рав Авром Шмулевич (avrom) wrote,
рав Авром Шмулевич
avrom

Categories:

Необходимость дихотомии варварство-цивилизация.

Отрицательный чужой: всякая цивилизационнная модель нуждается в целях
самоидентификации в концепции-антагонисте, в "чужом", внешнем этой цивилизации, вырабатывает понятие варварства - чего-то
противоположного ей.

Поле для такой дихотомии в европейской современной цивилизации очень сужено. Культурный релятивизм. Современная западная культура - во многом жонглирование антиномиями, смешивание крайностей, и эти игры интеллектуалов, неотягощенных никакой практической социальной ответственностью, привели к существенной утрате
жизненно важных дихотомий, типа "цивилизация - варварство",
"лик светлый - лик темный", "позитивное - негативное".
Но совсем без дихотомий общество просто расползется, как кисель, и политики-практики это понимают (скорее всего, инстинктивно).

На практическом поле осталась лишь дихотомия:
"демократия"/"права человека" - "тоталитаризм"/"фашизм", - силовым усилием, в приказном порядке она была объявлена неотменяемой, современное общество определяет себя как "демократическое". Поскольку поле культурной незыблемости резко сужено, то эти отрицательные полюса приобрели сверхценность. Покушение на них, все, что может задеть эти понятия, рассматривается как угроза ядру цивилизации.
Однако в эпоху перемен (а именно в ней мы имеем удовольствие пребывать), такая сверхчувствительность становится вредна. Она тормозит изменения политической структуры, объявляя ослов священными коровами.
Очень важный практический вывод: выступая за изменение современной системы надо быть крайне осторожным в формулировках - что бы не спровоцировать неадекватно-агрессивную реакцию против себя, не быть сразу же вытесненным в маргиналии.
При всем при том культурные дихотомии суть мифоподобные конструкции. И всегда в практической политической реальности любой культуры их и можно, а иногда нужно обойти - необходимо лишь подобрать адекватную, неразрушающую миф формулировку этого практического акта.
Пример - Америка, одевающая свой экспансионизм в словесные одежды "прав человека" и гражданского общества. ( Как сейчас в Средней Азии - укрепление трайбализма под заголовком помощи со стороны США тамошним режимам в строительстве гражданского об-ва, Туркменбаши как демократ!). Тут - серьезное внутреннее противоречие наступающего типа неоколониализма, классический был почти непротиречив, идеологически доработан. Ведь он декларировал более достижимую цель - заботу о повышении жизненного уровня и цивилизованности, т.е. понижении уровня насилия, у туземцев.
Ее можно было легко пощупать, реальные успехи вполне имели места. Неслучайно поэтому, и то, что западное общество отказалось от старой колониальной системы, когда появилась новая идеологическая доминанта "демократия", и патерналистская идея колоний оказалось с ней в вопиющем противоречии.
Мифологема наступающей волны неоколониализма несет в себе зерно шизофрении (Саудовские шейхи, - друзья демократии и прогресса, Арафат и Валид Дждумблат - члены Социнтерна). Надо полагать, вскоре она будет как-то скорректирована.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments