рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Category:

Интеллектуалы европейские и еврейские

Секрет живучести и жизненности еврейской традиции, в частности, заключался в том, что интеллектуалы у евреев не были изолированы от практики. Напротив, раввин, т.е. интеллектуал-учитель общества, всегда, по определению, занимал и ключевую социальную позицию. Членом раввинской иерархии был лишь тот, кто занимал и административный пост, выполнял важные практические функции. Человек мог самостоятельно приобрести сколь угодно разнообразные знания Священных текстов - но он не мог проявлять эти знания публично без санкции раввинской иерархии. (Стоит упомянуть запрет "открывать лики Торы вне Пути"). Подобно тому в современном обществе человек может сколь угодно хорошо разбираться в военной стратегии и владеть навыками боя - "военным", членом армии как института, со всеми вытекающими, он не будет. Если же попытается применить свои знания несанкционировано - подвергнется репрессиям. Средневековое еврейское общество управлялось союзом финансовой олигархии и интеллектуалов. Последние были судьями, определяли законы экономической деятельности и стратегию социального выживания, давали идеологическое обоснование существующему порядку. Поэтому разрабатываемые ими идеологемы сразу же корректировались практикой. (Любые имеющие хождение в социуме идеологемы, в том числе в области мистики или другой спекулятивной теории, всегда имеют и социально-практические последствия). При этом и "светская" власть тоже следила за тем, что бы идеологические разработки поставлялись в общество только в рамках этой системы, в рамках канонической еврейской традиции. Подобная ситуация имела место в талмудическую эпоху, в Средневековье (еврейское средневековье кончилось в 19 веке), по-видимому, и в эпоху Первого Храма. Во времена Второго Храма, начиная с поздних Хашмонеев, и в Новое Время этот порядок был нарушен (по вине всех трех сторон социального контракта) - и катастрофические социальные последствия не заставили себя ждать.

Интеллектуальная страта в современном западном обществе:
Токвиль о причинах революционной катастрофы во Франции: "В Англии политических писателей нельзя было отделить от государственных деятелей: первые вводили в практику новые идеи, а последние исправляли
и ограничивали теории с помощью фактов; во Франции же
политический мир как бы распадается на две отдельные области, не
имевшие никаких сношений между собою. В одной из них управляли, в
другой - устанавливали отвлеченные принципы... То обстоятельство,
что все политическое воспитание великого народа было целиком
выполнено литераторами - обстоятельство, совершенно новое в
истории, было едва ли не главной причиной, сообщившей французской
революции ее особый дух и приведшей к тем результатам, которые мы
видим". Токвиль А. Старый порядок и революция. М., 1911. С. 145, 147.
В современном же западном обществе главные хранители интеллектуальной традиции и разработчики идеологии - университетская профессура.. Большую часть жизни они не только варятся в своем соку, но в нем же и зарождаются и созревают, Если в США они хоть в некоторой степени иногда включаются в работу государственной машины - в Европе обратных связей и того меньше.
И еще верное замечание Александра Панарина "К тому же благополучно-застойные эпохи неизбежно оборачиваются для интеллектуала поражением в статусе. Здесь он, в лучшем случае, эксперт и советчик у властей предержащих. Но в грозные, эсха-
тологические времена статус носителей идей круто меняется: они
становятся оракулами, пророками, народными трибунами и вождями.
Личный относящийся к эмпирическому благополучию риск велик как
никогда, но даже ему сопутствует ореол жертвенного величия... "






Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments