, который тоже вскоре плохо кончил. Это убийство произошло около 300 года до н.э., чуть больше чем через 20 лет после смерти самого Александра, он умер в 323 до н. э. Двадцати лет хватило на всех!

Но вернёмся к нашему празднику.
Сейчас праздник Хануки, праздник победы Маккавеев - как минимум в диаспоре - просто какой-то праздник политкорректности. Главный его ритуал - зажигание Ханукии, особого восьмисвечника. Известен он в современном мире всем - ибо зажигают ханукальный светильник где только возможно и кто только возможно - и в Кремле, и в Ватикане, и президент РФ и Президент Америки, и звезды Голливуда. Хотя по галахе, чтобы действо имело религиозный смысл, зажигать огонь должен только еврей. И - главное - это праздник освобождения народа Израиля. Освобождения и от физической зависимости, но в первую очередь - от зависимости духовной, освобождение от пут чужой культуры. Какой уж тут Ватикан и Голливуд?!…

А вот что рассказывается в Свитке Постов про события праздника Хануки: Маккавеи, оказавшись в захваченном ими Храме, обнаружили, что храмовая Менора (Священный светильник) осквернена и испорчена, зажигать ее нельзя. Но Менора - необходимая часть храмового ритуала, без нее Служба неполна, восстановить Храм нельзя. А сделана она была из чистого золота, с большим искусством и красотой. Однако ни необходимого количества золота, ни времени для изготовления из него Меноры не было - война еще шла, да и вообще Храм нужно было освятить, как можно скорее. И Маккавеи сделали новую Менору из подручных средств, которую и поставили во вновь освященный Храм. Как рассказывает Мегиллат Таанит, Хасмонеи изготовили эту Менору из семи "шипудим", в которые было налито и зажжено оливковое масло, пригодное для ритуальных целей. Сейчас под словом "шипуд" понимают железный вертел, заостренную железную палку. Но, по мнению историков, "шипуд" в эллинистическую эпоху представлял собой колющее оружие, тип копья, а рукоятка копья была полой изнутри и имела, по-видимому, форму чаши, именно в эту чашу и налили оливковое масло.

Чудо Хануки, которое отмечается в праздник, произошло именно с этим светильником. То есть первая Менора обновленного Храма, зажжение которой отмечается в праздник Ханука – в один из главных праздников иудаизма – была сделана из оружия недавнего боя, с которого только что смыли кровь.

Ханука на самом деле - тяжелый праздник. Праздник победы в гражданской войне. В эти дни мы празднуем победу в гражданской войне, победу евреев-националистов над "митъявним", "огречившимися", евреями, отрекшимися от еврейства. И если бы победили митъявним, то мир сегодня имел бы совершенно другой характер - не было бы ни евреев, ни иудаизма, ни порожденной иудаизмом современной цивилизации.

Tags: Иудаизм, Мои тексты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment