рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Благодаря этим контактам, моя Родина может в значительной степени стать тем местом,

где будет формироваться духовный облик наступающей эпохи.

Интервью с первым Президентом Азербайджана Аязом Муталибовым

Исламского антисемитизма в Азербайджане нет

Александр Рыбалка
Газета "Время" (Израиль), 11.11.03

Первым всегда быть тяжелее. Все новое... Как браться за дело? Как не допустить ошибок, если нету опыта предшественников?
Аяз Муталибов стал первым Президентом Азербайджана. Сотни лет страна была частью России, и вот - стала независимым государством. Государственность приходилось создавать практически с нуля. И, надо сказать, Муталибов сделал все, чтобы Азербайджан стал не очередной восточной исламской ортодоксией, а страной, стремящейся к цивилизации (естственно, в силу своих возможностей и традиций).
В результате военного переворота Муталибов был смещен с поста Президента. Конечно, он тогда мог кликнуть верные ему воинские части... Но предпочел уйти, чтобы не проливать кровь соотечественников.
Уже восемь лет Аяз Ниязович живет в Москве. Отношения с Гейдаром Алиевым у него, как говорится, "не сложились" (хотя в немалой степени в этом виноват не Алиев, а его окружение). Все эти годы Муталибов из "изгнания" продолжал оказывать влияние на азербайжданскую политику. Возможно, сейчас, когда к власти пришел сын Алиева, человек молодой, незашоренный и со своей командой, участие в политике первого Президента страны станет еще более весомым - но и более конструктивным.
Однако нас, израильскую газету "Время", интересует в первую очередь взгляд Муталибова (считающегося умеренным националистом) на отношения между Израилем и мировым исламом.

Вопрос: - Вы были лидером страны, которая считается "умеренно исламской". А стоит ли в принципе разделять страны на "умеренно исламские" и страны исламского фундаментализма?

Ответ: - Разумеется не стоит, если иметь в виду исламскую религию, которая в
своих догматах не разделяется на категории. Если же говорить о
государственном устройстве стран с мусульманским населением, то здесь
существует известная разница. Существуют исламские государства с
клерикальным режимом власти. Может быть, отсюда проистекает понятие о
фундаментализме, который с моей точки зрения, является скорее
проявлением ортодоксальности. Кстати, Азербайджан многие годы входил в
состав СССР, в котором религия была отделена от государства. И не
только отделена, но и притеснялась. В Азербайджане, к примеру,
существовал запрет на строительство мечетей, отсутствовали учебные
заведения для подготовки духовных деятелей. В то же время верующие в
Ислам были, и в основном они следовали лишь традициям и обрядам
бытового характера. Скажем, молитвенные чтения по усопшим, посты, не
поощрявшиеся, к слову сказать, органами власти. Поэтому в массе народа
это было скорее исключением, чем правилом. Отмечу также, что
азербайджанский народ всегда отличался веротерпимостью. Здесь многие
века сосуществовали основные мировые религии - Ислам, Иудаизм,
Христианство. Именно поэтому здесь по сей день отсутствуют
противоречия религиозного характера, а духовные иерархи всех
представленных в стране конфессий поддерживают добрые отношения между
собой. Вместе с тем должен отметить, что в течение последних лет
наблюдается процесс приобщения к Исламу разных слоев населения, и
этому во многом способствуют проблемы, с которыми столкнулся
азербайджанский народ за годы своей независимости. И, прежде всего,
здесь следует указать на исключительно тяжелые условия жизни:
масштабная безработица, нищенская зарплата, коррупция, нарушения прав
и свобод граждан страны. Именно эти обстоятельства вынуждают людей
искать духовную поддержку в вере.

Вопрос: - Являются ли исламские страны "единым фронтом", выступающим против западной цивилизации? Каковы перспективы этого противостояния?

Ответ: - Я бы этого не утверждал. Равно, как и не стал бы подразделять
общечеловеческую цивилизацию по географическому признаку. Многие
мусульманские народы являются источником древнейшей культуры, науки,
внесших свою лепту в развитие человеческой цивилизации. С точки зрения
глобальных экономико-политических процессов подобное разделение
невозможно. Мусульманский техноэкономический мир давно инкорпорирован
в западную систему. Более того, он активно пользуется достижениями,
так называемой, западной цивилизации. А заботы о дальнейшем развитии
государств с господствующим исламским религиозным фактором немыслимы
без взаимодействия в этих главных сферах человеческой деятельности.
Появлению теорий о религиозном характере противостояния между
отдельными странами способствуют скорее политики, эксплуатирующие
некоторые различия в мировых религиях, чем объективно существующие в
среде народов этих стран мнения. Будь противостояние "единым фронтом"
реальностью - его последствия в современных условиях были бы
катастрофичными для всей человеческой цивилизации.

Вопрос: - Возможны ли партнерские отношения между Израилем и исламскими странами? акими именно? Как, на Ваш взгляд, они могли бы строиться?

Ответ: - Разумеетсяя, возможны. Ведь сотрудничают эти страны с тем же Западом, с Россией, со странами постсоветского пространства. На мой взгляд,
религиозный фактор в отношениях между государствами не имеет
определяющего значения для перспективы их сотрудничества. Другое дело
если речь идет о конфликте интересов конкретных стран, которых, к
слову сказать, в том же ближневосточном регионе за последние несколько
десятков лет, было немало. Что касается партнерских отношений между
странами региона - для начала наиболее естественными они могли бы быть
в экономической сфере, касающейся по большей части не нефтяного
сектора экономики. Содействие ведущих стран в их интеграции в мировую
экономику, в значительной мере могло бы облегчить решение многих
имеющихся здесь проблем. Достаточно привести пример, когда тесная
экономическая интеграция и связанная с ней взаимозависимость экономик
европейских стран позволила им в итоге объединиться на взаимовыгодной
основе в рамках Европейского союза. Конечно же, на этом пути
существуют известные сложности. Но в определенной мере они вполне
преодолимы.

Вопрос: - Каковы проблемы межнациональных взаимоотношений в Азербайджане? Существует ли "исламский антисемитизм" - это достаточно новое явление в исламском мире?

Вопрос: - Межнациональных проблем в Азербайджане не существовало, равно как не существуют и сегодня. Народы, веками населяющие эту страну, давно
идентифицируют себя в качестве ее граждан. Иное дело, когда речь идет
о Нагорном Карабахе. Но это вовсе не межэтнический конфликт. Этот
конфликт сугубо территориальный. И поскольку он произошел в регионе
компактного проживания армян, то многие стали называть его
межнациональным. В Азербайджане не было нетерпимости по отношению к
армянам, как не было и меконфессиональной конфронтации. Это
подтверждается огромным числом смешанных браков, для которых ни
национальная, ни религиозная принадлежность не являлись препятствием.
По разным оценкам, даже сегодня в Баку проживает около 40 тысяч лиц
армянской национальности, являющихся родственниками азербайджанцев по
смешанным бракам. Кстати, в истории карабахского противостояния не раз
возникали острые периоды. Однако это впоследствии не мешало
нормализации отношений между проживающими там армянами и
азербайджанцами. Надеюсь, что рано или поздно это вновь произойдет.
Что касается исламской формы антисемитизма (признаюсь, что об этом
слышу впервые), то в Азербайджане подобного не было и нет сегодня. В
подтверждение могу сослаться на известный мне факт. В период массового
выезда евреев из СССР - меньше всего их было в числе отъезжающих из
Азербайджана.

Вопрос: - В свое время Вы были Президентом Азербайджана. Планируете ли Вы возвращение в большую политику? Какую нишу Вы могли бы занять сегодня в азербайджанской политике, на Ваш взгляд?

Ответ: - Сегодня я являюсь лидером Социал-демократической партии Азербайджана.
Партия достаточно быстро развивается. Программные установки партии
отдают предпочтение обеспечению эволюционных процессов в развитии
азербайджанской государственности. Мы выступаем за подлинно
демократические преобразования в стране. Мы не приемлем политического
экстремизма в любом ее проявлении. Программные цели партии, с нашей
точки зрения, могут быть достигнуты только путем политического
соперничества с другими партиями. Арбитром в этом соперничестве может
быть только народ, который должен иметь возможность свободно изъявлять
свою волю.

Вопрос: - Вам прекрасно знакома психология ислама. Какую политику, на Ваш взгляд, должен был бы проводить Израиль в своем противостоянии с исламским миром? С какими израильскими партиями и движениями Вы поддерживаете отношения?

Ответ: - Я не исламовед и поэтому не могу комментировать то, что Вы назвали
психологией Ислама. Мне кажется, что здесь надо говорить о психологии
людей исповедующих Ислам, равно как и другие религии. Я бы отметил
поведенческую составляющую психологии человека. Многое зависит от
того, кто и как толкует Ислам. Между религиозными заповедями,
исходящими от Творца посредством его пророков - посланников, много
других посредников, порой берущих на себя право по-своему толковать
догматы религии. Простому смертному иногда трудно в этом разобраться,
потому что многие не знают тот же Ислам достаточно глубоко, чтобы
вносить свое понимание его догматов. Что касается политики Израиля по
отношению к исламскому миру, то на мой взгляд, здесь очень важно не только
добиться урегулирования палестино-израильских отношений, в
но и выработать модель межцивилизационного диалога, отвечающую потребностям третьего тысячелетия и учитывающую одновременно все многообразие опыта прошлого. Азербайджан с его древней культурой и многовековым опытом сосуществования с евреями и представителями других культур как нельзя лучше подходит для этой роли. Я давно и хорошо
знаком с руководителем общественного движения "За Родину" ("Беад Арцейну") Раввином
Авраамом Шмулевичем. И в течение уже нескольких лет связанные с нашей партией духовные деятели совместно с движением "За Родину" ("Беад Арцейну") и лично раввином Шмулевичем ведут конструктивную работу в этом направлении. Я могу сказать, что, благодаря этим контактам, моя Родина может в значительной степени стать тем местом, где будет формироваться духовный облик наступающей эпохи. Мы планируем также установление межпартийных
отношений с рядом партий в Израиле. В Израиле сегодня проживает очень
много моих бывших соотечественников. Я знаю, что многие из них до сих
пор хранят в памяти то время, когда они жили в Азербайджане.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment